Роль воспитателя в формировании ключевых компетенций обучающихся

Разделы: Внеклассная работа


«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».

Формирование ключевых компетенций у обучающихся коррекционной школы - это длительный процесс. Успешность этой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет воспитатель, сформирована ли положительная мотивация обучения и воспитания, насколько всё это интересует воспитанников. Необходимо, используя все возможности обучающихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли быть социально адаптированными в обществе.

Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:

  • научиться познавать;
  • научиться делать;
  • научиться жить вместе;
  • научиться жить - определил, по сути, основные глобальные компетентности.

Для обучающихся с ОВЗ среди многообразия формируемых компетенций важнее всего выделить формирование следующих компетенций: коммуникативную, социально - трудовую, общекультурную, личностного самоопределения, ценностно-смысловую.

Трудности возникают у обучающихся в общении со взрослыми, со сверстниками, с незнакомыми и хорошо знакомыми людьми. Если общение происходит в незнакомых или непривычных условиях, то зачастую обучающиеся боятся обращаться к людям либо же просто не знают, к кому и как обратиться.

Со взрослыми и между собой обучающиеся общаются вяло, недостаточно пользуются речью, произнося отдельные слова. Нарушение речи в значительной мере тормозит их общение.

Процесс формирования у обучающихся коммуникативных навыков и умений весьма сложный и длительный. Поэтому воспитатель на занятиях должен предусматривать следующую работу: учить воспитанников отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, логично, последовательно и развернуто выражать свои мысли. Воспитатель должен помочь воспитаннику выразить свои мысли побуждающими вопросами или частичным продолжением его рассказа. Также окажет помощь наличие картинок, схем, таблиц. При их использовании рассказ обучающегося будет более полным и развернутым. Одним из показателей того, насколько понятна воспитаннику обращенная к нему речь, является выполнение им словесных инструкций. Словесное задание воспитателя не будет вызывать трудностей в понимании в тех случаях, когда: задание состоит из одного звена и предполагает всего одно действие воспитанника (например, «подойди к столу» или «возьми карандаш»); задание тесно связано с привычной школьной или бытовой жизнью (например, «вымой руки», «включи свет»); задание многократно повторяющееся и привычное (например, «убери своё рабочее место», «завяжи шнурки»).

Воспитанники с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать обучающимся разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему воспитатели должны стремиться, не просто привить воспитанникам трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с хозяйственно - бытовым трудом, воспитывает у обучающихся умение действовать сообща, в коллективе. Понятие коллектива для воспитанников с нарушением интеллекта достаточно условно, поэтому воспитатели используют совместные формы труда (вдвоем, втроем) для выполнения общей работы, помогают определить ее цель, спланировать ход предстоящей работы, распределить обязанности. При формировании социально-бытовых знаний, навыков и умений можно использовать различные виды игр и игровые приемы: сюжетно-ролевые, где роли исполняются самими воспитанниками; моделирование реальных ситуаций; проблемные ситуации, требующие применения знаний и умений в измененных условиях; имитирующие игры, когда имитируется какой-то трудовой процесс (стирка одежды, чистка обуви, пришивания пуговиц и так далее); конкурсы, соревнования «Самая аккуратная полка в шкафу», «Кто быстрее наведет порядок».

Формирование социальных компетенций невозможно без навыка общественного поведения. Обучающимся с нарушением интеллекта не составляет труда вступить в контакт с человеком, но построить беседу, задать вопрос, высказать просьбу вызывает большие затруднения. Этот навык формируется поэтапно. При показе воспитатель сам демонстрирует какую-либо ситуацию, взяв на себя ту социальную роль, которой хочет научить (например, хозяйка дома). На втором этапе помощь со стороны взрослого постепенно уменьшается, а самостоятельность обучающихся возрастает. На третьем этапе при проигрывании ситуации необходимо руководить воспитанниками и следить, чтобы они, верно передавали последовательность действий, правильно произносили фразы. Рекомендуется в качестве примера обучающимся предлагать готовые диалоги, которые выдаются обучающимся (например, диалог продавца и покупателя, покупка билета в железнодорожной кассе) и т.д. Использование сюжетно-ролевых игр применимо при изучении многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Мы в театре», «Подарок», «Приём гостей», «В магазине» и т.д. Например, обучая воспитанников правилам общения по телефону, можно провести игру-инсценировку «Телефонный разговор». Социальная компетентность базируется на таких личностных образованиях как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Их развитие во многом определяется той атмосферой, которая создается воспитателем в классе. Исходя из этого, создание особой атмосферы предполагает:

- Оказание поддержки воспитаннику со стороны воспитателя;

- Демонстрация ему любви;

- Отказ от запугивающих стратегий и тревожного типа воспитания;

- Создание ситуаций успеха, опора на успех при организации деятельности;

- Оказание помощи в преодолении трудностей;

- Поддержку веры воспитанника в себя;

- Развитие функций самоконтроля и саморегуляции и опору на них при организации взаимодействия.

