Интерактивные дидактические игры как современная форма работы музыкального руководителя и учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, ИКТ прочно входят во все сферы жизни человека. Использование ИКТ, в частности, интерактивных дидактических игр в развитие детей дошкольного возраста показало, что они относятся к естественным формам работы с детьми. Поэтому педагоги все больше включают интерактивные дидактические игры в работу с детьми, так как это дает положительные результаты при изучении нового материала, а также при его закреплении.

Актуальность. Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В связи с этим становится актуальным использование интерактивно-коммуникативных технологий в частности интерактивных речевых и музыкально-дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

Цель: определить значимость интерактивных дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи.

  • Определить понятие интерактивные дидактические игры, роль интерактивных дидактических игр (ИДИ) в речевом развитии и формировании музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
  • Выявить рациональность использования готовых и разработка авторских интерактивных речевых и музыкально-дидактических игр для дошкольников.

«Педагогический ринг» - разрешение противоречивых суждений «за» и «против».

Уважаемые педагоги, я прошу вас сформулировать понятие дидактические игры (ДИ). Каждый из вас назовёт по одному критерию, который будет содержать наше понятие. (Я записываю: «Помогите, какое слово я напишу? Все с этим согласны? Будем что-нибудь менять, добавлять?»).

Итак, ДИ - это игра, которая содержит.. (перечисляю критерии коллег), одно из средств развития определённых индивидуальных способностей ребёнка (в том числе речевых, музыкальных, а так же сенсорных способностей ребёнка).

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обуче­ния детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

  • цели и задачи;
  • содержания - описание игры;
  • игровых правил;
  • игровых действий.

С ДИ мы работаем уже давно. Они имеют большую значимость в развитии музыкальности детей.

Но по требованиям ФГОС ДО, мы должны работать в условиях современности, учитывать социальный заказ общества и научить детей учиться. Итак, наши ДИ мы переводим в интерактивный формат. (Добавляю в записи слово интерактивные). Меняется ли наше определение с добавлением понятия интерактивная? Будем ли мы что-то здесь менять, добавлять? (Беру другой цвет фломастера, добавляют критерии коллег).

Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком).

Интерактивные дидактические игры (ИДИ) - это игры, которые предполагают обмен информацией, самостоятельное получение, закреплений знаний, а так же одно из средств развития определённых индивидуальных способностей ребёнка.

Уважаемые коллеги, давайте подумаем, насколько рационально применение готовых и авторских ИДИ. Так ли они нам нужны? Или перегружают, задерживают развитие детей? (Педагоги в рабочих группах).

Рациональность использования готовых интерактивных дидактических игр

Аргументы «за»

Аргументы «против»

Разработка авторских интерактивных дидактических игр

Аргументы «за»

Аргументы «против»

Уважаемые педагоги, мы с вами пришли к выводу, что значимость и рациональность интерактивных речевых и МДИ возрастает при исключении некоторых аргументов. Давайте попробуем создать интерактивную ДИ.

Мы хотим вас ознакомить с конструктором интерактивных заданий Learning Apps, который позволяет нам создать интерактивные дидактические игры. Сервис является приложением Web 2.0 и разрабатывается как научно исследовательский проект Центра Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом г. Циттау Герлиц (Германия).

Набираем в поисковике Learning Apps и на главной странице сайта в верхнем левом углу имеются ссылки на рубрики «Что такое Learning Apps» и «Показать помощь», вы окажитесь на страницах сайта, где можно ознакомиться с основной информацией о сервисе.

Сервис имеет понятийный пользовательский интерфейс, предлагает регистрацию кнопки «Вход - «Создать новый аккаунт» и представлен на 20 языках мира. Выбираем пиктограмму с соответствующим флажком. Чтобы разобраться с функционалом и навигацией сервиса, нажимаем кнопку «Все упражнения» в верхней части главной страницы. Откроется список упражнений, созданных и опубликованных другими пользователями. Все представленные в сервисе упражнения распределены по учебным предметам, что облегчает поиск нужного задания. Если нажать кнопку «Мои упражнения» выходят все игры, созданные вами. Например интерактивная игра «Где спрятался звук Р», «Назови инструмент, звучание которого ты слышишь» и т.д.

Если вы, хотите создать новую дидактическую игру, есть 2 варианта.

  1. Просмотреть все игры, выбрать похожее и отредактировать ее.
  2. Выбрать тип игры, просмотреть примеры, создать новую ДИ.

1 вариант. После просмотра игры нажимаем на кнопку «Создать подобное упражнение». При необходимости вставляем картинки. Находим из интернета либо берем из компьютера. Создав дидактическую игру, можно тут же опубликовать ее или сохранить для личного пользования. Доступ к готовым ресурсам открыт и для незарегистрированных пользователей. Созданные в данном сервисе работы можно опубликовать на страницах личного сайта «поделиться» ими в социальных сетях, отправить на них ссылку коллегам или родителям по электронной почте.

Достоинства конструктора интерактивных заданий Learning Apps: имеет очень простой и удобный для пользования интерфейс, представляет возможность работать в нем на том языке, на котором вам комфортно, прежде чем создать новую дидактическую игру, вы можете ознакомиться с примером и сразу же увидеть конечный результат. Даже без регистрации вы можете пользоваться уже созданными вашими коллегами упражнениями, так как они находятся в общем доступе. Недостатков у данного интернет-ресурса практически нет. Один недостаток, что работать с ним вы можете только в режиме онлайн.

Наша встреча подошла к концу. Как вы считаете, было ли актуальным, продуктивным наше общение? Какой из приёмов, использованных в ИНПУТ вы считаете наиболее полезным, успешным, эффективным?

Выводы. Основное назначение интерактивных ДИ:

  • развивать способность взаимодействовать с развивающей предметно-пространственной средой, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта сначала с помощью взрослого, а далее самостоятельно или совместно с другими детьми;
  • формировать у детей речевые, музыкальные и сенсорные способности,
  • побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на ОД).

Любую ДИ можно перевести в интерактивный режим. Использование готовых интерактивных речевых и музыкально-дидактических игр для дошкольников позволяет экономить время педагога. Разработка авторских интерактивных дидактических игр важна при решении задач поставленных педагогом с учетом индивидуальных способностей ребёнка, группы детей или для реализации какого - то своего проекта. В этом нам поможет конструктор интерактивных заданий Learninq Apps.

Литература

  1. Агапова, И., Давыдова, М. Лучшие музыкальные игры для детей / Москва - Лада. 2016.
  2. Адоньева, С.Б. Игра в секретку / Новое издательство - 2018.