Развивающая работа с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: гиперактивность детей


Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ) является одной из наиболее частых причин обращения за помощью к психологу, неврологу. В связи с широкой распространенностью он стал предметом изучения медиков, педагогов и психологов. Описанию расторможенных, импульсивных, неугомонных, невнимательных, непослушных детей испытывающих значительные трудности в адаптации и обучении, посвящены работы как отечественных, так и зарубежных специалистов.

Наиболее типичными проявлениями СДВГ считаются расстройство внимания (отвлекаемость, трудности сосредоточения), гиперактивность (чрезмерная активность или двигательная расторможенность в сочетании со слабым контролем побуждений), импульсивность поведения. В работах разных исследователей СДВГ часто ассоциирован с диагнозом минимальная мозговая дисфункция и резидуальная энцефалопатия. Расстройство, как правило, возникает рано и проявляется в течение первых 7 лет.

Оптимальный возраст для постановки диагноза СДВГ - 4-5 лет, когда уже можно объектировать наличие расстройства внимания.

Чем раньше будет выявлен СДВГ и начнется его коррекция, тем лучше. Своевременно принятые меры помогут ребенку в трудовой и социальной деятельности (в учебе и поведении в школе, дома, с окружающими), а также помогут сохранить его самооценку. Диагноз могут поставить только специалисты: психиатр или невролог. Лечение СДВГ всегда должно быть комплексным и включать методы модификации поведения. Важное место занимают медикаментозная терапия. Она назначается врачом, по 2-3 курса в год. В процессе диагностики обычно используются вопросники родителей и педагогов, наблюдение, тестирование, медицинские обследования и т.д.

СДВГ чаще встречается у мальчиков. Однако из возможных причин считают то, что обычно девочки менее гиперактивны, чем мальчики, а, следовательно, у них может больше встречаться дефицит внимания без гиперактивности - тип СДВГ, который труднее выявить.

Типичная родительская жалоба - это неудовлетворенность уровнем развития внимания у ребенка. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у ребенка. В силу своих возрастных особенностей дошкольник не может управлять вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном. Практика показывает, что родители не всегда осознают глубину проблемы, особенно в дошкольном возрасте, считая, что ребенок «просто маленький, вот в школу пойдет, тогда…». Но в школьном возрасте проблемы лишь усугубляются.

Подсказки для развития внимания у детей:

  1. Занимаясь с ребенком, не прячьте свои эмоции в дальний угол, улыбайтесь, проявляйте удивление, интерес, восторг.
  2. Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности. Придумывайте, находите новые, оригинальные средства организации детского внимания. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.
  3. Давая задания ребенку, помните. Что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.
  4. Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии ребенка и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину и по возможности сократите количество отвлекающих факторов.
  5. Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.

На основании изучения медицинских и педагогических источников, а также собственного опыта, разработаны некоторые подходы, приемов и правил, позволяющие повысить эффективность занятий с детьми с СДВГ.

Основные принципы взаимодействия с ребенком:

  1. Демонстрировать позитивное отношение к нему. Не проявлять раздражения, оставаться спокойным. Не говорить в приказном тоне.
  2. Общаться эмоционально, монотонная речь быстро утомляет.
  3. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  4. Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо и тактильный.
  5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком - недопустимы.

Требования к организации и методике проведения занятий:

  1. Занятие должно иметь постоянное место в распорядке жизни ребенка (желательно в первую половину дня) и проводить по стереотипным правилам.
  2. Форма организации занятий - индивидуальная или в небольшой подгруппе.
  3. Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать картинками. Предметами и т.д.
  4. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  5. Использовать разнообразный материал.
  6. Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на блоки.
  7. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузки, не упрощая задания.