Сценарий досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста: «Много есть профессий разных, много всяких нужных дел»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: профессии, старшие дошкольники


Цель: расширение познаний старших дошкольников о многообразии профессиональных сфер деятельности современного человека, развитие у детей уважительного восприятия ко всем видам профессиональной деятельности.

Задачи образовательные:

  • расширять представления старших дошкольников о многообразии мира взрослых профессий и их предназначении;
  • продолжать совершенствовать умение детей ориентироваться в мире профессий;
  • учить понимать значимость разных профессий в жизни общества.

Задачи развивающие:

  • продолжать развивать у старших дошкольников память, логическое мышление, связную речь, наблюдательность;
  • продолжать развивать двигательную активность.

Задачи воспитательные:

  • воспитывать чувство уважения к труду взрослых;
  • побуждать к выбору будущей профессии, стремлению учиться;
  • продолжать воспитывать самостоятельность, умение работать в команде, чувство ответственности.

Предварительная работа:

  • Проведение бесед с дошкольниками о многообразии мира профессий;
  • Рассматривание иллюстративного и фотоматериала на тему «Профессии»;
  • Чтение художественной литературы (Дж.Родари «Какого цвета ремесла?», «Чем пахнут ремесла?»; В.В.Маяковский «Кем быть?»; В.Н.Орлов «Кому что снится»; Е.А.Пермяк «Мамина работа»; В.А.Лифшиц «И мы трудиться будем»; С.В.Михалков «А что у вас?»; Р.Скарри «Город добрых дел»; И.В. Карпова «Кем быть?»; Н.Н.Носов «Незнайка в солнечном городе» и др.);
  • Ознакомление с поговорками и пословицами о труде, заучивание стихов и отгадывание загадок о разных профессиях;
  • Проведение цикла бесед с дошкольниками на тему «Многообразный мир профессий»;
  • Проведение дидактических и сюжетно-ролевых игр по тематике «Мир профессий»;
  • Рисование представителей разных профессий с последующей организацией выставки рисунков дошкольников;
  • Проведение консультации для родителей «Как помочь ребенку познать мир профессий».

Материалы и оборудование:

  • Мультимедийное оборудование;
  • Конверт с письмом-приглашением на экскурсию в город «Профессий»;
  • Иллюстративные карточки с изображением профессии парикмахер, повар, фермер, автослесарь и 4 набора карточек с атрибутами профессий;
  • Элементы форменной одежды следующих профессий: строитель, повар, парикмахер, учитель, ветеринар, пожарный;
  • Инструменты, используемые для работы врачом;
  • Атрибуты для игры-эстафеты «Смелый пожарный»;
  • Почетные грамоты участников экскурсии по городу «Профессий» (по числу участников).

Интеграция областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие

Ход мероприятия

(с помощью мультимедийного проектора на экран выводится слайд №1 с изображением города «Профессий»).

Дети под музыку (музыкальный фрагмент из композиции «Маленькие и большие» коллектива «Волшебники двора», автор Виталий и Наталия Осошник) заходят в музыкальный зал, садятся на стулья.

Ведущий (держит в руках конверт). Здравствуйте, ребята! Сегодня утром почтальон доставил в нашу группу вот этот конверт. Давайте посмотрим, что в нем? В этом конверте приглашение посетить замечательный город «профессий».

Городок есть неизвестный,
Но, для многих интересный.
Сто профессий там живут,
Никогда не устают.

Что же такое - профессия? Профессия это то, чем занимается каждый взрослый человек. По - другому это его работа. В нашем городе «профессий» много замечательных улиц, как вы думаете, почему?

Дети (предположительный ответ). Потому, что профессий много.

Ведущий. Правильно! Профессий много. И каждая профессия достойна уважения. Но как же нам не заблудиться в таком большом городе?

Раздается стук в дверь.

