Педагогические условия, способствующие формированию словоизменения в системе коррекционной работы с детьми ОНР 3 уровня старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с родителями, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: ОНР, старшие дошкольники, лексико-грамматический строй речи


Работа по формированию словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, несомненно, будет результативной, и иметь положительную динамику развития, при создании и соблюдении педагогических условий. Под педагогическими условиями понимают внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий значительное воздействие на протекание педагогического процесса, в той или же другой мере осознанно сконструированный педагогом, допускающий, но не гарантирующий конкретный итог процесса.

В процессе логопедической работы по закреплению форм словоизменения в предложениях также учитывается семантическая сложность той или иной модели предложения. В книге Р.И.Лалаевой, Н.В.Серебряковой «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников», представлена интересная методика работы с тремя видами текстов закрепления форм словоизменения в связной речи.

Работу по формированию словоизменения у детей с ОНР необходимо проводить, так как недостаточно сформированные у детей навыки словоизменения могут впоследствии сказаться на формировании письменной речи, могут появиться дисграфические ошибки, так называемые аграмматизмы, т.е. в нарушении связи слов: согласования и управления. Изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени образует сложную систему кодов, позволяющих упорядочить обозначенные явления, выделить признаки и отнести их к определённым категориям. Недостаточный уровень языковых обобщений не позволяет порой школьникам уловить категориальные различия частей речи.

Система работы над коррекцией формирования процесса словоизменения как составляющей лексико-грамматического строя речи, поможет учителю-логопеду предотвратить грамматическую дисграфию и дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза перед поступлением ребёнка в школу.

При соблюдении следующих педагогических условий, работа по формированию словоизменения у детей будет наиболее эффективной:

  1. Поэтапная организация работы по формированию словоизменения;
  2. Использование игровых упражнений, дидактических игр и обучающих компьютерных игр;
  3. Проведения занятий с системностью два раза в неделю.

При работе с детьми очень важно соблюдать этапы, которые шаг за шагом приводят нас к намеченному результату. По мнению различных ученых, этапы работы - это создание различных методов и приемов, которые следуя друг за другом, позволяют достичь поставленных целей.

Первое из педагогических условий, это поэтапность:

Первый этап работы:

  1. Существительные. Дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа.
  2. Работа над формами словоизменения.
  3. Понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа существительных.
  4. Закрепление беспредложных форм существительных множественного числа.
  5. Дифференциация глаголов 1,2,3 лица настоящего времени.
  6. Согласование сущ. и гл. в прошедшем времени в роде, числе, лице.
  7. Согласование прилагательного и существительного в именительном падеже ед. и мн. числа.

Второй этап работы:

  1. Закрепление более сложных форм словоизменения.
  2. Существительные: употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.
  3. Прилагательные: согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.
  4. Числительные: согласование числительных и существительных в именительном падеже.

Таким образом, правильно поставленная поэтапная работа позволяет достичь результата педагогически правильным способом.

Немаловажным в данной работе, является второе педагогическое условие. С помощью компьютера и дидактических игр. Работа по формированию словоизменения становиться увлекательнее и интереснее. Дети с заинтересованностью преступают к заданиям и легко усваивают материал.

Выдающийся ученый К.Д.Ушинский, считает, что игра в развитие ребенка вносит такой вклад, что его нельзя сравнить ни с каким другим, так как это свободная деятельность ребенка. Константин Дмитриевич писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а ровно число и разнообразие следов, остановленных ею в душе дитяти, с подобным влиянием учения первых пяти-шести лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры. Обучение в форме игры может и должно быть интересно, занимательным, но никогда развлекающим».

Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предоставляются ребенку в игровой форме. Играя, дети не осознают, что усваивают определенные знания. Любая дидактическая игра имеет в себе воспитательную и познавательную сферу.

