Формирование системы позитивных жизненных ценностей учащихся на уроках обществознания в 8-х классах

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным.
Ф.М.Достоевский

История нашей страны наглядно демонстрирует, что в моменты глобальных потрясений государственная власть привлекает традиционные ценности общества для создания единой культурной идентичности у разных слоев населения. Сегодня это актуально и необходимо, как никогда ранее. В своём Послании Федеральному Собранию Президент В.Путин подчеркнул, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это важный фактор стабильности общества и именно образованию отводится ключевая роль в формировании позитивных ценностей у учащихся». В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, говорится, что Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России. Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Что же такое ценности? Духовные ценности - одобряемые или разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.д. Есть ценности, важные во все времена и для всех народов. Их можно назвать общечеловеческими. Общечеловеческие ценности - это идеалы, которыми человек руководствуется в своих поступках и отношениях с другими людьми.

Общечеловеческие ценности представляют собой набор самых общих требований к поведению человека, принадлежащего к любой культуре. К таким ценностям относятся: истина, свобода, человеколюбие, честь, совесть, справедливость, воля, вера в добро, любовь, польза, сохранение жизни человека, признание прав и свобод гражданина, решительное осуждение всех форм человеконенавистничества, защита окружающей среды, утверждение ненасилия как основы жизни человеческого общества, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Общество меняется и меняются ценности. В течение нескольких лет я проводила диагностику ценностных ориентаций учеников. Исследования показали, что произошли изменения в выборе ценностных ориентаций учеников. Более десяти лет назад на первом месте были такие ценности как счастливая семейная жизнь, любовь, друзья, а интересная работа и общественное признание на втором. А сейчас школьники отдают предпочтение таким ценностям как собственное здоровье, высокооплачиваемая и престижная работа, самореализация, путешествия, друзья, уважение окружающих. В качестве жизненных ориентиров отмечают: образованность, рационализм, независимость, жизнерадостность.

Уроки обществознания являются средствами познания человеком действительности, формирования нравственности и социальной активности людей. Воспитывая «человеческое» в человеке мы постоянно обращаемся к сфере ценностей.

Основой формирования позитивных жизненных ценностей является урок. В ходе уроков я использую следующие виды деятельности, направленные на формирование специальных умений:

  • Мыслительные: выдвижение идеи, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
  • Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности.
  • Коммуникативные: слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса
  • Поисковые: нахождение информации в справочниках, энциклопедиях, поиск и формулирование ключевых слов.
  • Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, предоставление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Само содержание курса обществознания в 8 классе (УМК Л.Н.Боголюбова, «Просвещение», 2018 г.) закладывает и определяет формирование ценностного подхода. Практически каждый урок обществознания несет в себе потенциал для формирования ценностных ориентаций. Так, тема уже первого урока в 8 классе «Что делает человека человеком?» предполагает обращение к таким ценностным компонентам, как стремление стать личностью, реализация человека в профессии, общественное начало в каждом человеке, деятельность как необходимое условие формирование личности и т.д. На материале главы «Социальная сфера» возможно формирование таких ценностных установок как патриотизм и толерантность (п.15 «Нации и межнациональные отношения»), на материале главы «Экономика» возможно формирование таких нравственных ориентиров как труд и уважение к труду, созидание, целеустремленность и настойчивость (п.22 «Предпринимательская деятельность», п.27 «Безработица, ее причины и последствия»), уважение к собственности своей и чужой (п. 19 «Собственность»), рациональное потребительское поведение и экологическое сознание (п.25 «Потребление»). Однако больше всего возможностей повлиять на формирование ценностных установок восьмиклассников, безусловно, дает изучение главы II «Сфера духовной культуры». Абсолютно каждый параграф этой главы предполагает подобный процесс. На базе этой главы раскрываются следующие ценностные подходы:

  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира (п.11 «Наука в современном обществе»)
  • традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога (п.12 «Религия как одна из форм культуры»).
  • красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, этическое развитие (п.7 «Мораль», п.8 «Долг и совесть», п.9 «Моральный выбор - это ответственность»).

Таким образом, процесс формирования позитивных жизненных ценностей с обучением обществознанию в 8-х классах тесно взаимосвязаны, ведь ценности предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп. Важно понимать, что ценность - это не эквивалент блага, а единство, взаимодействие, форма проявления особого рода отношения между субъектом и объектом. Поэтому естественно, что в усвоении нравственности важнейшее значение приобретает процесс воспитания личностных ценностей, которые будут определять поведение индивида. Уроки обществознания позволяют учащимся проникнуться и определиться в системе жизненных ценностей, разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в окружающем социуме, выбрать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, увидеть себя как личность, что намного важнее, чем просто обладать определенным багажом предметных знаний.