(В зал входит второй ведущий в роли экскурсовода, на мультимедийном экране демонстрируется слайд №2 с изображением экскурсовода)

Ведущий - экскурсовод. Здравствуйте ребята! Я слышала, вы хотите познакомиться с замечательным городом «Профессий»? Я помогу вам в этом путешествии. Я - экскурсовод. У меня замечательная профессия. Я знаю много интересных фактов про различные страны, города, музеи и выставки. Своими знаниями я охотно делюсь с теми, кто приходит на мои экскурсии. Со мной пришла моя помощница Настя. Она расскажет вам, кого мы можем встретить в городе «Профессий».

1 ребенок.

Зубы полечит нам стоматолог,
Ищет предметы в земле археолог,
Ветеринар лечит разных зверей,
Врач лечит взрослых и малых детей.

Работает в детском саду воспитатель,
Пишет стихи и рассказы писатель.
Письма разносит для нас почтальон,
Звезды назвать может все астроном.

У пчеловода есть пчелы и улья,
Столяр из дерева делает стулья.
Детей учит в школе строгий учитель.
Водит машину умело водитель.

На корабле несет службу моряк,
Построит строитель нам дом и чердак.
Летит космонавт между звезд, между спутников,
А полицейский ловит преступников.

Статую вылепит скульптор из глины,
Ну а художник рисует картины!

Город наш не простой, а волшебный. Давайте попробуем на некоторое время стать поваром, машинистом, пожарным, а может даже ученым. Возможно, это поможет вам решить, кем же стать во взрослой жизни.

Ведущий-экскурсовод. Ну что, отправляемся в путь?

Дети. Да.

(с помощью мультимедийного проектора на экран выводится слайд №3 с изображением различных строительных профессий; изображение сопровождается звуками строительной площадки).

Ведущий-экскурсовод. Итак, первая улица. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, какое название может носить эта улица?

Ответ детей. Улица «Строителей».

Ведущий-экскурсовод. Правильно. Люди этой профессии строят целые города, в которых люди живут, работают, учатся.

(Ребенок читает стихотворение о строителе. На экране демонстрируется слайд №4 с изображением представителей различных строительных профессий.)

Ребенок 2.

Точно в срок построит он:
Небоскрёб и стадион.
Детский садик и больницу,
Магазинов вереницу.
Даже дом, скажу вам я,
Где потом живет он сам и другие жители.
Строители - строители!
Там, на стройке, кран огромный
Поднимает в небо тонны
Плит из железобетона.
Сварщики - железо плавят.
Штукатуры - стены правят.
Каменщик - кирпич кладет.
Маляры - окрасят свод.
Бригадир за всем следит.
А прораб - руководит,
Чтобы строить для народа
И квартиры, и заводы!

Ведущий. Замечательное стихотворение! Ребята, попробуйте перечислить, люди каких профессий живут на улице «Строителей»?

Дети. (предположительные ответы) Крановщик, сварщик, штукатур, каменщик, маляр, бригадир.

Ведущий-экскурсовод. Совершенно верно! А еще на улице строителей живут архитекторы - это люди, которые придумывают, как будут выглядеть дома и рисуют чертежи зданий на бумаге. Нужно сказать, что профессия «строитель» одна из самых мирных профессий. То, что делают строители всегда нужно людям!

Ребята, мы с вами уже пришли на другую улицу нашего замечательного города. (На экране демонстрируется слайд №5 с изображением представителей следующих профессий: повар, водитель, почтальон, дворник, продавец, парикмахер, портной, слесарь). Мы с вами на улице «Нужных профессий».