В практике и теории, дидактические игры разделены на классификации: с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные, а так же в последнее время в связи с развитием различных технологий появились компьютерные игры. Такие как «Играемся», «Логозавр», «Игробукватека» и т.д. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов позволяет дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Первой задачей является, ознакомительно-адаптационная. В ее цикл входит, в первую очередь ознакомление с компьютером и правилами при его работе. Далее знакомство детей с различного рода компьютерными программами, через создания ситуации успеха идет работа над преодолением психологического барьера между ребенком и компьютером. И в самом конце формируется навык работы с «мышью» и клавиатурой.

Второй задачею является, коррекционно-образовательная. К данному циклу работы относиться, формирование и развитие у детей различных языковых средств: лексико-грамматического строя речи, связной речи и т.д. Так же входит формирование разнообразных учебных навыков: самостоятельна работа по решению поставленных задач, достижение цели поставленных в начале и оценка результата собственной деятельности. К этой задаче так же относиться: развитие ВПФ и знаковой сознательности.

И третьей задачей является, творческий цикл. В данный цикл можно отнести развитие воображения и познавательной активности.

Реализуя второе педагогическое условие, можно использовать игровые упражнения по методикам О.Б.Иншаковой, О.А.Безруковой, Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелевой, Г.В.Чиркиной и В.М.Акименко.

Упражнения для закрепления формы множественного числа

1. «Один - много»

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар - шары, дом - дома, ведро - ведра и т.д.

Логопед показывает картинку и называет: шар.

- А у тебя, - спрашивает логопед, - что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом, предлагается назвать все картинки (5-6 картинок). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы».

Упражнения для уточнения формы родительного падежа

1. «Угадай, чьи это вещи»

Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).

2. «Угадай, чьи это хвосты»

На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой - изображения хвостов. Логопед показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.

Упражнения для уточнения формы дательного падежа

1. Игра «Кому нужны эти вещи»

Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).

2. «Кто кому?»

Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.

3. «Гости»

На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: «Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.».

Упражнения для уточнения формы винительного падежа

1. «Кто самый наблюдательный»

Дети должны называть, что они видят: «Я вижу стол, стул, окно» и т.д.

Упражнения для уточнения формы творительного падежа

1. Ответы на вопрос «кто чем работает?» по картинкам (парикмахер - ножницами, маляр - кистью и т.д.).

2. Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.

3. Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.

Упражнения для уточнения формы предложного падежа

1. «Помоги животным найти свой домик»

Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других - их жилища. Логопед предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища.

2. «Назови сколько»

Картинки перевернуты, ребенок их не видит.

Цель: Выявить умение детей согласовывать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.

Хода игры: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Логопед предлагает назвать, что на карточке.

- Это (ребенок наугад называет любой предмет).

Логопед переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.

Логопед: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.

Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.

- Перед тобой 4 карточки, но у меня еще и пятая, посмотри, - логопед предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. - Что на карточке?

Ответ ребенка: Кружки.

Логопед: сколько кружков?

Ответ ребенка: Два.

Логопед кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.

Логопед: Назови предметы, добавляя число 2.

Образец: два мяча, две елочки …продолжай.

Логопед меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.

Логопед: Открой глаза и посмотри, что изменилось.

Ребенок: Новая карточка.

Логопед: Сосчитай, сколько кружков на карточке.

Логопед предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.

Образец: 5 мячей, 5 елочек.

Третье педагогическое условие, позволяет систематизировать, функциональные и структурные изменения в речи, лексические навыки обратимы, т.е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий. Поэтому нужно проводить занятия через такой промежуток времени, чтобы эффект каждого последующего занятия «наслаивался» на «следы» предыдущего, закрепляя и развивая вызванные им положительные изменения. Правильно организованное логопедическое воспитание предусматривает учет всей совокупности условий и подбор нужных упражнений в определенной системе и последовательности.

В «положении о порядке организации работы специалистов (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов) в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом для детей с ограниченными возможностями здоровья» установлено, что работа учителя-логопеда должна проходить не менее двух раз в неделю по 25-30 минут.

Таким образом, для полной работы, по формированию словоизменения должны быть реализованы все педагогические условия.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Р.И.Лалаевой, Н.В.Серебряковой «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников», «Союз», Санкт-Петербург, 1999.
  2. Ушинский К.Д. Сочинения. Т. 10. - М.; с.516.