Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика


Класс: 1.

Учебник: Математика 1 класс (1, 2 часть). Автор: М.И.Моро, Просвещение, 2016.

Цели:

  • обучающиеся познакомятся с решением задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
  • развивать связную речь, память, внимание.

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
  • Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в знаковых записях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат:

Предметные:

  • узнают о новом виде задач;
  • научатся решать задачи и оформлять решение задач;
  • решать примеры на сложение и вычитание на 2 и 3;

Метапредметные:

  • Регулятивные: будут использовать речь для регуляции своего действия.
  • Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; подводить по понятие "На … больше", "На … меньше" , выделять существенные признаки.
  • Коммуникативные: формулировать собственное мнение.
  • Личностные: развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Основные понятия "На … больше", "На … меньше".

Межпредметные связи - чтение, окружающий мир.

Ресурсы:

  • основные: учебник, рабочая тетрадь.
  • дополнительные: Мультимедийный проектор.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах.

Тип урока: формирование новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- (Слайд 1) Доброе утро, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Тогда вы легко отгадаете мою загадку:

Есть у радости подруга
В виде полукруга,
На лице она живет.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится:
Грусть - тоска ее боится. (Улыбка)

- Улыбка нужна всем. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны, добры. Я желаю всем хорошего настроения.

II. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

- Девизом нашего урока пусть будут такие слова (читаем вместе): (слайд 2)

Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся,
Всё у нас получится!

- Но для этого мне нужны трудолюбивые, смекалистые и охотно помогающие друг другу ученики.

- Есть ли среди вас такие?

- Тогда за работу!

1) Работа в паре. Работа с геометрическим материалом.

Совсем скоро наступит волшебное время года - зима.

К нам на урок пришел еще один гость. А какой, вы узнаете отгадав загадку.

Появился во дворе
Он в холодном декабре
Неуклюжий и смешной,
У ворот стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель….. (снеговик)

У вас на партах лежат конверты с геометрическими фигурами, поработайте в паре и выложите у себя на парте снеговика.

- Какие геометрические фигуры вы использовали?

2) Устный счет.

Цель: отработка устного счета в пределах 10.

- Какое сегодня число. Что вы можете мне о нем рассказать?

(Слайд 4). Игра «Молчанка» (набор цифр). Дети с помощью сигнальных карточек осуществляют проверку.

- Покажите число, которое следует за числом 3, 7, 9;

- Покажите число, которое предшествует числу 2, 4, 6, 8;

- Покажите соседей чисел 5, 8, 4;

- Хорошо. Назовите числа через одно от 10 до 0. Число, которое не называем прохлопываем.

- Что мы повторили? (Знание числового ряда).

3) (Слайд 5). Работа над составом числа.

Цель: отработка знаний состава числа.

- У вас лежат карточки с заданием. Будете работать в паре.

- Что мы сейчас повторили? (Состав числа)

4) Решение задачи. (слайд 6)

Цель: отработка умений решать задачи.

На картинке три рыжих щенка и 1 серый щенок.

  • Скажите, можно ли это задание назвать задачей?
  • Из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос.)
  • Чего не хватает? (Вопроса.)
  • Поставьте вопрос к задаче? (Слайд 7)
  • Повторите условие, вопрос задачи.
  • Что нам известно?
  • Как найти ответ на вопрос? (Решение задачи.) (Слайд 8)
  • Чего еще не хватает? (Ответа.)
  • Сформулируйте ответ на вопрос задачи.
  • Вспомните, из каких же частей состоит задача? (Слайд 9)

5) Работа в тетради.

- А сейчас откроем тетради и запишем число на 5 клеточке посередине, а теперь эту задачу.

- Что мы сейчас повторили? (Как записывать и решать задачу).

III. Актуализация знаний

1. Самоопределение к деятельности.

Цель: учатся делать вывод по проделанной работе.

- Что же нужно сделать, чтобы увеличить число предметов? А с каким действием будем составлять пример? А что же нужно сделать, чтобы уменьшить число предметов? Каким действием узнаете?

2. Работа по теме урока.

Цель: учатся с помощью учителя выводить тему урока и ставить цели.

(Слайд 11). Давайте определим тему нашего урока, для этого расположите данные числа в порядке возрастания. Какое слово у вас получилось? (Задача).

