Система работы по формированию познавательной компетенции младших школьников путем развития их исследовательских навыков

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Знания - это тоже дети.
Дети любопытства и удивления.
Луи де Бройль

В современной жизни всё находится в процессе непрерывного развития, и задача учителя - успеть за ходом времени, не остаться позади. Поскольку меняются приоритеты современного образования, и выпускник начальной школы должен быть другим, он должен не просто владеть суммой знаний, а уметь организовать собственную учебную и внеучебную деятельность. Следовательно, современный учитель должен организовать процесс развития так, чтобы новое знание давалось не в готовом виде, а было открыто в процессе собственной деятельности. Учитель должен уметь услышать ребенка, построить совместное действие, сотрудничество.

Исследовательскую деятельность учеников относят к личностно-ориентированному образованию, так как в ходе исследования проявляется и развивается личностный опыт младших школьников, их субъективное восприятие мира и их закономерности. Целью моей работы при организации исследовательской деятельности является достижение не столько собственно научных результатов, сколько приобретение учениками основных исследовательских навыков: умение формировать или вычленять проблему исследования, производить или описывать эксперимент, подводить итоги работы и т.д. Исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс.

Дети по своей природе исследователи и с большим интересом выполняют исследовательские работы. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельно умозаключения. Недостаток знаний порой не позволяет детям правильно оценить результаты своего исследования, и только деликатная помощь учителя помогает убедить ребенка не разочаровываться и продолжать исследование.

Итогом исследовательской работы и, пожалуй, главным этапом обучения юного исследователя может быть выступление на детской научно-практической конференции (гимназической НПК «Ступени», городской НПК «Первоцвет»). Это такие работы, как «Исследование упаковки товаров», «Влияние йода на здоровье человека», «История цифр. Магия влияния «главного» числа на характер человека», «Воздух, которым мы дышим», «Сохранение леса в городе Усолье-Сибирское», «Соль Сибирской земли» и другие. Представляемый материал дает возможность каждому участнику конференции расширить знания и развить способности анализировать, сравнивать, обобщать. Каждая конференция - это собственное открытие для ученика, проявление поиска и творчества. Каждое такое мероприятие становится фейерверком мысли, интереса, удивления и самоудовлетворенности потребностей в знаниях, роста интеллекта, развития творческих способностей обучающихся.

В своей педагогической практике я активно использую игровую технологию, метод проектов и информационно-коммуникативные технологии.

Способствовать взрослению ребенка с его развивающимися силами - значит делать его детство радостным, увлекательным, эмоционально насыщенным.
Ш.А.Амонашвили

Игровая технология является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу младших школьников на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги учеников. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игры активизирует все технические процессы и функции школьника. Также можно сказать и о том, что игра в начальной школе способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Практика моей работы показала, что дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала. На уроках русского языка я использую такие игры, как «Дополни слово» (работа с антонимами и синонимами), «Перевернутые слова» (из предложенного набора слова, в которых буквы перепутаны местами, восстановить правильный порядок слов), составление слова или предложения по конструкции и другие.

Метод проектов позволяет формировать исследовательские навыки обучающихся, активизировать их деятельность, применять полученные ими знания на практике. При этом применяю различные способы образования групп:

  • формальный (соседние парты, ряд),
  • по желанию (ученики самостоятельно разбиваются на группы),
  • учитель выбирает лидера, который набирает себе группу,
  • учитель предлагает перечень основных вопросов по теме, ученики разбиваются на группы в зависимости от проблемы вопроса.

Задаю временные рамки исследования. Формы представления образовательного продукта или предлагаются учителем (чаще в 1-2 классах), или выбираются школьниками самостоятельно (в 3-4 классах).

Для того чтобы каждый мой ученик мог найти проект по душе, предлагаю на выбор несколько проектов, которые отличаются видом деятельности:

  • изготовление поделок и создание творческих работ (игрушек, рисунков, открыток, макетов, книг), подготовка и проведение мероприятий (концертов, викторин, КВН), проведение исследований;
  • количеством участников: индивидуальная и коллективная деятельность.

Выбрав тему исследования, обучающиеся проходят по всем этапам проектирования:

  1. проблемно-целевой этап (каким должен быть проект и для чего создается?),
  2. планирование (отбор содержания и определение приемлемого объема),
  3. практическая работа (создание проекта),
  4. этап презентации (публичная защита проекта).

На всех этапах я осуществляю результативную помощь ученикам.

Один из примеров коллективных проектов - это выполнение коллажа на тему «Вода и жизнь». Ученики независимо друг от друга делают элементы коллажа, а родители на собрании-празднике вместе с детьми собирают все элементы в единый коллаж.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка (да и у родителя) ощущение гордости за полученный результат. Я предоставляю каждому ученику возможность рассказать о своей работе, показать то, что у него получилось и услышать похвалу в свой адрес.

Критериями успеха работы обучающихся над проектами считаю не только достигнутые ими результаты, но и созданную активную команду единомышленников, полезность проекта для гимназии. Участвуя в проектной деятельности, младшие школьники учатся расширять кругозор в различных областях знаний, находить источники информации, сотрудничать друг с другом при выполнении проектов, доводить начатое до конца.

Создавать, хранить, передавать информацию и обеспечивать эффективные способы ее представления ученику позволяют информационно-коммуникативные технологии. Наиболее существенным достоинством информационных технологий является то, что их применение позволяет делать процесс обучения личностно ориентированным, помогает решать новые образовательные задачи. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учеников и управляющего ею.

Интернет уже хорошо знаком младшим школьникам, обеспечивает доступ учеников к гигантским объемам информации. Как учитель и как классный руководитель при подготовке к урокам, классным часам, мероприятиям использую сама и рекомендую школьникам образовательные web-сайты. С помощью глобальной информационной сети ребята готовят выступления по таким темам, как «Влияние компьютера на здоровье человека», «Технический прогресс и охрана окружающей среды», «Влияние сотовых телефонов на организм человека» и другие.

Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников строится на важных дидактических принципах, является компонентом развивающего обучения, так как способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности.