Конспект открытого урока по математике в 4-м классе "Решение задач на встречное движение"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: УМК «Перспектива», задачи на движение


Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить с новым понятием «скорость сближения».

Планируемые результаты

Предметные:

  • способствовать формированию умения находить различные способы решения задач на встречное движение и выделять наиболее рациональные способы их решения, устанавливать связи между величинами.
  • закреплять навыки устного счета, действий с числами.

Метапредметные

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в информации и работать с разными её видами;
  • использовать знаково-символические средства при решении задач математического характера и объяснении их;
  • задавать проблемные вопросы в ходе деятельности и отвечать на них;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Коммуникативные:

  • развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в паре;
  • развивать умение принимать коллективное решение;
  • учиться высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные:

  • ставить учебные цели и задачи и добиваться их реализации;
  • планировать свою деятельность и оценивать результат своих действий
  • самостоятельно решать задачи, примеры
  • контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания

Личностные:

  • осознание необходимости учения, желания делать открытия;
  • работать над самооценкой и пониманием причин успеха \ неуспеха в учебной деятельности;
  • следовать установке на здоровый образ жизни;
  • проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
  • работать над осознанием ответственности за общее дело;

Методы обучения: обьяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковые методы, методы контроля и самоконтроля.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: Электронное приложение к учебнику «Математика», 4 класс, В.Г.Дорофеев, Т.Н.Миракова (https://yadi.sk/d/-qe_Xzd5jXA6g); учебник «Математика», 4 класс, В.Г.Дорофеев, Т.Н.Миракова, 2 часть; мультимедийный проектор; индивидуальные листы самоконтроля; словарь Ожегова; таблички со скоростями, модели со схемами.

Ход урока

I. Психологический настрой

(Слайд 1) Презентация

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости.

Повернитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь.

- Проверьте, все ли готово к уроку? Сядьте правильно, удобно. Будьте внимательны.

II. Мотивировка

- Сегодня мы превратимся в исследователей и совершим мини-открытие.

- А кто такие исследователи? (тот, кто занимается научными исследованиями)

- Сегодня каждый из вас побывает в роли исследователя. Для того чтобы исследование прошло результативно вам понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, активно работать, использовать знания предыдущих уроков, помогать друг другу.

На партах у каждого лежит лист самоконтроля, на котором обозначены виды работы на уроке. Там вы будете ставить себе цветную отметку. Для этого вам пригодятся цветные карандаши красного, желтого и зеленого цвета. Зеленый цвет означает - справился с заданием с легкостью, желтый - я хорошо справился с заданием, красный - возникли затруднения.

III. Актуализация опорных знаний

- Настоящие исследователи ведут журналы, куда они записывают результаты наблюдений и открытий. Давайте мы свами откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа. Работаем в тетрадях очень аккуратно.

- Чтобы потренировать свой ум. Займемся устным счетом.

- Я буду задавать вопросы, вы должны записать только ответ.

а) Устный счет. Проверка происходит сразу же.

(Слайд 2)

(Фронтальная работа)

Математический диктант

1) Найдите сумму чисел 850 и 50. 900

2) Увеличьте число 49 в 10 раз. 490

3) Найдите одну вторую часть от числа 120. 60

4) Уменьшите число 200 на 3. 197

5) Какое число в 5 раз больше числа 20? 100

6) 900 разделить на 100. 9

7) Найдите частное чисел 1000 и 10. 100

8) Частное чисел 75 и 5 25

- Оцените свою работу в листе самоконтроля.

- Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего исследования перевернем карточки.

- Что получилось?

(Слайд 3)

ДВИЖЕНИЕ

Отключить проектор

б) Работа с толковым словарем.

- Что такое движение?

- Давайте прочитаем определение этого слова в словаре Ожегова.(чтение учащимся)

- Подберите синонимы к слову движения. (Перемещение, шаг, следование)

- Антонимы (Остановка, простой, покой)

- Математическая разминка - это движение мысли.

б) Повторение.

- Какие величины характеризуют процесс движения? (Время, скорость, расстояние)

- Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние?

- В каких единицах измеряется расстояние? (км, м, дм, см).

- В каких единицах измеряется время? (ч, мин, с, сут.).

- В каких единицах измеряется скорость? (км/ч, м/мин, м/с, км/мин, км/с).

- Время, скорость и расстояние взаимосвязаны.

- У вас на партах лежат карточки. Сейчас первому ряду нужно собрать формулу для нахождения скорости, второму - времени, третьему - расстояния. По одному представителю ряда работают у доски.

Проверка.

- Оцените свою работу в листе самоконтроля.

- Как выдумаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? (решать задачи на движение)

IV. Создание проблемной ситуации

- Существует несколько видов задач на движение. Мы сегодня познакомимся с одним из них. А помогут в этом мне 2 учащихся вашего класса. Я приглашаю к доске…..

