Структура информационно-коммуникационной среды в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки

Классы: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Ю.В.Триус считает, что на формирование и развитие всесторонне развитой личности достаточное влияние оказывает среда, в которой он живет, учится или работает. По данной причине сейчас для учебных заведений важной и актуальной проблемой остается решение вопроса о создании такой высокотехнологичной информационно-коммуникационной образовательной среды, в которой обучающийся может находится достаточное время в период обучения в школе. Подобная среда должна отвечать потребностям информационного социума, современному состоянию развития науки и техники, общепринятым мировым образовательным стандартам и способствовать целенаправленному формированию и развитию информационно-коммуникационных компетенций всех участников образовательного процесса от учителя до учащихся [6;6]. Важную роль информационно-коммуникационная среда играет в обучении иностранному языку.

Коммуникативный подход, в наибольшей степени, отражает специфику подготовки обучающихся на всех уровнях образовательного процесса при изучении иностранных языков (ИЯ), реализация которого означает, что формирование иноязычных речевых навыков и умений происходит путем и благодаря осуществлению учащимися иноязычной речевой деятельности, а овладение средствами общения (фонетическими, лексическими, грамматическими) направлено на их практическое применение в процессе общения. Поэтому термин «информационно-коммуникационная среда» (ИКС) чаще используется методистами для отражения специфики подготовки обучающихся на уроках. Организация образовательного процесса в условиях такой иноязычной среды позволяет ее усовершенствовать, ускорить передачу знаний и опыта, повысить качество обучения, выявить креативный подход со стороны учителя, реализовать личностно-деятельностный и коммуникативный подходы, создать условия для самообучения, проектирование собственного образовательного маршрута и реализации индивидуальной траектории учения [3;29].

Базисным принципом, на основе которого осуществляется проектирование информационно-коммуникационной среды в образовательной организации при обучении иностранному языку является многокомпонентная, предусматривающая включение разно целевых электронных образовательных ресурсов (ЭОР), взаимосвязанных между собой. Они разрабатываются в соответствии со спецификой подготовки обучающихся и детерминируются требованиями действующих программ по учебным дисциплинам, содержанию обучения, разновидностями деятельности соискателей основного общего образования для достижения как промежуточных, так и конечных результатов образовательной деятельности школьников.

По мнению Быкова В.Ю. и Лапинского В.В., электронные образовательными ресурсами - это совокупность электронных информационных объектов (документов, документированных сведений и инструкций, информационных материалов и др.), Информационно-объектное наполнения электронных информационных систем (электронных библиотек, архивов, банков данных, информационно-коммуникационных сетях и др.), предназначенных для информационного обеспечения функционирования и развития системы образования [2;5].

В этой связи особое место занимает проблема определения структуры и содержания информационно-коммуникационной среды обучающихся на уроке иностранного языка, где школьники могут получить доступ к электронным образовательным ресурсам, использование которых в процессе образовательной деятельности сделает образовательный процесс более привлекательным, открытым, демократическим, комфортным и стимулировать их к самообучению и самопознанию.

Основным составляющим структуры информационно-коммуникационной среды входят компьютер, интерактивная доска, а управляющей системой является учитель.

С целью создания информационно-коммуникационной среды обучающихся в учебных заведениях целесообразно использовать, так называемые, системы управления обучением, которые приобрели большую популярность и распространение во многих странах мира. На сегодняшний день можно привести несколько глобальных примеров информационно-коммуникационной образовательной среды, как, например, депозитарий дистанционных курсов Coursera, GoogleClassroom, YandexClassroom. Среди бесплатных систем управления обучением популярной стала система Moodle [4;15]. Список депозитариев дистанционных курсов постоянно возрастает.

Moodle (акроним от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - учебная платформа предназначена для объединения педагогов, администраторов и учеников в одну надежную, безопасную и интегрированную систему для создания персонализированной учебной среды [8;63].

Обучение, организованное в информационно-коммуникационной среде абсолютно новой парадигмой образования, опирается на функциональную эффективность информационно-коммуникационных технологий и формируется на основе особой культуры учения (e-learning culture), которая характеризуется как с позиции школьника (e-learner), так и с позиции учителя (e-teacher) [1;257].

Для эффективного протекания учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке иностранного языка и контроля за ее результатами целесообразными являются регулярные консультации с преподавателем как в режиме online, например, в таких мессенджерах, как What's up, Discord, Zoom, так и в режиме offline, коммуникации и возможности общения, учащихся между собой, но обязательно с применением разнообразных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих плодотворное закрепление и совершенствование иноязычной речи.

Электронный информационно-методический пакет по дисциплине «Иностранный язык» может содержать следующие структурные компоненты:

- организационно-содержательный блок: аннотация дисциплины; предисловие / пояснительная записка (определяются цели, задачи, особенности изучения дисциплины); структура учебной дисциплины; порядок и график отработки школьниками пропущенных занятий, график консультаций преподавателя [7; 177].