Ведущий: Ребята, я предлагаю вам поиграть. Наша игра будет называется «Что кому нужно для работы». Сейчас мы разделимся на 4 команды, в каждой из которых будет по 5 человек. На спинках ваших стульчиков закреплены таблички с изображением парикмахера (команда юных парикмахеров), почтальона (команда юных почтальонов), портного (команда юных портных) и слесаря (команда юных слесарей). Подойдите к той магнитной доске, на которой изображена та же профессия, что и на спинке вашего стула. Правила игры такие: каждая команда получает по одной карточке с изображением представителя определенной профессии. Перед вами на столе будут находиться карточки изображающие предметы, необходимые для работы представителям различных профессий. Нужно отобрать только те, которые потребуются представителю вашей профессии. Побеждает та команда, которая первой и верно подберет необходимые карточки.

Ведущий. (после окончания игры) Молодцы ребята, справились с заданием. Расскажите, кто же проживает на нашей улице «Нужных профессий» и какие инструменты для работы им необходимы?

Ответ детей. На улице «Нужных профессий» проживают парикмахер (ему для работы нужны: фен, расческа, ножницы, бигуди), повар (ему нужны кастрюля, сковорода, нож, половник), фермер (для работы ему необходим трактор, лопата, лейка, вилы), автослесарь (ему нужны отвертка, гаечный ключ, колесо, руль)

Ведущий-экскурсовод. А теперь предлагаю вам послушать, какие замечательные стихи есть про нужные людям профессии.

(Ребенок читает стихотворение о профессии повара. На экране демонстрируется слайд №6 с детскими рисунками, изображающими повара и парикмахера).

Ребенок 3.

Белый фартук и колпак,
Сама зари румяней.
Догадаться вам пустяк,
Кто тут перед нами.

Целый день я у плиты
И зимой, и летом.
Чтобы сыт был я и ты,
Жарю вам котлеты.

На плите кипят компот
И бульон прозрачный.
Накормить скорей народ -
Вот моя задача.

Сыт шофер и сыт солдат -
Значит, все в порядке.
Сыт в ракете космонавт,
В детсаду - ребятки…

Не поверят, может, мне?
Усмехнется кто-то?
Нет нужнее на земле
Повара работы!

Ведущий-экскурсовод. Замечательные стихи и профессия тоже замечательная. А главное - вкусная!

А вот еще одна профессия, которая необходима нашим девочкам, мамам, бабушкам, да и нашим мальчикам и их папам.

Ребенок 4.

Кто сегодня парикмахер?
Разрешите, буду я.
Я вам сделаю причёску,
Например, как у меня.

Перед зеркалом садитесь,
Я накидку завяжу
И, конечно, первым делом
Аккуратно причешу.

А теперь накрутим чёлку
На большие бигуди,
Заплетём косички сбоку,
Хвост завяжем позади.

Это всё закрепим лаком
Или гелем для волос,
Подведём помадой губки
И чуть-чуть припудрим нос.

Ведущий-экскурсовод. Так не спеша мы, ребята, подошли к «Проспекту Знаний». (на экране демонстрируется слайд №7с изображением широкой улицы, застроенной высотными домами). Тут проживают все те люди, которые помогают нам узнать много нового. А что это за профессии, мы сейчас с вами узнаем.

Ведущий. Я буду загадывать вам загадки. Вы попробуете их отгадать. И если ответ будет правильным - на экране появится картинка с отгадкой.

Загадка №1

Весь наукой увлечённый,
Ставит опыты ...?

Ответ детей. Ученый.

Ведущий. Молодцы, ребята! (на экране появляется слайд №8 с изображением профессии «ученый»)

Загадка №2.

Книг хранитель и их лекарь,
Книжек друг….?

Ответ детей. Библиотекарь.

Ведущий. Правильно, это - библиотекарь. (на экране появляется слайд №9 с изображением профессии «библиотекарь»)

Загадка №3

В небо часто он глядит:
В этом деле эрудит!
Ночью он не занят сном-
Тот учёный…?

Ответ детей. Астроном.

Ведущий. Молодцы! Это астроном (на экране появляется слайд №10 с изображением профессии «астроном»).

Загадка №4

Слезо-носо-вытиратель
В нашей группе….

