Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: русский язык


Предмет: Русский язык.

Класс: 1.

Тип урока: урок открытие нового знания.

Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л.Мельниковой.

Задачи: Формировать предметное умение ставить вопросы кто?, что? к словам, обозначающим предметы.

Формировать УДД:

  • осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесение того, что уже известно и усвоение учащимися, и того что ещё неизвестно; определять уровень усвоения учебного материала (Регулятивное УДД)
  • извлекать необходимую информацию, выбирать критериев для сравнения (Познавательные УДД)

Оборудование:

  • учебник с.39-40
  • презентация

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности (7 минут)

Учитель задаёт вопрос, а ученики отвечают.

- На какие 3 группы делили слова на прошлом уроке? (Слова - названия предметов, слова-названия признаков предметов, слова - названия действий предметов)

- На какие вопросы отвечают каждая группа слов? (Слова - названия предметов отвечают на вопросы кто? и что?; слова - названия признаков предмета отвечают на вопросы: какой? какая?, какое?, какие?; слова - названия действий предметов отвечают на вопросы что делать?, что делает?, что делали?)

Слайд 1

Ученики пишут, слова делят на 3 группы

- Напишите слова в три столбика: кошка, игрушка, белый, ландыш. играет, берёза, синий, девочка, плавает, мальчик.

(кошка

белый

играет

игрушка

синий

плавает)

ландыш

берёза

девочка

мальчик

Ученики доказывают, почему так слова разделили на столбики.

II. Создание проблемной ситуации. (10 минут)

Метод - Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Приём №2 - столкновение мнений.

- Попробуйте, слова 1 группы разделить на 2 группы

- Как вы думаете, на какие 2 группы можно их делить?

Учащиеся высказывают свои мнения.

(Слова, которые отвечают на вопрос кто? и слова, которые отвечают на вопрос что?)

(Можно делить слова, обозначающие живые и неживые предметы)

- А в какие слова вызывают затруднение?( берёза, ландыш)

- В чём причина затруднения?

Учащиеся доказывают свои предположение.

(Растения живые, поэтому в 1 группу.)

(Нет, растения не относятся в 1 группу. Они не могут ходить, бегать сами, их надо отнести во 2 группу)

Слайд 2 (тема урока)

Какие слова-названия предметов отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

Ученики читают и называют тему урока.

III. Открытие нового знания. (12 минут)

Метод - побуждение к выдвижению и проверке гипотез диалог.

1. - Поставьте вопросы к каждому слову.

Учащиеся называют слова и ставят вопросы к словам.

(Кто? Кошка - это животное, что? Игрушка - это не человек и не животное; что? Ландыш - это не человек и не животное, что? берёза - это не человек и не животное, кто? Девочка -это человек, кто? Мальчик - это человек)

- Давайте сделаем вывод, на какие слова отвечают на вопрос кто? а какие слова на вопрос что?

(Слова-названия животных и людей отвечают на вопрос кто?, а остальные слова-названия отвечают на вопрос что?)

- Вопрос кто? ставится к словам - названиям людей и животных. Их называют одушевлёнными именами существительными. Вопрос что? ставится к словам - названиям всех других предметов. Их называют неодушевлёнными именами существительными.

2. - Запишите по 3 примера в каждый столбик.

Ученики пишут свои примеры, потом зачитывают, доказывают свои ответы.

III. Применение нового знания. (13 минут)

1. - Откройте учебники, найдите упражнение 70. Прочитайте задание. Как выполните это упражнение?

(Надо слова распределить в группы по вопросам.)

Ученики работают в паре, диктуют по 6 слов друг другу, потом проверяют слова.

Слайд 3

2. - Найдите ошибки, исправляя, напишите слова.

Кто?

Что?

комар

небо

дети

рыба

осина

доска

сорока

мяч

дедушка

весёлый

Ученики самостоятельно выполняют работу и проверят работу соседа.

III. Рефлексия (3 минуты)

- На какой вопрос искали ответ?

Вернуться к слайду 2

- Сегодня на уроке я узнал….

- Я, понял….