Содержание обучения и организация грамматического материала

Разделы: Иностранные языки


Иностранный язык, как известно, можно изучать систематически под руководством учителя в виртуально созданной (искусственной) аутентичной среде, либо в живой коммуникативной среде, общаясь с носителями языка.

Последний вариант, возможно, и является наиболее эффективным при изучении иностранного языка. Однако, это отчасти процесс-импровизация, отчего хорош лишь на заключительном этапе обучения - закреплении языкового (лексико-грамматического) материала (стадия тренинг). Именно по этой причине в работе акцент ставится на методических аспектах коммуникативного обучения английскому языку через английскую грамматику, без которой осуществление иноязычной коммуникации просто невозможно. Грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых и является основной задачей обучения иностранным языкам.

Процесс обучения грамматике происходит посредством представления грамматических правил, которые дают возможность понимать и знать структуру построения моделей предложения. Однако в центре изучения грамматики стоят знания и умения правильного использования языковых структур и их практическое применение. Иностранный язык необходим современному человеку как инструмент общения в профессиональной среде.

Этим объясняется ориентированность на обучение коммуникативной грамматике: у школьников старших классов должно быть сформировано представление о том, какая из многочисленных существующих грамматических форм будет наиболее адекватно выражать содержание высказывания, иными словами, будет наиболее полно реализовывать цель коммуникации.

Основы обучения старшеклассников английской грамматике на основе коммуникативного подхода

Обучение английской грамматике посредством коммуникативного подхода имеет глубокие методические корни (D.Larsen Freeman, G.Leech, J.A.Svartik, Е.И.Пассов и др.), и привлекает внимание современных ученых-методистов, школьных учителей и преподавателей-практиков (Т.В.Адамчук, Т.В.Проскурякова, И.И.Филиппович, N.A.Gunina, E.A.Karabutova, A.A.Rzianina и др.). Все исследователи отмечают соблюдение одного обязательного условия - погружение в иноязычную, пусть даже и виртуальную среду, созданную, в том числе, на основе аутентичного художественного текста.

При грамотном использовании текстовых структур при формировании и совершенствовании иноязычной коммуникативной компетенции старшеклассников можно максимально «оживить» речь ученика и вывести ее на новый контекстуально-аутентичный уровень. Задача учителя научить извлекать из этого процесса максимум «выгоды» лингвистического коммуникативного плана. Иными словами, - научиться на основе выбранных примеров (шаблонов) не только иллюстрировать конкретные шаблоны- конструкции, но и использовать их «по коммуникативно-ситуационному назначению» в речи. Известно, что построение речевого общения возможно при сформированной языковой компетенции, часть которой составляют именно грамматические навыки. В своей книге «Основы методики обучения иностранным языкам» Е.И.Пассов подчеркивает важность грамматики для изучения языка, называя ее строем языка и наукой об этом строе.

Коммуникативная грамматика, которая становится все больше и больше популярной, представляет собой, по А.А.Миролюбову, обучение на функциональной и ситуативной основе. Это означает, что грамматические явления изучаются и усваиваются не как "формы" и "структуры", а как средства выражения определенных мыслей, отношений, коммуникативных намерений.

Замечено, что в процессе работы над лингвистическим грамматическим материалом у обучающихся постепенно накапливаются языковые знания и начинают формироваться грамматические навыки двух видов: экспрессивные и рецептивные грамматические навыки, как стабильно правильное, автоматизированное, ситуативно-контекстуальное обусловленное использование и понимание грамматических языковых средств во всех видах речевой деятельности - экспрессивной и рецептивной.

Интерес представляют оба вида навыков экспрессивные и рецептивные грамматические навыки. Экспрессивные, - поскольку способствуют передачи чувств и эмоций говорящих; рецептивные - учат воспроизводить грамматический материал и, что более важно, - трансформировать в соответствии с заданной ситуацией иноязычного общения.

По замечанию Лосевой С.В., грамматика, организует язык в целом, опосредуя выражение элементами языка не только рационального, но и эмоционального сознания. Действительно, выбор грамматических структур определяется не только принципами сочетаемости слов и последовательности их употребления, но также формой коммуникации (письменной или устной), ситуацией коммуникативного акта, намерением говорящего, характеристиками адресата. Таким образом, то, «что» сказано, будет в значительной степени определяться тем, «как» сказано.