Ответ детей. Воспитатель.

Ведущий. Правильно. Это воспитатель. (на экране появляется слайд №11 с изображением профессии «воспитатель») очень хорошо! Все загадки мои отгадали.

Ведущий-экскурсовод. Но не надо забывать об очень важной профессии, без которой не было бы нашей улицы «Знаний». Это профессия называется учитель.

(Ребенок читает стихотворение о профессии «учитель». На экране демонстрируется слайд №12 с детским рисунком, изображающим учителя).

Ребенок 5.

Учитель! Какое прекрасное слово.
Оно нашей жизни и свет и основа.
Сияет для нас путеводной звездой
И в мир новых знаний ведет за собой.
Учитель! Какое высокое слово!
Его повторяем мы снова и снова.
Наш старший товарищ, наш искренний друг.
Он - ключ, открывающий кладезь наук!
Можно в жизни всему научиться,
Воплотить много новых идей,
Но учителем нужно родиться,
Чтобы жить на земле для детей.

Ведущий. Видите ребята, сколько замечательных профессий живет на улице «Знаний». Попробуем их перечислить?

Ответы детей. Ученый, астроном, учитель, воспитатель, программист и еще много разных профессий, которые открывают для нас много интересного.

(На экране появляется слайд №13 с представителями профессий: «врач», « медсестра», «стоматолог», «фармацевт»).

Ведущий-экскурсовод. Ребята, а мы с вами подходим к очень важной улице - улице «Здоровья». Скажите, люди каких профессий здесь живут?

Ответы детей. врач, зубной врач, фармацевт, медицинская сестра.

Ведущий-экскурсовод. Какие вы молодцы. Все правильно сказали. Ребята, вы, наверное, замечали, что у врача всегда есть «волшебный» чемоданчик. С его помощью он лечит людей. Посмотрим, что там лежит? (Воспитатель достает медицинские инструменты из чемоданчика (бинт, термометр, фонендоскоп, шприц, лейкопластырь, тонометр, микстура и пр.), дети называют предметы и отвечают на вопрос: «Для чего этот предмет нужен врачу?»)

Ведущий-экскурсовод. Но есть на улице здоровья еще одна очень важная профессия. Профессия «Ветеринар». Знаете, кто такой ветеринар?

Ответ детей. Это человек, который лечит животных.

Ведущий-экскурсовод. Вы совершенно верно ответили. Ветеринар - это врач, который лечит животных.

(Ребенок читает стихотворение о профессии «ветеринар». На экране демонстрируется слайд №14 с детским рисунком, изображающим данную профессию).

Ребенок 6, 7.

Я подумал вот о чем:
Хорошо бы стать врачом!
Но не детским,
А кошачьим!
Детям больно -
Мы заплачем,
Разревемся сгоряча,
Мама вызовет врача.
А бродячему коту
Если вдруг невмоготу?
Кто зовет к нему врачей?
Он бродячий - он ничей!
Если ты хозяйкой брошен,
Где живешь - не знаешь сам,
Есть лечебница для кошек,
Запись там по адресам.
По фамилиям хозяев
Вызывают и котов:
«Александр Николаев
К операции готов?»
Я подумал вот о чем:
Хорошо бы стать врачом!
Вот в кошачьей неотложке
Я по городу качу:
- Нет ли где бездомной кошки?
Я безадресных лечу.

Ведущий. Замечательное стихотворение, и профессия прекрасная - добрая.

Ведущий-экскурсовод. А сейчас мы подходим к улице «Мужества». На этой улице живут самые смелые люди, которые представляют самые отважные профессии. (На экране появляется слайд №15 с представителями мужественных профессий). Среди них военные, летчики, моряки, полицейские, пожарные, шахтеры и многие другие. О людях этих профессий написано много замечательных стихов. Предлагаю вам послушать одно из них.

