Мастер-класс «Игровое развивающее пространство с конструктором Полидрон (Polidron) в ДОО»

Разделы: Работа с дошкольниками, Мастер-класс

Класс: д/с

Ключевые слова: мастер-класс, конструктор «Полидрон»


Цель: Демонстрация опыта работы по познавательному развитию дошкольников.

Задачи:

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития конструктивных способностей и технического мышления, поиском концептуально новых подходов, методов и приемов работы в познавательной деятельности дошкольников.
  • расширить представление педагогов об особенностях и функциональных возможностях игрового оборудования «Полидрон».
  • Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога;
  • Создание ситуации успешности и положительных взаимоотношений в группе.

Участники: слушатели курсов повышения квалификации.

Ожидаемые результаты:

  • Понимание участниками значения Полидрон конструирования.
  • Активизация познавательной деятельности участников семинара-практикума.
  • Повышение уровня профессиональной компетенции по основным аспектам темы.
  • Мотивация участников к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Ход мероприятия

Вступительная беседа

Добрый день, дорогие коллеги!!!

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основных требований к реализации основной образовательной программы является создание условий для игровой, познавательной, исследовательской активности детей, развития творческих способностей и возможности самовыражения. Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие. Сегодня я вас познакомлю с новым конструктором «Полидрон».

Теоретическая часть мастер-класса

Что такое «Полидрон-конструирование»? Чем отличается этот вид конструктора от других? Как организовать работу дошкольников? постараюсь ответить на все эти вопросы, и мы с вами попробуем собрать модель транспорта, построить дом, в котором могут играть дети, собрать 3D трапецию, рассмотреть ее в объеме и в развёрнутом виде.

Polidron изначально появился в Великобритании в 1973 году. Но позже уже стал интересовать и рынки других стран. «Полидрон» - конструктор, который используется для плоскостного и объёмного конструирования. Оригинальная конструкция набора позволяет легко крепить детали друг к другу, благодаря чему дети могут в полной мере познать мир двух- и трёхмерных геометрических фигур. Все детали конструкторов имеют яркий дизайн и чистые цвета, соответствующие сенсорным эталонам, а специальное шиповое соединение, расположенное на каждой стороне, позволяет деталям идеально крепиться друг к другу. Одна из сторон каждого элемента набора оснащена специальной рельефной структурой, чтобы ребенок смог развивать свое тактильное восприятие и беспрепятственно узнавал наружную поверхность. Некоторые же конструкторы имеют еще и шрифт Брайля. Таким образом детишки с раннего возраста знакомятся с альтернативными способами общения.

Практическая часть мастер класса

Уважаемые коллеги, предлагаю разделиться на три группы. Первая группа будет работать с конструкторомПолидрон «Супер Гигант». С помощью этого конструктора дети имеют возможность возводить большие конструкции, сооружать замки, башни, лодки и даже дома с тоннелями, по которым можно проползти, одновременно осваивая понятия фигур, а также обучаться работе в команде, воплощая идеи в реальность.

Большие объемные формы конструкций развивают как группы мелких, так и крупных мышц, позволяя лучше «почувствовать» реальные предметы, результаты своего труда. Модели, сделанные детьми, можно использовать даже как эффектные театральные декорации, в которых можно разыграть различные представления и спектакли.

Конструктор хорошо подходит для коллективных игр, помогает развивать координацию и двигательные навыки детей.

Вторая группа будет работать с конструктором Полидрон «Конструируем транспорт».

Используя этот набор, дети смогут построить большое количество разнообразных движущихся моделей (автомобиль, трактор, автобус и т.д.), которые продемонстрируют работу простейшего механизма, помогут развивать координацию и осваивать понятия движения и скорости. С таким конструктором можно играть как в помещении, так и на улице.

Комплект можно использовать при подготовке детей к игре с роботами, чтобы сформировать у ребенка первичные представления о работе механизмов, о ребрах жесткости и правильной последовательности соединения деталей по плану, чтобы собранная машинка смогла ехать и не разваливалась.

Собранный из квадратов и колес своими руками автомобиль приводит ребенка в восторг и наполняет его гордостью за собранную большую машину, на которой он может посидеть и даже прокатиться. С помощью колес двух разных размеров можно построить огромное количество великолепных устройств.

Третья группа будет работать с конструктором «Полидрон Каркасы» можно использовать для решения задач по познавательному развитию детей. С помощью набора дети могут понять основные принципы стереометрии (раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве.) Каркасы легче по весу, и дети могут давать волю своей фантазии, строить более причудливые фигуры и осваивать понятие пространства. Каркасы могут использоваться как самостоятельное пособие для изучения фигур, углов, опорных призм, вершин, плоскостей и прямых.

Постройки можно сооружать по замыслу или по представленным схемам. Каждая группа должна защитить свое изобретерие: дать название конструкции, какую цель преследовали в работе с конструктором, в какой образовательной области можно применять сооружение в работе с детьми, предполагаемый результат.

Работа в группах и защита своих конструкторских замыслов.

Заключительная часть

Играя и конструируя, дети познают свойства геометрических фигур (плоскостных и объемных), осваивают пространственные отношения, придумывают свои модули и фигуры, могут преобразовать постройку и представить ее в развернутом виде. Организуя работу с конструктором, дети могут проектировать сооружения по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям.

Для формирования дружеских взаимоотношений со сверстниками и обогащения опыта сотрудничества дети создают общие постройки. Дети учатся определять общий замысел, договариваются о распределении обязанностей, распределяют роли, материалы, согласовывают свои действия со сверстниками, оценивают результат и взаимоотношения («Играли дружно, и получился красивый дворец»). В коллективных играх с конструктором дети учатся вести диалог, комментируют свои действия, решая тем самым задачи речевого развития.

Конструктор «Полидрон» дети используют в самодеятельной игре, то есть в игре, идущей от инициативы самого ребенка. Наблюдая за детьми, когда они создают «воображаемую игровую ситуацию», я с удовольствием отмечаю, насколько этот конструктор обогащает содержание детских игр. Дети, превращая одну постройку в другую или дополняя ее деталями, самостоятельно открывают новые возможности конструктора. Они увлечены и заинтересованы, самостоятельны и активны.

Организация игр, занятий, конструктивной деятельности с использованием конструктора «Полидрон» способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, в общении, в познавательной деятельности и конструировании.

Наборы для конструирования являются для наших педагогов инновационным средством для организации игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, успешно апробируются в образовательном процессе и позволяют эффективно решать задачи по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения.

Основываясь на свои наблюдения, могу сказать, что дети могут часами играть с этим конструктором, без проблем освоили тему трёхмерных тел и на примере поняли, что означает понятие объёма. Этот конструктор великолепно развивает мелкую моторику, творческое мышление, навыки работы в команде. Замечательный набор для всестороннего развития способностей!

- Спасибо за работу! Удачных вам изобретений в своей педагогической практике.

Материалы и рисунки - интернет-ресурсы.