Мастерская "Сотвори добро"

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: доброта милосердие сострадание


Актуальность

Мы живём в сложном мире. Наше общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остаётся в обществе самый страшный кризис - нравственный. В настоящее время в России все больше и больше распространяется культ бездуховности и безнравственности. Этот культ распространяется самыми разными способами: телевизионными передачами, действиями политических и общественных деятелей, поведением взрослых и т.д. Несмотря на разнообразие методов, сущностью их является навязывание человеку стереотипов агрессивного и безжалостного поведения по отношению к другим, пренебрежение нравственными нормами ради материальной выгоды. Отсутствие заботы к ближнему, агрессия по отношению к братьям нашим меньшим, безразличие к происходящему в мире - стало неотъемлемой частью поведения подростков. Дефицит доброты в социуме вызвал необходимость воспитания у молодых людей социальных чувств.

Не стоит забывать, что дети - будущее России, и от нас, от взрослых зависит, каким будет это будущее. Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они сами будут выбирать, и вбирать в себя всё доброе и честное.

Цель:

  • формирование у детей гуманизма, чувства справедливости, милосердия, а также претворения в жизнь идей добра, красоты и общечеловеческой морали;
  • содействие воспитанию нравственности детей и подростков посредством оказания помощи нуждающимся.

Задачи:

  • осуществление мероприятий по оказанию практической помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке, в том числе детям-сиротам, ветеранам, престарелым людям, бездомным животным;
  • содействие адаптации детей к жизни в обществе, включая обеспечение безбарьерной среды обитания для детей-инвалидов, детей-сирот;
  • развивать чувства долга, заботы и уважения к людям, нуждающимся в помощи, поощрение личного желания детей добровольно и бескорыстно заботиться о них;
  • формирование милосердия и толерантности, обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями.
  • способствовать осознанию ими важности и необходимости их деятельности.
  • способствовать пониманию того, что чёрствость души - самая страшная болезнь на свете.

Миссия - актуализация лучших моральных качеств участников проекта: доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации.

Процесс взаимодействия в рамках этой мастерской осуществляется как в социальном, психологическом, так и педагогическом аспектах.

Социальный аспект выражается в потребности общества организованно оформить социальную активность детей, способствовать успешному обретению ими позитивного социального опыта.

Психологический аспект связан с удовлетворением стремления детей к общению, переживанием чувства общности и доверия в социальных отношениях.

Педагогический аспект проявляется в возможности создания условий для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений, в воспитании ребенка коллективом сверстников в процессе социально значимой деятельности, которая при благоприятных условиях способствует выработке у детей чувства ответственности, солидарности, сопричастности к проблемам окружающей жизни, позволяет формироваться зрелой гражданской позиции.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.

Познавательные

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • строить сообщения в устной и письменной форме, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Регулятивные

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Личностные

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Участники: обучающиеся ГОКУ «Санаторная школа-интернат №4»

Целевая группа: дети из детского приюта, ветераны, пожилые люди, бездомные животные и птицы.

Механизм реализации.

Мастерская реализуется через систему мероприятий:

I. «Сотвори добро»

Общешкольное мероприятие, посвящённое открытию мастерской (проводится на два потока: в начальной школе и в средней школе)

II. Акция «Оглянись вокруг»

Встреча с ветеранами и престарелыми людьми из «Центра социального обслуживания», общение с ними, организация и проведение праздничного концерта. Организация реальной помощи нуждающимся (пожилым людям, пернатым друзьям), организация шефской работы над детским приютом.

III. Конкурс стенгазет «Доброта глазами детей»

Выпуск стенгазет, посвящённых добру, добродетели, милосердии.

IV. «Летопись добрых дел»

Это анонимный опрос учащихся 2-9 классов. Все ребята должны ответить на вопрос «Какое доброе дело ты сделал в своей жизни?». Мы знаем, что говорить о своих добрых делах не желательно, но цель опроса заключается в том, чтобы дети задумались о своей жизни, своём поведении. Это научит их анализировать свои поступки.

V. Конкурс творческих работ «Они делают мир светлее»

Выполнение работ, посвящённых людям и организациям, для которых добрые дела стали смыслом жизни.

Это работы, посвященные Матери Терезе, Леониду Рошалю, Чулпан Хаматовой, «Красному кресту», «Гринпису» и т.д.

VI. Игра-викторина «Дорога добра»

VII. Итоговое общешкольное мероприятие «Мы делаем этот мир добрее»

Ожидаемые результаты:

  • появление людей солидарных, готовых быть сопричастными к проблемам окружающей жизни;
  • формирование зрелой гражданской позиции;
  • формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, разных взглядов и убеждений.

Прогнозирую, что участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь. Воспитание в самих себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни - один из главных моих прогнозов и ожидаемых результатов. Сплочение творческих коллективов.

Долгосрочность: проект рассчитан на реализацию в течение одного учебного года.