Сценарий урока по физике «Посвящение в Юные физики». 7-й класс

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии

Класс: 7

Ключевые слова: физика


Базовый учебник: Перышкин А.В.Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2017.

Цель урока: научить применять основные положения о строении вещества для объяснения природных явлений.

Задачи урока:

  • формирование познавательных универсальных учебных действий:
    • умение объяснять явления природы с помощью положений о строении вещества и знаний об агрегатных состояниях вещества;
  • формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий:
    • умение строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками путем представления творческого продукта,
    • умение слушать одноклассников и вступать с ними в диалог,
    • воспитывать настойчивость, любознательность, культуру умственного труда;
  • формирование регулятивных универсальных учебных действий:
    • умение применять моделирование для предоставления информации, контролировать и оценивать результат своей учебной деятельности.

Тип урока: Урок применения предметных умений.

Технология построения урока:технология театральной педагогики.

Формы работы учащихся:фронтальная, групповая.

Деятельность учащихся на уроке:

  • разыгрывают сценки;
  • отвечают на вопросы;
  • оценивают себя и друг друга;
  • моделируют физические процессы;
  • рефлексируют.

Необходимое оборудование: костюмы или элементы костюмов Карлсона и Малыша, Красной шапочки, и Волка, Снегурочки, Папы Карло; чайник с горячей водой, стакан, чайная ложечка, корзинка с пирожками, стакан с маслом, яйцо, мука, соль, сахар, деревянное полено, шесть наполненных воздухом воздушных шариков, Бумажная кастрюля (коробочка из картона (плотной бумаги)), спички, сухое горючее или спиртовка, «Картезианский водолаз», стеклянная молочная бутылка, очищенное вареное яйцо, эбонитовая палочка, кусочек меха (шерстяной лоскут), кусочек ваты.

Структура и ход урока

Учитель приветствует учащихся; проверяет готовность класса к уроку; организует внимание учащихся.

Разыгрывание сценок.

Сценка № 1 «Малыш и Карлсон»

Выходят Карлсон и Малыш. Карлсон выносит чайник, чашку.

Карлсон: Ты знаешь Малыш, я так люблю пить чай с вареньем, сахаром, конфетами и плюшками. Я всегда знаю, когда в вашем доме пекут плюшки.

Малыш: А как ты об этом догадываешься?

Учитель, обращаясь к классу: Ребята, а вы можете ответить на этот вопрос? Как Карлсон догадывается о том, что в доме Малыша пекут плюшки?

Дети отвечают на вопрос.

Карлсон: Малыш, ты любишь холодный или горячий чай?

Малыш: Я люблю холодный. А ты Карлсон какой любишь чай?

Карлсон: А я люблю горячий, потому, что он быстрее становиться сладким.

Малыш: Почему горячий чай быстрее становиться сладким?

Учитель, обращаясь к классу: Ребята, а вы знаете, почему горячий чай быстрее становиться сладким, чем холодный, если в него положить сахар?

Дети отвечают на вопрос.

Сценка № 2 «Красная шапочка и Волк»

Выходят Красная шапочка и Волк. Красная шапочка выносит корзинку с пирожками и продуктами для приготовления теста: мука, яйцо, масло, соль, сахар, молоко.

Волк: Здравствуй Красная шапочка. Куда ты направляешься?

Красная шапочка: Я иду к бабушке, она заболела, и несу ей пирожки.

Волк: А ты угостишь меня пирожком?

Красная шапочка: Конечно, угощайся.

Волк: Какие вкусные пирожки, а как ты их готовила?

Красная шапочка: Я использовала для приготовления пирожков вещества в разных агрегатных состояниях.

Учитель, обращаясь к ученикам: Ребята давайте назовем в каком состоянии вещества, которые Красная шапочка использовала для приготовления пирожков.

Красная шапочка, выкладывая продукты из корзинки на стол: Я взяла яйцо и растопленное масло, муку, молоко, соль, сахар замесила тесто и испекла пирожки.

Ученики называют, в каком состоянии находятся все перечисленные красной шапочной вещества.

Сценка № 3 «Снегурочка»

Снегурочка: Мое тело изготовлено из снега и льда.

Учитель, обращаясь к ученикам: В каком агрегатном состоянии находятся снег и лёд?

Дети отвечают на вопрос.

Снегурочка: Но когда наступит весна, я начну таять.

Учитель, обращаясь к ученикам: Какой процесс будет происходить с телом Снегурочки?

Дети отвечают на вопрос.

Снегурочка: Но вот только я не знаю при какой температуре это произойдет.

Учитель, обращаясь к ученикам: А вы ребята, знаете, при какой температуре начинает таять лёд?

Дети отвечают на вопрос.

Снегурочка: Когда я растаю я стану жидкостью. Но на следующий год, зимой, я возможно опять появлюсь на свет, если вы ребята вылепите меня из снега и льда.

Учитель, обращаясь к ученикам: Ребята, а при какой температуре отвердевает вода?

Дети отвечают на вопрос.

Сценка № 4 «Папа Карло»

Выходит Папа Карло с поленом в руках.

Папа Капло: Я Папа Карло мне очень скучно жить одному и мне хотелось бы иметь сыночка. У меня есть волшебное полено, оно твердое.

Учитель, обращаясь к ученикам: Ребята, какими свойствами обладают твердые тела?

Дети отвечают на вопрос.

Папа Капло: Чтобы изготовить Буратино, мне необходимо приложить усилия при обработке полена.

Учитель, обращаясь к ученикам: Скажите, ребята, а зачем Папе Карло надо прилагать усилия, чтобы изготовить Буратино?

Дети отвечают на вопрос.

Моделирование молекулярного строения твердых, жидких и газообразных веществ.

Учитель приглашает шесть учащихся класса, раздает им воздушные шарики, изображающие молекулы вещества и предлагает смоделировать расположение молекул в твердом, жидком и газообразном состоянии вещества.

Демонстрация физических опытов (Горев Л.А. «Занимательные опыты по физике 6-7 класс». М. «Просвещение», 1985г.)

Учитель, обращаясь к ученикам: Зная физику, вы ребята сможете объяснять многие интересные явления, которые происходят вокруг нас.Например, почему воду можно вскипятить в «бумажной кастрюле».

Демонстрация опыта № 1:

«Бумажная кастрюля» изготовлена из плотной бумаги в виде коробочки.

Учитель, обращаясь к ученикам: Почему тонет пробирка, когда надавливают на пробку.

Демонстрация опыта № 2 «Картезианский водолаз»:

Учитель, обращаясь к ученикам: Почему яйцо втягивается в бутылку.

Демонстрация опыта № 3:

Учитель, обращаясь к ученикам: Почему летает кусочек ваты.

Демонстрация опыта № 4 «Летающая ватка»:

Учитель, обращаясь к ученикам: Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, вы должны войти в увлекательный мир знаний, но для этого нужен пропуск: «Удостоверение юного физика».

Герои сказок выдают всем ученикам класса «Удостоверения».