Эффективные формы формирования коммуникативных компетенций учащихся на уроках гуманитарного цикла

Разделы: Литература


Новые социальные условия оказывают огромное влияние на школьное образование. В современных условиях особое внимание в процессе обучения уделяется формированию у школьников компетенций. Компетенция - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

Ключевой компетенцией при реализации ФГОС является коммуникативная, так как именно она помогает овладеть всеми видами речевой деятельности. Обучение без общения невозможно. Коммуникативная компетенция помогает учащимся адаптироваться в коллективе, обеспечивает успешность ученику.

В условиях современных требований, когда целью образования и воспитания является формирование успешной, конкурентоспособной, адаптированной к социуму личности обучающегося, учителю необходимо отступать от формы стандартного урока. В связи с этим целесообразно проводить такие уроки, на которых ученики могли бы проявлять свои личностные качества, творческий потенциал, включаться в процесс широкого коммуникативного взаимодействия.

Для развития коммуникативных умений и навыков у учащихся необходимо последних вовлечь в процесс полилога или диалога. Отсюда продуктивными направлениями в процессе организации устной деятельности учащихся являются полилоговое и театральное.

На уроках гуманитарного цикла (русского языка, литературы, истории, обществознания) мы нередко погружаем учеников в различные ролевые ситуации. Урок или часть урока проводятся в форме научной дискуссии, где дети выступают в роли ученых-исследователей: им предлагается поразмышлять об актуальных лингвистических и литературоведческих проблемах, вопросах исторической науки, поспорить с мнением известных ученых о путях развития общества в разные эпохи. Примеры вопросов для обсуждения различны. Например, можно ли назвать причастие и деепричастие самостоятельными частями речи, к какому жанру следует отнести произведения И.Тургенева «Муму», М.Шолохова «Судьба человека», каково общественное значение первых в мире законов Хаммурапи, можно ли оправдать захватническую политику князя Олега.

Уроки-дискуссии способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, формируют умение аргументированно и логически верно выражать свое мнение, умение выслушивать оппонента, воспитывают культуру ведения полемики, терпимость к иной точке зрения, развивают мастерство общения с собеседником.

Развитию коммуникативных компетенций у учащихся, несомненно, способствуют уроки-театрализации, в которых дети-актеры выступают в роли известных исторических персон (А.Македонский, Ю.Цезарь), непосредственных участников исторических событий (раб, участвовавший в восстании под предводительством Спартака; воин А. Македонского) или героев художественных произведений (Владимир Дубровский, Троекуров, Тарас Бульба, Андрий и др.). На уроках осуществляется воссоздание исторической ситуации (обстановки) или постановка сцен из пьес (А.Островский «Снегурочка», Ф. Шиллер «Разбойники»), басен (И.Крылов «Демьянова уха», «Свинья под дубом»), сказок, иллюстрируется смысл пословиц. Данная форма урока-театрализации усложняет процесс коммуникативного взаимодействия учащихся, поскольку оно осуществляется в непривычной, новой для школьника роли, а, следовательно, мастерство общения постоянно совершенствуется.

Особый интерес вызывает у школьников такая форма урока, как «суд над героем (литературным персонажем) или историческим деятелем». Это смешанная форма урока, которая включает и элементы театрализации, и моменты дискуссии. Дети выбирают роль адвоката, прокурора, судьи, присяжных, свидетелей и др. Данная форма проекта используется с целью обсуждения поступков, действий, взглядов героев художественных произведений или известных исторических лиц. Таким образом обсуждалось поведение героев повестей А.Пушкина «Выстрел», Л.Толстого «Детство», В.Железникова «Чучело», новеллы П.Мериме «Маттео Фальконе» и т.д. В этой форме урока ребята выражают своё мнение, учатся обосновывать его, приводить аргументы, обозначают свою позицию, демонстрируют свои жизненные ценности, то есть активно общаются.

Проявить свою коммуникативную активность позволяют проекты-экскурсии, которые готовят и проводят сами дети. Это может быть познавательное «погружение» в мир словарей и энциклопедий или экскурсия в историческую эпоху, в том числе и изображенную в художественном произведении (М.Лермонтов «Бородино», Ф.Шиллер «Разбойники», Н.Гоголь «Тарас Бульба» и т.д.)

Реализовать свои коммуникативные умения и проявить себя креативно учащиеся могут в таких формах проектной деятельности, как мини-лекции, «уроки помощи» для тех, кто испытывает затруднения в усвоении учебного материала, создание плакатов, стенгазет, серии иллюстраций, видеороликов, авторских словарей, сводов законов или приказов, карт военных походов и т.д. Все это не просто демонстрирует продукты проектной деятельности учащихся, а прежде всего - позволяет оценить уровень развития у учащихся навыков коммуникации.

Особой, более сложной формой развития коммуникативных умений и навыков является исследовательская деятельность. Это некий тренажер, позволяющий закрепить и усовершенствовать имеющийся коммуникативный опыт.

Исследовательская деятельность учащихся - это процесс совместной работы учителя и школьников, соавторство, сотворчество. Учитель не передаёт ребятам знания в готовом виде, а создаёт такие условия, при которых школьники сами добывают новые знания, приобретают ценный опыт сбора, обработки научной информации, опыт делового общения на научном языке.

Защита работы - это наиболее значимый этап в проверке и оценке уровня развития у учащихся коммуникативных компетенций. Принимая участие в научно-практических конференциях, семинарах, форумах, школьники получают опыт социального общения, культуры общения и самоутверждения.

Организуемые на уроках гуманитарного цикла предварительные мини-защиты фрагментов исследовательских работ учащихся показали свою необходимость и целесообразность. Защиты превращают обычный урок в форму диспута, а здесь у учащихся появляется возможность задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы, выступать в роли оппонентов, рецензентов, участвовать в обсуждении актуальности, новизны и научной значимости работы. Главная ценность урока-диспута состоит в том, что в нем формируется диалектическое мышление школьников вместе с развитием коммуникативных компетенций.

Таким образом, описанные в данной статье формы уроков, направленные на развитие коммуникативных компетенций у учащихся, на практике подтверждают свою актуальность и обоснованность использования. Именно они позволяют достичь главной цели применения коммуникативных технологий - развить у учащихся способности решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем набором средств лексики и грамматики, которым школьники владеют на активном уровне.