(Слайд 12). Тема урока: «Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц»

- Какие цели мы поставим перед собой? (Будем учиться решать задачи со словами «на больше» и «на меньше»).

ФИЗМИНУТКА.

3. Решение новых задач.

Цель: обучающиеся научатся решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

1. Нарисуйте 5 красных кружков. Ниже нарисуйте столько же синих кружков.

- Что нужно сделать, чтобы синих кружков стало на 2 больше?

- Сравните, каких кружков больше? На сколько синих кружков больше?

- Что значит, что синих кружков на 2 больше? (Синих кружков столько же, сколько красных, и еще 2.)

- Если красных кружков 5, а синих на два больше. Сколько синих кружков? (7)

- Как узнали? (5 + 2 = 7). Запишите пример.

2. Нарисуйте 6 зеленых квадратов. Ниже нарисуйте столько же желтых квадратов.

- Что нужно сделать, чтобы желтых квадратов стало на 3 меньше?

- Сравните, каких квадратов меньше? На сколько желтых квадратов меньше?

- Что значит, что желтых квадратов на 3 меньше? (Желтых квадратов столько же, сколько зеленых, но без 3.)

- Если зеленых квадратов 6, а желтых - на 3 меньше. Сколько желтых квадратов? (3)

- Как узнали? (6 - 3 = 3). Запишите пример.

IV. Закрепление изученного материала

(Слайд 13)

Цель: отработка умений решать задачи со словами «увеличить на…», «уменьшить на …»

(Слайд 14). На поляне сидело 6 енотов, а зайцев - на 2 больше. Сколько зайцев сидело на поляне?

  • Повторите условие, вопрос задачи.
  • Что нам известно?
  • Что значит - на 2 больше?
  • Как найти ответ на вопрос? (Решение задачи.)
  • Чего еще не хватает? (Ответа.)
  • Сформулируйте ответ на вопрос задачи.

1. Работа по учебнику.

Откройте учебник на стр. 96 и выполним № 2. Приготовим тетради. У доски работает ученик.

- Прочитаем задачу.

- Сколько карандашей было у Лиды? Обозначим карандаши кружочками. Нарисуем в тетради.

- Что произошло? (Стало на 2 меньше) Что значит на 2 меньше? (столько же без 2, 2 зачеркнем)

- Что необходимо узнать в задаче? (Сколько стало?)

Запишем самостоятельно решение задачи, ученик с обратной стороны доски.

- (Слайд 15). Давайте сделаем вывод. Каким же действием решается задача, если в ней есть слова «НА БОЛЬШЕ», а «НА МЕНЬШЕ»?

2. Дополнительный материал. Задание на полях.

- Посмотрите на поля. Что общего на рисунке? (Форма, количество кругов, их цвет)

- Чем отличается этот рисунок? (расположением кругов).

- В какую сторону их повернули, чтобы изменить расположение? (Вправо)

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Молодцы. А сейчас проверим, как же вы усвоили материал. Возьмите карточки и выполните задание самостоятельно: «Запиши число». (Слайд 16)

Цель: учатся работать самостоятельно с самопроверкой по эталону.

- Число, которое на 1 больше, чем 8. ___

- Число, которое на 2 меньше, чем 4. ___

- Число, которое на 3 больше, чем 7. ___

- Число, которое на 2 меньше, чем 5. ___

- Число, которое на 3 меньше, чем 9. ___

- Число, которое на 2 больше, чем 5. ___

- А теперь проверим, посмотрите на слайд. А теперь расположите числа в порядке возрастания, если получилось слово, то задание выполнили верно! (Умница).

- Кто не сделал ошибок?

- Вспомните тему нашего урока, чему мы учились на уроке.

- (Слайд 17). А теперь подведем итог, посмотрите на слайд, сформулируйте по теме урока.

Цель:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
  • уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки (Регулятивные УУД).
  • зафиксировать новое содержание урока;
  • рганизовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
    • «Я знал»
    • «Я узнал»
    • «Я повторил».

- У всех все получалось? Что еще нужно сделать, чтобы не было ошибок?

VI. Итог урока

- Улыбнитесь, покажите всем свою улыбку! Все молодцы! СПАСИБО ВАМ, ДЕТИ, ЗА УРОК!