В содержание общекультурной компетенции входит совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих воспитаннику ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами. Учитывая особенности интеллектуальной деятельности обучающихся, формирование данной компетенции является важной составляющей в процессе работы воспитателя. Опыт познавательно-информационной деятельности формируется в условиях высокой степени самостоятельности обучающихся в процессе обучения. Но воспитанникам с ОВЗ требуется постоянная помощь воспитателя, поэтому о высокой степени самостоятельности говорить не приходится. У большинства подростков не сформированы социальные навыки, а знания об обществе, в котором им предстоит жить, поверхностны. Обучающиеся испытывают трудности в решении личностно значимых проблем, самообразовании, получении и применении информации. Они не умеют отстаивать свое мнение, занимать позицию в дискуссии. Большинство из них не умеют сотрудничать и работать в группе, принимать решения и улаживать разногласия и конфликты, договариваться. Испытывают потребность в правовых знаниях и профессиональном самоопределении.

Формирование и развитие общекультурных компетенций в нашем центре происходит, в первую очередь, на внеклассных занятиях развития. На которых составляющими умениями общекультурных компетенций для наших обучающихся могут являться следующие: обладание необходимым уровнем культуры, знание обычаев своего народа; уметь осознавать роль и предназначение семьи в жизни человека; уметь ориентироваться в бытовой и культурно - досуговой сфере. Использование воспитателем таких приёмов, как проигрывание различных моделей поведения, жизненных ситуаций помогает обучающимся быть более коммуникабельными, находить общее взаимопонимание с социумом. Для создания психологической среды предполагается широкое использование метода «пополнения эмоционального резервуара ребенка». В основе данного метода лежит признание воспитателем воспитанника как равноценного партнера. Для того чтобы обучающиеся могли ориентироваться в понятиях «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», они должны уметь анализировать свои и чужие поступки, делать правильные выводы. В основе осуществления компетенции личностного самоопределения лежит создание особого рода педагогической ситуации, которая ставит обучающегося перед необходимостью проявить себя как личность. К этой компетенции относятся: умение заботиться о собственном здоровье; правила личной гигиены; способы развития своих физических качеств; половая грамотность; способы безопасной жизнедеятельности; стремление к духовно - нравственному развитию. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам воспитанник. Умение заботиться о собственном здоровье формируется с помощью физкультурно-оздоровительных технологий, реализация которых происходит на спортивных мероприятиях, в работе спортивных секций, на занятиях малых форм, вводимых в структуру внеклассных занятий развития (физкультминутки, динамические паузы и др.), пропаганда здорового образа жизни. Формирование у обучающихся ценностно-смысловой компетенции позволит обеспечить не только улучшение качества их жизни, но и способности к самостоятельному принятию решений, самоорганизации и регуляции собственного поведения, что будет способствовать успешному включению в социум.

Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции, связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения обучающегося в ситуациях различной деятельности. Так, на занятии воспитатель должен стремиться к тому, чтобы обучающийся четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Так, например, развивая представления об окружающем мире, а именно при знакомстве с разнообразием растительного и животного мира, ставится задача сформировать у воспитанников понимание того, что человек - часть природы, его жизнь зависит от неё, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений. И если обучающиеся научатся бережно относиться к воде, выключать, выходя из комнаты, свет, не бросать мусор на газоны, не рвать первоцветы, можно считать задачу формирования ценностно - смысловой компетенций выполненной.

Формирование компетентностей обучающихся обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения.

Китайская мудрость гласит «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь».

Литература

  1. Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В.Воронкова, С.А.Казакова. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
  2. Гладкая В.В. Особенности планирования педагогической работы по социально-бытовой ориентировке школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - N 4.
  3. Павлова Н.П., Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке. // Дефектология, 1987 г., - №2, стр. 26.
  4. Т.А.Девяткова и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. М., «Владос», 2004
  5. Щербакова А.М., Москоленко Н.В. Формирование социальной компетентности воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида // Дефектология. - 2001. - № 3. С.82.
  6. Шипицина Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006. - 302 с.