- инструктивный блок: указания, содержащие информацию об особенностях работы с деятельностями системы Moodle; рекомендации по работе с текстами, аудио- и видеоматериалами и пр; методические рекомендации по выстраиванию индивидуальной траектории учения школьника в информационно-коммуникационной среде (возможность однократного / многократного выполнения задач, последовательность овладения учебным материалом, последовательность выполнения задач);

- теоретический блок, представленный в виде видеолекций, интеллект-карт, мультимедийных презентаций, текстов лекций с использованием мультимедийных и гипертекстовых средств, список рекомендованных интернет-источников для самостоятельной работы, ссылок на веб-ресурсы, глоссария толкований основных понятий и тому подобное [9;198].

- практический блок, может быть представлен в виде учебных модулей, электронных кейсов, тем, планов практических (семинарских) занятий, заданий для самостоятельной работы обучающихся (например, школьник может воспользоваться электронной почтой или чатом для получения объяснений или помощи от учителя), дополнительных информационно справочных и / или учебно-методических материалов, аудио- и видеоматериалов, индивидуальных заданий (докладов и проектных работ, рефератов и требований к их оформлению в электронном виде, а также сроки исполнения), методических указаний к выполнению индивидуальных работ и тому подобное;

- блок контроля: система модульно-рейтинговой оценки (с критериями оценки каждого вида работы обучающегося, методикой подсчета итогового рейтингового балла и т.д.); тесты для самоконтроля результатов обучения школьников, например, для подготовки к модульной контрольной работы; автоматизированные тесты для организации модульного контроля результатов обучения школьников; перечень ориентировочных вопросов к итоговому контролю по дисциплине (экзамен, зачет) [5;48].

Развитие ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции в информационно-коммуникационной среде предусматривает создание целостной системы учебно-методических воздействий на школьника в условиях обучения по предмету «Иностранный язык».

В качестве общего вывода отметим, что для обеспечения эффективного функционирования информационно-коммуникационной образовательной среды необходимо четкое осознание и проработка ее структуры. Чтобы грамотно реализовать информационно-коммуникационную среду в условиях языкового образования важно соблюдать последовательность структурных элементов, чтобы результат подтверждал поставленные цели. При организации учебного пространства целесообразно выстроить такие блоки, как организационно-содержательный блок, инструктивный блок, теоретический блок, практический блок и блок контроля, которые представляют структуру информационно-коммуникационной среды. Принятие во внимание данной структурной композиции позволит создать соответствующие условия для результативности информационно-коммуникационной среды в изучении той или иной грамматической темы. Каждый из обозначенных структурных компонентов среды выполняет соответствующие функции в организации обучения грамматике.

Список использованных источников

  1. Бабаева Ю.Д. Одаренный ребенок за компьютером / Ю.Д.Бабаева, А.Е.Войскунский. - Текст: непосредственный - М.: Сканрус, 2003. - 336 с., с. 257 - Текст: непосредственный. 4.
  2. Быков В.Ю. Методологические и методические основы создания и использования электронных средств учебного назначения / В.Ю.Быков, В.В.Лапинский - Текст : непосредственный // Компьютер в школе и семье. - 2012. - № 2 (98). - с. 3-6 6.
  3. Ниматулаев М.М. Проектирование современной информационной образовательной среды на основе возможностей веб-технологий / М.М.Ниматулаев - Текст: непосредственный // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 3. - С. 29. 32.
  4. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура / Е.С.Полат. - Москва: Лицейское и гимназическое образование. - 2017. - №9. - С. 9-17. - Текст: непосредственный. 39.
  5. Спичко Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам / Н.А. Спичко - Текст: непосредственный // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 5. - С. 44-48. 46.
  6. Триус Ю.В. Система электронного обучения на базе MOODLE / Ю.В.Триус, И.В.Герасименко, В.М.Франчук. - Черкассы, Украина: ЧГТУ, 2012. - С. 6. - Текст: непосредственный 49.
  7. Maddux C.D. Educational Computing: Learning with tomorrow's technologies / C.D.Muddux, D.Cleborne, D.LaMont Johnson, J.W.Willis. - Montreal: Allyn and Bacon. - 1997. - 352 p. - Text : direсt. 59.
  8. Mahametova D. Peculiarities of teaching foreign languages with Moodle-based E-learning courses / D.Mahametova - Text : direсt // Academy. - 2019. - № 7 (46). - Р. 62-64. 60.
  9. Tyler T.R. Is the Internet changing social life? It seems the more things change, the more they stay same / T.R.Tyler - Text : direсt // Jl. of Social Issues. - 2002. - vol. 58(1). - Р. 195-205. 66.