Разработка урока физики по формированию УУД "Сила трения". 7-й класс

Разделы: Физика, Мастер-класс

Ключевые слова: сила трения, формирование универсальных учебных действий


7 класс. УМК: Пёрышкин А.В.

Цель урока: создать условия для успешного формирования понятия силы трения, формирования УУД.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формирование представлений о силе трения,
  • изучение причин и видов трения;
  • выявление природы силы трения;
  • экспериментально установить, от чего зависит сила трения.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, внимание, умение анализировать, сравнивать результаты, делать выводы;
  • развивать навыки практической работы;
  • развить творческую активность.

Воспитывающие:

  • содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Оборудование: динамометры, плоскости, бруски, покрытые разными материалами, набор грузов, компьютер с мультимедийным проектором, распечатанные задания группам, мишени.

Цель, формы организации УД

Деятельность учителя,
применяемые технологии

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Формирование самооценки готовности к уроку.

Фронтальная

Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Я попрошу вас хлопнуть в ладоши 1 раз, если вы меня видите…
Я попрошу вас хлопнуть в ладоши 2 раза, если вы меня слышите…
Я попрошу вас хлопнуть в ладоши 3 раза, если вы готовы работать…
Начинаем наш урок. Откройте тетради, запишите число, классная работа…
А теперь улыбнемся друг другу и пожелаем успехов в освоении новых знаний.

Отвечают на приветствие учителя.

Коммуникативные: умение слушать учителя.
Регулятивные: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии для восприятия нового материала

2. Мотивация учебной деятельности, постановка цели урока

Подготовка учащихся к восприятию нового материала, проверка усвоения предыдущей темы.

Фронтальная

Создание проблемной ситуации:
У вас на столах лежит лист бумаги. Вложим его между страницами учебника. Попытаемся вытащить лист. Что же мешает нам легко вытащить листок?
Проведем опыт еще раз. Теперь вложим лист почти в самый конец книги. Попытаемся вытащить ещё раз. Что изменилось? Как это можно объяснить? Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы учителя.
Выдвигают предположения.

Коммуниативные:
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих.
Регулятивные:
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию

3. Актуализация знаний

Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне. Актуализация необходимых знаний на уроке.

Парная

Итак, сегодня мы будем изучать силу трения Запишите в тетрадях тему урока «Сила трения»
Но сначала мы должны вспомнить тему предыдущего урока. Я предлагаю вам проверить свои знания в парах. На слайде представлены вопросы. Отвечать на них вы будете друг другу. Затем, мы проверим ваши ответы.

Из представленного списка выберите и подчеркните верные утверждения.

Вопросы:

Сила является…

- скалярной величиной.

- причиной изменения скорости.

- мерой взаимодействия тел.

- векторной величиной.

- причиной изменения массы тела.

- причиной изменения формы тела.

- Если действие нескольких сил можно заменить одной силой, равноценной по своему действию этим силам. Такую силу называют …

- Чему может быть равна равнодействующая двух сил в 2Н и 5Н, действующая на тело по одной прямой?

- Равнодействующая сил, действующих вдоль одной прямой направлена

- Тело движется равномерно, если равнодействующая сил, действующих на тело...

Оцените ответы друг друга по пятибалльной системе. А теперь внимательно посмотрите на слайд, и убедитесь, что ваши ответы были правильными. Если есть расхождения - скорректируйте ваши оценки.

Работают в парах, оценивают ответы друг друга. Обсуждают результат.

Познавательные
- применять полученные знания и умения для решения широкого спектра практических задач в повседневной жизни.
Регулятивные:
оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Коммуникативные:
управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- слушать окружающих;
- с достаточной точностью выражать свои мысли;
- аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами;
- критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД.

Фронтальная

Теперь мы готовы познакомиться с новой силой, силой трения. Внимание на экран
(1 мин показа видео https://www.youtube.com/embed/B388xV7gijMЪ
Попробуйте сформулировать определение силы трения
Проверим ваши ответы. Найдите определение силы трения в учебнике. Параграф 32 на стр.90 и прочитайте его. А теперь запишите в тетрадь.

Ну а теперь давайте попробуем ответить на вопрос, а из-за чего возникает сила трения?
А если поверхности идеально гладкие?
Демонстрационный эксперимент: Демонстрация возникновения силы трения при скольжении стекла по стеклу.

Пытаются самостоятельно сформулировать определение силы трения.
Читают определение равнодействующей силы и записывают в тетрадь.

Отвечают на вопрос учителя.
Выдвигают предположения.

