Механизмы поддержки талантливых детей на всех уровнях образования

Разделы: Внеклассная работа, Дополнительное образование

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: одаренные дети


В последние годы в нашей стране уделяется большое внимание разработке государственных актов и программ, направленных на развитие системы поддержки одаренных детей. Среди них Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Разработана и внедряется в практику Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которая определяет пять основных направлений развития общего образования, где в разделе «Ключевые направления развития общего образования» (второе направление) говорится о необходимости создания «Системы поддержки талантливых детей».

Так, Новгородская область участвует в федеральном проекте «Успех каждого ребенка».

Целью данного проекта является создание эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

В данном проекте можно выделить следующие показатели:

  • создание доступной среды;
  • охват образовательной деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам;
  • ранняя профориентация;
  • совершенствование материально-технической базы.

Более подробно остановимся на каждом из показателей.

1 показатель - Доступная среда.

Для создания необходимых условий и механизмов эффективного развития системы технического творчества детей и молодежи, адаптированной к современному уровню развития науки, техники и технологий, создан технопарк в том числе и мобильный «Кванториум». Деятельность технопарка направлена на обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленностей, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации, для детей Новгородской области.

Но чаще всего все программы реализуются в очном режиме. И я считаю, использование дистанционных технологий, технологий онлайн присутствия необходимо для обеспечения доступности талантливым детям возможности получать образование по дополнительным общеобразовательным программам.

Так в ГОБОУ ЦИО, где я и работаю, мы используем технологию онлайн присутствия для детей, у которых нет возможности по тем или иным причинам посещать кружки, турниры, но у ребенка должна быть возможность не только посетить, но и возможность работать в той среде, которая необходима.

2 показатель - Охват образовательной деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам.

Еще одним механизмом служат интерактивные мероприятия, конкурсы различных направлений и уровней для выявления способностей, наклонностей и с возможностью протестировать свои навыки на таких мероприятиях, как Ворлдскиллс и Абилимпикс (конкурс профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ОВЗ).

Всероссийские бесплатные мероприятия «Билет в будущее», «Урок Цифры» - Всероссийский образовательный проект в сфере цифровой экономики.

Но что является проблемой при охвате образовательной деятельностью? Это в первую очередь информирование и доступность.

Так наш Центр является базовой площадкой в конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс» с 2019, я являюсь экспертом в компетенции «Обработка текста» и главным экспертом в компетенции «Администрирование баз данных». И мы видим, как влияет на детей возможность попробовать свои силы, проявить свои таланты, и более точно определиться с будущей профессией или как раз наоборот, понять, что это не та сфера, в которой я бы хотел работать и соответственно, попробовать себя в чем-то другом.

Мы часто сталкиваемся с тем, что, когда приглашаем другие школы к участию в мероприятии, что они не знают о данном профориентационном лифте.

3 направление - Ранняя профориентация.

А ранняя профориентация является одним из важных критериев.

Еще один механизм - это Сетевое взаимодействие в первую очередь с СПО - Программы СПО «Первая профессия», профессиональные пробы.

Но здесь необходима отработка механизмов учета индивидуальных достижений с дошкольного возраста до ВУЗа. А также стоит продумать систему стимулирования учащихся (так стимулирование в конкурсе Абилимпикс - это денежный сертификат).

Проблемной зоной в данном направлении конечно же являются кадры - кадровый потенциал (не хватает специалистов, которые могли бы направлять, сопровождать, обучать. Кроме этого, уровень преподавания, от которого напрямую зависит качество преподаваемого предмета, а соответственно и уровень знаний и умений учащихся не всегда может соответствовать современным стандартам).

Психологами нашего Центра создан Дистанционный курс «Куда пойти учиться?», направленный на помощь обучающимся в профессиональном самоопределении в зависимости от их интересов, склонностей, способностей, индивидуальных особенностей и состояния здоровья, а также посещение профессиональных проб, профориентационных смен.

И 4 направление - Совершенствование материально-технической базы.

Цифровая образовательная среда (ЦОС) - федеральный проект, входящий в национальный проект «Образование».

Задачей проекта является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

А также в 2019 году была принята Новая концепция предметной области «Технология».

Целью данной Концепции является создание условий для формирования технологической грамотности, критического и креативного мышления, глобальных компетенций, необходимых для перехода к новым приоритетам научно- технологического развития Российской Федерации. И это тоже является одним из механизмов - модернизации учебного процесса.

Модернизация коснулась в первую очередь таких предметов, как Технология, Информатика.

На уровне начального общего образования эти предметы обеспечивают развитие творческого потенциала детей и изобретательств (конструирование), а также являются мотивирующим фактором для освоения других предметных областей. С целью формирования технологического мышления создается образовательная среда, позволяющая приобрести компетенции, необходимые для дальнейшего развития, проектной и исследовательской деятельности. И здесь, конечно, необходимы современные ресурсы для образования.

Так в нашем учреждении в рамках этого проекта были внедрены новые модули такие, как «Мультипликация», «Полиграфическая студия», «Интернет вещей», «Сайтостроение» и др.