Помощь педагогов ребенку с задержкой психического развития при обучении чтению и письму

Разделы: Логопедия


К моменту поступления в школу дети с ЗПР, не достигают нужного уровня готовности, из-за разнообразных нарушений высших психических функций, следствием чего становятся различные по характеру и степени выраженности трудности обучения.

Проблема нарушений чтения и письма у школьников - одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения.

У ребенка с ЗПР недостаточно сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период.

В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать чтением и письмом.

Нарушения устной речи приводят к стойким нарушениям письма и чтения, которые обозначают терминами дисграфия и дислексия.

Дислексия - одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения.

Ключевые проблемы овладения чтением у учеников с ЗПР:

медленный темп освоения навыка

  • Ребенок медленно осваивает навык чтения, чаще всего не понимая прочитанного текста.

механическое чтение

  • Ребенок внешне может читать быстро и достаточно уверенно, но читать, совершенно не понимая прочитанного, происходит обеднение навыка чтения.

угадывающее чтение

  • Ребенок, стараясь успеть за сверстниками, быстро выполнить задание перебегает к угадывающему чтению и тогда мы видим, что навык чтения формируется с большим трудом, ребенок тратит много сил и не достигает необходимых навыков и скорости чтения, не понимает прочитанного.

ограниченность словаря и общего речевого развития

  • Ребенок может не понимать большинство слов в сложном для него тексте, от него ускользает смысл прочитанного, при этом мотивация читать и понимать, что именно написано в тексте, снижается многократно, ребенок просто откажется в какой-то момент от такой скучной деятельности.

сниженный запас представлений об окружающем мире

  • Недостаточный опыт и знания об окружающем мире мешают ребенку на уроках чтения. Он может не понимать что написано в тексте, в силу того, что он никогда не сталкивался с такими явлениями, отношениями, никогда не задумывался про них. Тогда интерес к чтению, значительно снижается.

В познавательной деятельности наблюдаются:

  • слабая память
  • неустойчивость внимания
  • медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость

Особенности овладения чтением детей с ЗПР проявляются в нарушении технической стороны процесса чтения:

  • в незнании букв (или нетвердом их знании),
  • в нарушении слияния букв (побуквенном чтении),
  • в искажениях звуко-слоговой структуры слов (особенно состоящих из большого количества слогов, слогов со стечением согласных).

Какую помощь может оказать учитель:

  • Прежде всего необходимо обеспечить успешность ребенка на уроке, если учителю удастся обеспечить успешности ребенка на уроке чтения, то ребенок будет успешнее и в овладении этим навыком.
  • Выбор текста для чтения с опорой на жизненный опыт ребенка.
  • Ребенок будет читать и понимать этот текст гораздо проще, чем, текст который совсем не соотноситься с его жизненным опытом)

Постепенно наращивать степень сложности заданий

  • Важно понимать, что именно сейчас умеет ребенок, и очень постепенно наращивать сложность при этом очень важно давать ребенку и совсем легкие задания то, что у него точно заведомо получится, особенно для публичных ответом, ответов у доски, ответов которых видят все его одноклассники, это тоже очень важное умение в поддержании успешности ребенка и тем самым мы поддерживаем ребенка в овладении навыком чтения.

Зрительные опоры, алгоритмы, памятки, схем

  • Один из таких приемов это дополнительное иллюстрирование, ребенок в своем темпе читает текст, и ему предлагают нарисовать рисунок к этому тексту. Он может сначала рисовать совсем на отвлеченные темы и не понимать смысла прочитанного текста, но при совместной работе с учителем со временем ребенок будет понимать, что от него требуется, это тот метод, который может помочь ребенку с ЗПР для осмысления прочитанного текста.

Прием предварительного чтения

  • Об этом можно попросить родителей, дома заранее прочитать то текст, который будут разбирать на уроке. Тем самым мы снимаем сложность задачи, которую необходимо выполнить ребенку с ЗПР на уроке, и задача для него становиться, в том числе и интересней.

Организация парных работ учеников на уроке

  • Детей с проблемами чтения на первых порах их не нужно привлекать к чтению в слух на уроке. Если вы такого ребенка объедините в небольшую группу или в пару с хорошо читающим ребенком, то вы сможете так распределить задания чтобы у ребенка с ЗПР была небольшая роль, небольшая задача, которая соотноситься с его навыками, а сложность задания не превышает его возможности.

Использовать приспособления, рамки

  • Вырезанная из бумаги или картона, в которой ребенку ограничивается текст, необходимы для чтения тем самым мы снижаем объем и сложность текста и ребенку так проще ориентироваться и проще выполнить это задание. Линейка для обозначения стороны для ребенка, которому трудно ориентироваться в строке или в направлении чтения, если он читает с право налево или с лево направо, то такому ребенку это поможет исправить.

Обучить ребенка правильному чтению букв, слогов и слов

Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Письмо очень сложный и длительный процесс, сложный навык, которым ребенок должен овладеть в начальной школе. Дети с ЗПР это не единственная группа все дети, которые испытывают трудности в письме. По статистике в российских школах (в начальной школе) 40-60 % детей у которых не формируется четкое и читаемое письмо, фактически навык письма формируется недостаточно и это те дети, которые, несомненно, будут испытывать трудности в письменных работах в среднее школе ну и даже в дальнейшей жизни.

Ключевые проблемы овладения письмом у учеников с ЗПР:

  • не формируется четкого и читаемого письма
  • скорость письма остается очень медленной
  • ребенок тратит много сил на письменные работы
  • неправильный захват пишущего инструмента
    Ребенок сильно захватывает ручку, не правильно ее держит, патологически захватывает пишущий инструмент, бумага рвется, буквы отпечатываются на все других страницах в тетради.
  • неправильная поза при письме
    Ребенок может лежать на столе, плохо видит то что он пишет, загораживать рукой текст.
  • ребенок не умеет и не любит рисовать
    Рисование является для ребенка одним из видов очень важных продуктивных видов деятельности. Ребенок, который не умеет рисовать испытывает моторные и двигательные трудности, это не любовь и не умение рисовать обязательно скажется и на том, как ребенок освоит письмо в школе.

Какую помощь может оказать учитель:

соотносить возможности ребенка и сложность письменной работы

сократить объем письменной работы

  • Если у ребенка плохо сформирован письменный навык, ему трудно выполнять большой объем письменной работы, мы можем сократить объем написанного, и тогда он будет писать не все упражнение и списывать не весь текст в учебнике, а только часть его.

предложить ребенку отказаться от слитного письма

  • Слитное письмо требует от ребенка очень больших усилий, и если мы говорим о ребенке, у которого недостаточно сформированы высшие психические функции. Например, недостаточно развития пространственных представлений, то тогда этому ребенку сложно выделять отдельные буквы, когда они сливаются в слово, можно разрешить ребенку писать эти буквы отдельно тем самым мы помогаем ребенку компенсировать эту проблемы.

писать в тетрадях в узкую линейку

дополнительно выделять цветом строки в тетрадях по русскому языку

разрешить ребенку писать карандашам, а не ручкой

  • Писать карандашом гораздо легче, этим можно компенсировать патологический захват пищащего инструмента.

Успешность обучения детей с ЗПР зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности отобранных и учитывающих эти нарушения учебных программ, обучающих технологий и методик, отношение к таким детям со стороны окружения, и образовательная среда, в которой ребенок находится.