Сейчас мы проведем с вами эксперимент. Два наших научных сотрудника превратятся в пешеходов. Хотя по дороге в школу и из школы каждый из нас примеряет эту роль на себе.

- Уважаемые пешеходы, повернитесь лицом друг к другу и одновременно начните двигаться навстречу друг другу. Что значит одновременно? (В одно и то же время)

Что значит навстречу? (По направлению к чему-либо)

- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется движение, при котором объекты движутся на встречу друг другу? (встречное движение)

Учитель дает таблички в руки детей.

- Предположим, то один пешеход движется со скоростью 2 км/ч, а другой 3 км/ч. Как вы думаете, на сколько они приближаются к друг другу за 1 час? (На 5 км) - Сделайте вывод - сложив скорости пешеходов мы получим скорость… (сближения)

Вывешивается формулу на доску.

- Скажите, что произойдет с пешеходами, если они будут двигаться на встречу друг другу? (Они встретятся) Место встречи мы будем обозначать флажком.

- Могли ли пешеходы встретиться на середине пути? При каких условиях? (Нет, если скорость пешеходов одинакова)

- Спасибо за работу, присаживайтесь.

- Оцените свою работу в листе самоконтроля.

V. Определение темы исследования

- Скажите, какие задачи на движение мы сегодня будем решать? (Задачи на встречное движение).

VI. Формулирование цели исследования

- Какую цель мы ставим сегодня перед собой? (Научиться решать задачи на встречное движение, научиться работать со схемой)

- Что можно использовать для достижения цели? (Изображение движения, формула движения, формула скорости сближения)

(Слайд 4)

VII. Физминутка (точечный массаж для профилактики простудных заболеваний)

VIII. Постановка проблемы исследования

- А сейчас я предлагаю решить задачу, предложенную в электронном приложении к нашему учебнику.

Включить электронное приложение.

- Что известно в задаче? Что нужно найти?

- Итак, начнем решать.

- Что сказано о времени движения?

- Почему в задаче указано одно время?

- Можем ли мы найти расстояние, которое проехал легковой автомобиль до места встречи?

- Как?

- Найдем пройденное расстояние грузового автомобиля?

- Можем ли мы теперь найти общее расстояние, или расстояние между поселками.

IХ. Выдвижение гипотезы

- Предположите, можно ли решить данную задачу другим способом?

- Находим скорость сближения автомобиля, затем умножаем на время.

Х. Интерпретация полученных данных

- Какой из способов вам кажется наиболее рациональным?

- Запишем ответ.

ХI. Вывод по результатам исследовательской работы

- Сделайте выводы нашего исследования. Как мы находили встречное движение.

Формула прикрепляется на доску

- Оцените свою работу в листе самоконтроля. Не забывайте, что при оценивании учитывается и аккуратность.

ХII. Применение новых знаний в учебной деятельности

- А сейчас переходим к практике.

- У вас на столе лежат модели. Заполните схему недостающими данными, решите задачу.

  • Прочитай условие задачи. Реши задачу, дополнив схему.

Из двух деревень одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Первый шёл со скоростью 5 км/ч, а второй - 6 км/ч. Через 3 часа пешеходы встретились. Найди расстояние между деревнями.



Взаимопроверка. Проверка по образцу соседом.

Включить проектор

(Слайд 4, 5, 6)

- Оцените свою работу в листе самоконтроля.

ХIII. Рефлексия

- Давайте вспомним цель сегодняшнего урока? (Научиться решать задачи на встречное движение, работать со схемой).

- Как вы считаете, мы её достигли?

- Какая новая величина появляется при решении задач на движение? (скорость сближения)

- А сейчас встаньте те ребята, у которых на листе самоконтроля отметки только зеленого и желтого цвета.

- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали, как настоящие научные работники.

- Поднимите руку те ребята, у которых есть на листе красные отметки. У вас сегодня не все удалось. На следующих уроках математики вы продолжите решать задачи на встречное движение. Я думаю, у вас все получится, но только нужно быть повнимательнее. Ведь, если человек перед собой поставит цель, он обязательно должен ее добиться.

Какую цель поставим на следующий урок? (Научиться решать задачи на движение другого вида)

- Для чего нам нужно научиться решать задачи на движение? В чем актуальность нашего исследования? (Не опаздывать, спланировать время путешествия, рассчитать скорость движения, избежать аварий и т.д.)

- Придвижение пешком и на транспорте нужно соблюдать правила дорожного движения. Помните об этом всегда! Не даром существует пословица: «Тише едешь, дальше будешь».

ХIV. Оценивание

ХV. Домашнее задание

Решить задачу №2 на с.38, по желанию составить движение на встречное движение

XVI. Итог

Урок окончен. Всем спасибо. Мне было приятно и интересно с вами работать.

Резерв. Скорость животных.