Познавательные
ребята учатся воспринимать, перерабатывать, анализировать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами
Регулятивные:
поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

5. Первичная проверка понимания

Цель: осмысление изучаемого материала

Фронтальная

Давайте подведём первые итоги, что нам теперь известно о силе трения. Мозговой штурм:
Вы говорите, а я коротко записываю на доске, всё, что нам известно о силе трения

Коротко формулируют усвоенный материал

Общеучебные:
структурирование знаний;
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи

Цель: организовать работу в группах для самостоятельного получения знаний.

Групповая

Как вы думаете, ваших знаний достаточно, чтобы объяснять окружающие нас явления, в которых мы встречаемся с силой трения? Приведите примеры?
Так давайте же узнаем больше о силе трения, чтобы мы могли понимать, что происходит вокруг нас.
Я предлагаю вам повернуться так, чтобы вы могли работать в группах. Каждой группе предстоит провести собственное исследование.
В видео, вы уже наблюдали, как можно измерить силу трения. Все помнят, как это делается?
А что вы будете исследовать написано у вас в задании, которое вы найдёте в лотках с приборами. После проведения экспериментов будьте готовы поделиться выводами, полученными вами в ходе исследования.

Задания:

- Сравните трение качения и трение скольжения.

- Определите, как сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности.

- Сравните сухое и жидкое трение.

- Исследуйте, зависит ли сила трения от площади поверхности?

- Исследуйте, как сила трения зависит от шероховатости поверхности.

- Исследуйте, как одно и то же тело скользит по разным, отшлифованным поверхностям.

Отвечают на вопросы учителя.
Выдвигают предположения.

Делятся на группы

Выполняют практические задания группой,
отчитываются о результатах, делают выводы

Личностные УУД:
- формировать основы научного мировоззрения;
Регулятивные УУД:
- находить и формулировать проблемы в индивидуальной и групповой учебной деятельности;
- находить способы решения проблемы и предвидеть конечный результат;
Познавательные УУД:
- уметь анализировать, сравнивать, обобщать изученные понятия;
- трансформировать информацию из одного вида в другой;
Предметные УУД:
- формировать понятия о силе трения, о видах трения
Регулятивные:
целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Коммуникативные:
- слушать окружающих;
- с достаточной точностью выражать свои мысли;
- аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами;
- критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их.
Универсальные логические действия.
• доказательство, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
• установление аналогий

6. Первичное закрепление

Цель: первичный контроль и коррекция знаний.

Групповая - фронтальная

А как вы думаете, ребята, сила трения полезная или вредная сила? Давайте первые 3 группы встанут на защиту силы трения, и попытаются нам доказать, что сила трения полезна, а вторые три группы - что вредно. Каждая группа приводит 1 пример, как аргумент за и против.

Обсуждают в группах, выбирают примеры и аргументацию.

Коммуникативные:
- слушать окружающих;
- с достаточной точностью выражать свои мысли;
- аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами;
- критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их.
Универсальные логические действия.
• доказательство, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений

7. Применение знаний в новой ситуации

Цель: организовать проверку знаний детей, на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых заданиях.
Фронтальная

Фронтальная беседа:

- Какая сила останавливает автомобиль после выключения двигателя?

- Почему медицинские иглы полируют до зеркального блеска?

- Почему у современных кресел вместо ножек колёсики?

- Дайте физическое обоснование пословице: "Пошло дело как по маслу".

Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают свою точку зрения, выслушивают мнение товарищей, оценивают их ответы.
Делают выводы.

Личностные:
- формировать основы научного мировоззрения;
Регулятивные:
- находить и формулировать проблемы в индивидуальной и групповой учебной деятельности;
- находить способы решения проблемы и предвидеть конечный результат;
Познавательные:
- уметь анализировать, сравнивать, обобщать изученные понятия;
- трансформировать информацию из одного вида в другой;
Предметные:
- формировать понятия о силе трения, о видах трения

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Сегодня мы познакомились с силой трения, на следующем уроке продолжим её изучение. Я предлагаю, кроме параграфа 32 и Упр. 13. (см. на слайд). Сочинить сказку. Я начну, а вы закончите дома: «Однажды, в одном небольшом городке таинственно исчезла сила трения…»

9. Рефлексия

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.

Индивидуальная

Предлагаю оценить свою работу на уроке, заполнив мишень. Вам предлагается сделать 4 выстрела. Чем выше оценка, тем ближе к «яблочку» - центру мишени, чем ниже - тем ближе к её краю, «молоку». Вспомните, что было сегодня на уроке и поставьте, пожалуйста, точки в каждом секторе мишени, которые соответствуют именно вам.

Оценивают свою успешность и успешность

Регулятивные УУД:
- учатся адекватно проводить самооценку;
оценивать степень успешности как индивидуальной деятельности, так и деятельность каждого члена коллектива;
- оценивать своё психофизическое состояние.
Коммуникативные УУД:
- критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их

См. статью в формате Word