( Ребенок читает стихотворение о профессии «пожарный», на экран выводится слайд №16 с детским рисунком, изображающим профессию пожарного)

Ребенок 8.

В наше время знает каждый,
Что с огнем нельзя играть.
Это правило так важно
Никогда не нарушать.

Если все ж беда случилась,
Запылал в огне весь дом,
Вам пожарные помогут,
Быстро справятся с огнем.

Если что - без промедления
К вам по адресу придут,
И пожар водой потушат,
И из шланга все зальют…

Спички - это не игрушка!
Каждый должен это знать.
А пожары, все же, лучше
Не тушить - предупреждать!

Ведущий. Вот такая героическая профессия. А теперь все вместе разделимся на 2 команды и попробуем потушить воображаемый пожар. Те, кто сидит справа от меня будут представлять команду «Отважные ребята», те кто сидит слева - «Спасатели - вперед». Наша игра-эстафета будет называться «Смелый пожарный». Победит та команда, которая первой справиться с поставленной задачей.

Ведущий-экскурсовод. Ребята, наша экскурсия подходит к концу. Вы были внимательными, активными слушателями и хорошо подготовились к нашему путешествию по городу профессий. Кто из вас может рассказать, для чего мы сегодня совершили путешествие по городу «Профессий»?

Ответ детей. Мы совершили путешествие по городу профессий для того, чтобы узнать, что профессий огромное множество. Например, повар, строитель, пожарный, учитель. Каждому из них нужны свои инструменты для работы. Каждая профессия очень интересная и достойна уважения.

Ведущий-экскурсовод. В знак благодарности я вручаю каждому из вас почетную грамоту экскурсанта. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие. До новых встреч!
(Во время вручения детям почетных грамот на экране демонстрируется слайд №17).

1. Список использованной литературы

  1. Барто, А.Л. Твои стихи. - СПб.: Речь,2017.
  2. Нищева, Т.В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях. Обучение дошкольников рассказыванию по картинке с 5 до 7 лет. - СПб.: Детство-Пресс, 2018.
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М.:Мозаика-Синтез, 2015.
  4. Потапова, Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях: методическое пособие. - М.: Сфера, 2004.
  5. Сальникова, Т.Г. Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей (6-7 лет). - СПб.: Детство-Пресс, 2017.
  6. Шорыгина, Т.А. Беседы о профессиях: методическое пособие. - М.: Сфера, 2018.
  7. Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они? - М.: Гном, 2017.
  8. Шорыгина, Т.А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях. - М.: Сфера, 2018.
  9. 30 профессий в стихах // Детские стихи про профессии [Электронный ресурс] URL: http://veravverav.blogspot.com/2016/01/blog-post_56.html (дата последнего обращения 20.01.2019 г.).
  10. Ильх И. Строитель // Азбука профессий [Электронный ресурс] URL: https://poemata.ru/poets/ilh-igor/azbuka-professiy/ (дата последнего обращения 20.01.2019 г.).
  11. Белый фартук и колпак.// РуСтих. Стихи классиков [Электронный ресурс] URL: https://rustih.ru/belyj-fartuk-i-kolpak/ (дата последнего обращения 20.01.2019 г.).
  12. Прохорова М. Парикмахер// Стихи.ру [Электронный ресурс] URL: https://www.stihi.ru/2015/08/22/6991 (дата последнего обращения 20.01.2019 г.).
  13. Веденяпина Н. Учитель, какое прекрасное слово // Стихи.ру [Электронный ресурс] URL: https://www.stihi.ru/2012/07/04/6963 (дата последнего обращения 20.01.2019 г.).
  14. Карамышев А. Пожарный [Электронный ресурс] URL: //http://veravverav.blogspot.com/2016/04/blog-post_29.html (дата последнего обращения 20.01.2019 г.).

2. Ссылка на интернет-ресурсы

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2019/01/27/prezentatsiya-k-provedeniyu-dosugovogo-meroprriyatiya