Урок по русскому языку о теме «Обособленные обстоятельства». 8-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8

Ключевые слова: деепричастие, Обособленные обстоятельства, деепричастный оборот


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: развивать умение определять обособленные обстоятельства, выраженные од. деепричастием и деепричастным оборотом.

Задачи урока:

  • углубить представление учеников об обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;
  • вырабатывать пунктуационный навык;
  • показать различие между деепричастиями и наречиями, от них образованными;
  • выработать навыки выразительного чтения.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания (в основе системно-деятельностный подход).

Методические приёмы: повторение, тренировочные упражнения, волшебный квадрат, тест, исследование, формулировка выводов, обобщение, синтаксический разбор, работа с учебником.

Ход урока

Приветствие

Рада вас всех видеть!

На доске записаны предложения:

Река пенилась, вздымая валы.

Падая, листья шепчутся.

Обьясните, почему в этих предложениях стоят запятые.

Как подчеркиваем? Какой вопрос задаем? От какого главного слова задаем вопрос? (обособленные обстоятельства).

Значит, тема нашего урока? Обособленные обстоятельства. Включаю презентацию. 1 слайд

Теперь давайте определимся с целью нашего урока.

Как вы думаете? Какова цель нашего урока? Что мы должны вспомнить из 6 класса, чему должны научиться сегодня?

Сказали, слайд 2.

Прежде чем перейти к нашей теме урока, давайте посмотрим, как вы усвоили материал предыдущих уроков. Обособленные определения и приложения.

На столах лежат карточки с предложениями, надо расставить знаки препинания в каждом из них. Аргументировать. Определить, где обособленные определения, а где приложения. Номера предложений занести в таблицу. Работаем в группах по 4 человека. (раздаю задание)

Время 5-6 минут.

Проверяем по слайдам. Слайды 3-4.

Обобщение: На доске посередине пишу "Обособленные определения".

- Что вы можете про них сказать? (говорят, я быстро пишу, составляя кластер).

- А теперь давайте перейдем к новой теме. Работа по учебникам. Открываем учебники стр. Читаем.

В тематической тетради составляем схему. Кто пойдет к доске?

Записали в тематическую тетрадь.

Вывод: Никогда не обособляются см. слайды 5-6

- А теперь давайте на практике попробуем определить, где обособленные обстоятельства в предложениях. Работа парами.

Поиграем в «Крестики-нолики» (работа в парах)

Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, если есть обособление - поставьте букву о в соответствующий квадрат, если нет - букву н.

  1. Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца.
  2. Она слушала затаив дыхание.
  3. Катер, набирая скорость, дал сигнал.
  4. Не нужно было это делать спустя рукава.
  5. Широкие круги, плавно перекатываясь, закачались и пошли к берегу.
  6. Мы сломя голову неслись по ухабам.
  7. Жёлтый месяц, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы.
  8. Она сидела молча.
  9. Задумчиво опустив головы, люди молчали.

Давайте будем проверять. Слайд 7. Предложения с ответами.

У кого так встаньте Слайд №8 Таблица.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А теперь самостоятельная работа. Каждый проверит сам себя.

Раздать тесты. Читайте задание, проверяйте.

Проверка слайд 9.

Рефлексия

Смотри вопросы. Отвечаем быстро вместе.

Домашнее задание по уровням: упр. Легко, средне, трудно. См. Конспект в тетр.

Завершить можно эпигафом

Задание 1.

Даны предложения и таблица, нужно прочитать предложения, расставить знаки препинания и занести номер предложения в таблицу.

  1. Свежий ветер дувший с моря подгонял лодку.
  2. Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.
  3. Перепачканный краской малыш выглядел смешно.
  4. Мы врачи обязаны лечить людей.
  5. Котёнок по прозвищу Рыжик грелся на солнышке.
  6. Река пенилась вздымая валы.
  7. Был зимний день ясный и морозный.
  8. Листья падая шепчутся.
  9. Задачу я решил шутя.
  10. Серёжа бежал сломя голову.

Обособленные определения

Обособленные приложения

Задание 2. «Крестики-нолики»

Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, если есть обособление - поставьте букву о в соответствующий квадрат, если нет - букву н.

  1. Долго стояла Оксана раздумывая о странных речах кузнеца.
  2. Она слушала затаив дыхание.
  3. Катер набирая скорость дал сигнал.
  4. Не нужно было это делать спустя рукава.
  5. Широкие круги плавно перекатываясь закачались и пошли к берегу.
  6. Мы сломя голову неслись по ухабам.
  7. Жёлтый месяц опускаясь на юг замер на бледной завесе мглы.
  8. Она сидела молча.
  9. Задумчиво опустив головы люди молчали.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Тест

Вариант 1

Задание: найдите соответствия (цифре букву), расставьте знаки препинания.

  1. Вдали сливаясь с небом громоздились льды.
  2. Татьяна любит не шутя.
  3. Листья падая с деревьев ложились на землю.
  4. Смеясь он дерзко презирал земли чужой язык и нравы.
  5. Она сидела молча.
  6. Он подумав решил задачу.
  7. Ребята весь день работали засучив рукава.
  8. Валера взялся за работу нехотя.
  9. Звери остановились и повернув к нам голову замерли на месте.
  10. Колхозники работали не покладая рук.

А - предложение с обособленным обстоятельством, выраженное деепричастным оборотом.

Б - предложение с обособленным обстоятельством, выраженное одиночным деепричастием

В - предложение с необособленным обстоятельством, выраженное наречием.

Г - предложение с необособленным обстоятельством, выраженное фразеологическим оборотом.

Вариант 2

Задание: найдите соответствие (цифре букву), расставьте знаки препинания.

  1. Валера работал спустя рукава.
  2. Он быстро оглянулся вокруг и робко моргая вскочил с земли.
  3. Снег падая на землю покрывал её пушистым одеялом.
  4. Аркадий в автобусе ехал стоя.
  5. Он уходя не погасил свет.
  6. Я проснулся услышав шум за стеной.
  7. Маша не любит работать спустя рукава.
  8. Мне всегда казалось, что он жил играя.
  9. Умывшись он вышел к столу.
  10. Выйдя за ворота мы побрели в сторону реки.

А - предложение с обособленным обстоятельством, выраженное деепричастным оборотом.

Б - предложение с обособленным обстоятельством, выраженное одиночным деепричастием

В - предложение с необособленным обстоятельством, выраженное наречием.

Г - предложение с необособленным обстоятельством, выраженное фразеологическим оборотом.

Рефлексия

1. На уроке я работал (а) (активно/пассивно)

2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен)

3. Урок для меня показался (коротким/длинным)

4. За урок я (не устал(а)/ устал(а)

5. Материал урока мне был (понятен/не понятен, полезен/ бесполезен, интересен/ скучен

6. Что было трудным на уроке? (написать)