Опасные незнакомцы. Урок окружающего мира. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о стратегии безопасного поведения с незнакомым человеком.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Задачи урока:

  • Образовательная: сформулировать основные правила стратегии безопасного поведения с незнакомым человеком, формировать практические навыки применения данных правил
  • Развивающая: развивать познавательный интерес; умение наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;
  • Воспитательная: воспитывать умение строить отношения сотрудничества.

Формируемые УУД:

Предметные:

  • Называть правила поведения с незнакомым человеком.
  • Применять правила в разных ситуациях.
  • Осознавать меру личной ответственности за свои поступки.
  • Получить представление об этических нормах через формулирование норм речевой этики.

Метапредметные:

  • Понимать учебную задачу и стремиться выполнить ее.
  • Извлекать информацию из текста, структурировать её.
  • Выделять основания для классификации объектов.
  • Выделять существенные признаки изучаемых объектов.
  • Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Коммуникативные: аргументировано высказывать свою точку зрения, проявлять уважение к мнению окружающих, сотрудничать при выполнении задания, соблюдать правила работы в группе, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, демонстрировать бесконфликтное поведение

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, игровые ситуации

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, в парах, групповая, модель « ученик-компьютер»

Средства обучения:

  • для учителя: медиа-проектор, компьютер с программой PowerPoint;
  • для учеников: карточки с дидактическими материалами, нетбук.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Актуализация знаний формулировка темы.

3 мин

- Рассмотрите иллюстрации к сказкам и вспомните их названия.
- Чем похожи эти сказки?

- Почему главные герои этих сказок попали в беду?

Определяют названия сказок: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка»
Высказывают предположения, приходят к выводу: главный герой попадает в беду
Рассуждают, ищут причину, делают вывод: не послушались взрослых, вступили в контакт с незнакомцами

- Сказки сочиняют для детей. Что нам хотели объяснить при помощи этих сказок? Нельзя доверять незнакомым людям, общение с ними может быть опасным.
Формулируют тему урока: Опасные незнакомцы

Фиксация затруднения в деятельности.

3 мин

Экспресс-опрос (обратная связь):
- Определите, кто из этих людей может быть опасен? Покажите зелёный карандаш, если опасности нет, красный - если она есть (продавец, милиционер, женщина с маленьким ребёнком; мужчина в тёмной одежде, мужчина за рулём автомобиля, хулиган в подворотне)
Постановка проблемной ситуации:
- Представьте, что к вам подошла добрая на вид старенькая бабушка:
Добрая бабушка: Скушай яблочко, сама собирала.
- Оцените, какой вы считаете эту ситуацию. Есть в ней опасность?
- А теперь я покажу вам изображение целиком. - Подтвердилось ли наше мнение?

Оценивают людей «опасен» - «безопасен» по внешним признакам

- Можно ли по внешнему виду определить, представляет ли незнакомый человек для нас опасность? Делают вывод: нельзя судить, «опасен ли человек, «безопасен по его внешности

Построение проекта выхода из затруднения.

5 мин

Определение стратегии действий (работа в группах):
- Чтобы не растеряться при встрече с незнакомым человеком, не тратить время на раздумья, может ли он быть опасным, нужно выработать для себя чёткий план действий. Он поможет избежать опасности, если перед нами злоумышленник, и не обидеть незнакомого человека, если он не желает нам зла.
- Каждой группе я предлагаю рассмотреть непривычное продолжение сказок, о которых сегодня вспоминали.
- Прочитайте концовку сказки.
- Подумайте, удалось ли герою избежать опасности?
- Определите, как это ему удалось.
- Сформулируйте правило, совет для всех детей.

Определяют порядок из 4 правил для выхода из опасной ситуации

Правило 1. НЕ подходи!
Дистанция между тобой и незнакомцем должна быть не менее двух метров. Это очень важно! С такого расстояния тебя нельзя быстро схватить.
Правило 2. НЕ разговаривай!
Обезопасить себя от «заманивающих» преступников можно, если хорошо усвоить правило, которое не раз доказывало свою эффективность: «Не вступай ни в какие разговоры с незнакомцем, немедленно отойди от него туда, где есть люди!». Не позволяйте втянуть вас в беседу. Многие преступники - прекрасные психологи и могут «заговорить зубы любому», даже взрослому человеку, этого нельзя допустить. Когда человек вступает в беседу, он теряет бдительность, даже взрослых людей опытные преступники могут убедить сделать то, чего делать не следует, например, пойти с ними в безлюдное место. Речь незнакомца должна длиться не более 5 сек, затем её нужно вежливо прервать фразами:
- НЕТ, извините, меня ждёт папа, мама…
- НЕТ, простите, я не могу вам помочь…
- НЕТ, лучше попросите взрослых…
Правило 3. Ищи безопасное место
Нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой или в другое безопасное место. Но обязательно убедись, что незнакомец не идет за тобой. Если рядом нет знакомых взрослых, просто отойди и если незнакомец будет пытаться дальше идти за тобой и вовлекать тебя в разговор, привлеки внимание прохожих громкими словами: «Не нужно идти за мной,
я вас не знаю!!!»
Правило 4. Связь с родителями (учителем, бабушкой, знакомыми взрослыми, милицией)
Срочно свяжись с родителями и расскажи им о происшествии, дословно пересказывая разговор. Точно опиши, где ты находишься.)
Шаг 5. Прояви находчивость!
Если тебя пытаются схватить, или увести насильно, силком посадить в машину, громко кричи: «Это не мои родители, я их не знаю! Меня зовут… Мой телефон… позвоните моим родителям!», подними шум, привлекай внимание окружающих (свисти, разбей стекло, звони, стучи в двери, кричи «Пожар!», «Помогите!».

3 мин - Давайте проверим результаты: расскажите, какие правила вы вывели … (1 группа - 1 правило; 2 группа - 2 правило, … т.д.) Выступают с сообщением по результатам работы группы.
Делают вывод: эти правила можно применить в любой ситуации.

Физминутка.
1 мин

Закрепление.

1 мин

1. Выборочная работа (индивидуально - жёлтая карточка:
- Какие фразы можно произнести, чтобы не обидеть человека, но не вступать с ним в длительное общение?
- Отметьте безопасные фразы зелёным цветом (любой меткой).

Анализируют, осуществляют правильный выбор

3 мин 2. Инсценирование ситуаций
- Давайте попробуем применить наш план действий.
Имитируют поведение преступника и ребёнка согласно ролям в карточке.
Осуществляют выбор верного варианта поведения при общении с незнакомцем.

Итог урока.

3-4 мин

Составление комикса (пара «плечом к плечу»)
- Давайте составим памятку в виде комикса-рассказа в картинках:

1. Рассмотрите начало ситуации.
2. Изучите фрагменты, разместите их в нужном порядке.
3. К каждому фрагменту подберите комментарий.

Определяют порядок частей, придумывают комментарий

Игра «Безопасный путь домой» (индивидуально)
- Применить свои знания вы сможете в игре. Цель - помочь мышонку безопасно попасть домой.
Применяют изученные правила в игровой ситуации

Рефлексия.

1 мин

Спрячьтесь в домик, если
- запомнил, как вести себя с незнакомыми людьми, уверен, что смогу применить
Покажите символ защиты, если:
- запомнил, почти правила, но нужно ещё повторить, потренироваться применять
Протяните руку за помощью, если:
- пока не всё запомнил, не во всём разобрался, нужно дополнительное объяснение

Осуществляют самооценку:
- делают «домик» над головой

- складывают руки в замок

- протягивают руку ладонью вперёд