Урок алгебры по теме "Свойства степени с натуральным показателем". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7

Ключевые слова: математика игра, Свойства степени с натуральным показателем


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель деятельности учителя: создать условия для формирования у учащихся способностей к систематизации изучаемого предметного содержания по теме «Свойства степени с натуральным показателем».

Формируемые УУД:

Регулятивные - совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные - совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;

  • совокупность умений проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

Основные понятия: степень, произведение степеней, частное степеней, степень степени, степень произведения, степень дроби.

Ресурсы:

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

- Девизом нашего урока будут слова великого русского математика Михаила Васильевича Ломоносова:

«Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь»

- Как вы понимаете эти слова?

- Какую тему рассматривали на прошлом уроке?

- Чему будет посвящён сегодняшний урок? (Вероятно, мы посвятим урок выявлению оставшихся затруднений по этим темам, выявлению причин затруднений и их отработке.)

- С помощью слов помощников:

  • вспомним
  • повторим
  • систематизируем
  • сформулируйте цель нашего урока.

- С чего же начнем?

ӀI. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель: актуализация знаний и умений, через повторение изученного материала, фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Сформулируйте цели и задачи урока (слайд 2)

  • обобщить знания и умения по применению свойств степени с натуральным показателем;
  • применять знания для решения различных по сложности задач;
  • развить настойчивость, мыслительную активность и творческую деятельность

- Вспомним свойства степени. Закончите предложение (слайд 3)

При умножении степеней с одинаковыми основаниями…..

n - нечетное число

При делении степеней с одинаковыми основаниями…..

Основание остается прежним, а показатели перемножаются.

При возведении степени в степень…….

Основание остается прежним, а показатели складываются.

Под выражением аⁿ, где n=2,3,4,….. понимают…..

Произведение n одинаковых множителей, каждый из которых равен а.

(-1)ⁿ =1, если…….

n-четное число

(-1)ⁿ =-1, если……

Основание остается прежним, а показатели вычитаются.

- Выполним несколько упражнений (Cлайд 4).

Представьте 64 в виде степени с основанием 2; -2; -8.

Куб какого числа равен 64?

Существует ли ещё какой-нибудь способ представления 64 в виде степени с натуральным показателем?

Если да, то назовите его.

- Выполните задание устно (слайд 5)

Найдите ошибку:

  1. 54 = 5 · 4 = 20
  2. 23 · 27 = 221
  3. 35 · 37 = 912
  4. 230 : 210 = 13
  5. 50 = 5
  6. (23)2 = 25
  7. (2х4)7 = 2х28

- Решения запишите в тетрадях.

№1. Представьте в виде произведения третью степень числа 4 и найдите ее числовое значение. (43 = 4*4*4 = 64) (Cлайд 6)

№ 2. Чему равна сумма кубов чисел 5 и 3? (53 + 33 = 125 + 27= 152)

№ 3. Вычислите: (Cлайд 7)

1) 53

2) 24 - б2

3) (-4)2 + 25

4) 17 - 92+102

(125)

(-20)

(48)

(20)

№ 4. Представьте данное число в виде степени какого - либо числа с показателем, отличным от 1.

1) 64

(43 или 26)

2) 36

2)

4) 27

(33)

№ 5. (слайд 8). Найдите х, если

1) 2x = 32

(х = 5)

2) х3 = 125

(х= 5)

№ 6. Вычислите квадрат куба числа

1) 2

((23)2 = 64)

2) 4

((43)2 = 4096 )

№ 7. (Cлайд 9). Сравните с 0 значения выражений

1) (-3)4 + (-81)

(0)

2) (-б)2 - 12

(>0)

3) 42*(-1)5

(<0)

4) (-1,3)*31

(<0)

5) (-10)6

(>0)

6) (-5)

III. Работа в группах

(Слайд 10)

1). Докажите, что значение выражения (10 200 + 8) делится нацело на 9;

2). Докажите, что значение выражения (6 п - 1) делится нацело на 5 при любом натуральном значении п.

IV. Вычислительная пауза (слайд 11)

V. Математическое лото (слайд 12-14)

VI. Включение в систему знаний

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного.

Учащимся, работая в группах, необходимо выполнить задания, и из слов, соответствующих правильным вариантам, составить выражение.

- Какое выражение получилось? (Не сладок плод бездельного досуга) Слайд 15

- Как вы понимаете эти слова?

VII. Физкультминутка

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три - прижмем к плечам, на 4 - к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем - добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.

VII. Самостоятельная работа

Работа учащихся над заданиями дифференцированной самостоятельной работы с последующей проверкой по эталону.

Ӏ уровень и IӀ уровень

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся.

- Какова была цель этого урока?

- На уроке я работал активно / пассивно

- Своей работой на уроке доволен / не доволен

- Материал урока мне был понятен / не понятен

Учащиеся оценивают себя по оценочным листам. Учитель проводит рефлексию оценивания.

- Какие еще трудности остались на конец урока?

Далее учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его.

X. Домашнее задание

Ответить на вопросы стр. 46, № 218, № 222, № 244, №250*

Ӏ. Эталоны ответов на задания самостоятельной работы

Ӏ уровень и IӀ уровень

Лист самооценки

Математическое лото