Кроме того, любое грамматическое явление должно быть рассмотрено с точки зрения формы, содержания и функции, иными словами, в аспекте взаимосвязи внешней структуры с сообщаемой ею идеей и возможными способами ее реализации в конкретной речевой ситуации. Не менее важное условие реализации коммуникативного подхода к преподаванию грамматики - отработка приобретаемого навыка реализуется во всех видах речевой деятельности: ученик должен научиться «слышать» грамматическую структуру, «узнавать» ее в тексте, воспроизводить в устной и письменной речи.

Школьники порой не осознают смысловую нагрузку грамматических структур высказывания, вследствие чего им представляется, что изменение ее не влечет за собой сколь-нибудь значимого искажения смысла. Однако грамматика является одним из значимых аспектов языка: грамматические единицы, равно как и лексические, обладают планом выражения и планом содержания.

Обучение коммуникативной грамматике предполагает использование только аутентичных материалов, исключающих «искусственные» примеры и абстрактные речевые ситуации, и связано с выработкой грамматических навыков, которые основываются на ряде действий:

I этап - выбор грамматической структуры, адекватной речевому замыслу говорящего в определенной ситуации;

II этап - оформление в соответствии с нормами языка и временным параметром;

III этап - оценка адекватности выбора и оформления в данной ситуации.

Формирование грамматических навыков связано с формированием грамматической компетенции - способности человека к корректному грамматическому оформлению своих устных и письменных высказываний и понимание оформления речи других, основанной на взаимодействии соответствующих навыков и знаний, и грамматической осознанности. Причем, заметим, что от успешного формирования грамматической компетенции зависит совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, особенно если в формировании грамматической компетенции заложен коммуникативный подход.

Обучение старшеклассников английской грамматике предполагает формирование специальных грамматических механизмов с целью не только механического заучивания определенных структур, но и их дальнейшего осмысленного использования в речи. Грамматика не есть самоцель, но средство для овладения способами структурного оформления речи, причем не только содержательного, но и эмоционального плана. При этом перед учителем стоит задача отбора определенного грамматического минимума для правильного грамматического оформления продуктивных видов речевой деятельности, таких как говорение, узнавания и понимания конкретных грамматических явлений при чтении и аудировании.

С целью формирования грамматической компетенции методистами (Проскурякова Т.В., Фрезе О.В. и др.) предлагается система языковых и речевых упражнений на различных стадиях формирования грамматического навыка:

Стадии

Упражнения

  • Восприятие структуры Языковые - структурные
  • Имитация Языковые - имитационные
  • Подстановка Языковые - подстановочные
  • Трансформация Языковые - трансформационные
  • Целенаправленное изолированное
  • употребление
  • Условно-речевые
  • Переключение - Речевые упражнения

Следует помнить, что основной целью обучения грамматике при коммуникативном подходе является развитие навыков и умений построения коммуникативно-грамматически правильной речи. Развитие подобного рода умений и навыков в устных и письменных высказываниях требует формирования и дальнейшего совершенствования определенных грамматических коммуникативных навыков:

  • выбор необходимой структуры, адекватной замыслу говорящего и ситуации общения;
  • заполнение типовой структуры необходимыми ситуативными лексемами.

Грамматическим навыком при этом считается способность обучающимся автоматизировано извлечь из памяти и применить грамматические средства, необходимые для речевого общения.

Напомним, что выделяют языковой и речевой грамматические навыки.

Языковой грамматический навык - это операционные навыки, образование отдельных грамматических форм и структур по правилам и вне условий речевой коммуникации.

Для данного грамматического навыка характерны дискурсивность, некоммуникативность, неситуативность. На основе реализации выделенныхнавыков происходит порождение рецептивного грамматического навыка -способности обучающего узнавать грамматические формы и соотносить их сопределенным значением.

Автоматизированное употребление грамматических явлений на основе грамматического чувства (контекста) представляет собой речевой грамматический навык, характеризующегося дискретностью (прерывностью), коммуникативностью, ситуативностью.

Сформированность речевого грамматического навыка наиболее актуальна в рамках настоящего исследования. Именно из данного навыка вытекает понятие продуктивного грамматического навыка как способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задачи, и оформить ее соответственно ситуации.

Традиционно в формировании и развитии грамматического навыка прослеживаются следующие ступени:

  • восприятие модели, её имитация;
  • подстановка (воспроизведение модели на основе аналогии);
  • репродукция (употребление усвоенной структуры в речи).

Придерживаясь данной пошаговой схеме можно выйти на комплекс упражнений по формированию коммуникативных грамматических навыков старшеклассников.