Предмет: Русский язык.
Класс: 1.
Тип урока: урок открытие нового знания.
Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л.Мельниковой.
Задачи: Формировать предметное умение ставить вопросы кто?, что? к словам, обозначающим предметы.
Формировать УДД:
- осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесение того, что уже известно и усвоение учащимися, и того что ещё неизвестно; определять уровень усвоения учебного материала (Регулятивное УДД)
- извлекать необходимую информацию, выбирать критериев для сравнения (Познавательные УДД)
Оборудование:
- учебник с.39-40
- презентация
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности (7 минут)
Учитель задаёт вопрос, а ученики отвечают.
- На какие 3 группы делили слова на прошлом уроке? (Слова - названия предметов, слова-названия признаков предметов, слова - названия действий предметов)
- На какие вопросы отвечают каждая группа слов? (Слова - названия предметов отвечают на вопросы кто? и что?; слова - названия признаков предмета отвечают на вопросы: какой? какая?, какое?, какие?; слова - названия действий предметов отвечают на вопросы что делать?, что делает?, что делали?)
Слайд 1
Ученики пишут, слова делят на 3 группы
- Напишите слова в три столбика: кошка, игрушка, белый, ландыш. играет, берёза, синий, девочка, плавает, мальчик.
(кошка |
белый |
играет |
игрушка |
синий |
плавает) |
ландыш |
|
|
берёза |
|
|
девочка |
|
|
мальчик |
|
|
Ученики доказывают, почему так слова разделили на столбики.
II. Создание проблемной ситуации. (10 минут)
Метод - Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Приём №2 - столкновение мнений.
- Попробуйте, слова 1 группы разделить на 2 группы
- Как вы думаете, на какие 2 группы можно их делить?
Учащиеся высказывают свои мнения.
(Слова, которые отвечают на вопрос кто? и слова, которые отвечают на вопрос что?)
(Можно делить слова, обозначающие живые и неживые предметы)
- А в какие слова вызывают затруднение?( берёза, ландыш)
- В чём причина затруднения?
Учащиеся доказывают свои предположение.
(Растения живые, поэтому в 1 группу.)
(Нет, растения не относятся в 1 группу. Они не могут ходить, бегать сами, их надо отнести во 2 группу)
Слайд 2 (тема урока)
Какие слова-названия предметов отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
Ученики читают и называют тему урока.
III. Открытие нового знания. (12 минут)
Метод - побуждение к выдвижению и проверке гипотез диалог.
1. - Поставьте вопросы к каждому слову.
Учащиеся называют слова и ставят вопросы к словам.
(Кто? Кошка - это животное, что? Игрушка - это не человек и не животное; что? Ландыш - это не человек и не животное, что? берёза - это не человек и не животное, кто? Девочка -это человек, кто? Мальчик - это человек)
- Давайте сделаем вывод, на какие слова отвечают на вопрос кто? а какие слова на вопрос что?
(Слова-названия животных и людей отвечают на вопрос кто?, а остальные слова-названия отвечают на вопрос что?)
- Вопрос кто? ставится к словам - названиям людей и животных. Их называют одушевлёнными именами существительными. Вопрос что? ставится к словам - названиям всех других предметов. Их называют неодушевлёнными именами существительными.
2. - Запишите по 3 примера в каждый столбик.
Ученики пишут свои примеры, потом зачитывают, доказывают свои ответы.
III. Применение нового знания. (13 минут)
1. - Откройте учебники, найдите упражнение 70. Прочитайте задание. Как выполните это упражнение?
(Надо слова распределить в группы по вопросам.)
Ученики работают в паре, диктуют по 6 слов друг другу, потом проверяют слова.
Слайд 3
2. - Найдите ошибки, исправляя, напишите слова.
Кто?
|
Что? |
комар |
небо |
дети |
рыба |
осина |
доска |
сорока |
мяч |
дедушка |
весёлый |
Ученики самостоятельно выполняют работу и проверят работу соседа.
III. Рефлексия (3 минуты)
- На какой вопрос искали ответ?
Вернуться к слайду 2
- Сегодня на уроке я узнал….
- Я, понял….