В педагогической науке значение использования межпредметных связей, необходимость интеграции научных знаний отмечались многими учеными.
Межпредметные связи являются неотъемлемой частью современного научного познания, как элемент системности и преемственности в обучении, в том числе и предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Современные исследователи определяют межпредметные связи как «взаимную согласованность учебных программ, обусловленную системой наук и дидактическими целями» [2, с.207]. Межпредметные связи способствуют созданию у обучающихся наиболее полной и взаимосвязанной картины мира, обеспечивая их полноценными знаниями во всех областях и развивая умения использования этих знаний на практике, в повседневной жизни. Исследователи (И.Д.Зверев и В.Н.Максимова) считают межпредметные связи дидактическим понятием, имеющим структуру, состоящую из нескольких элементов: знания из одной предметной области, знания из другой предметной области, их связи в процессе обучения. В целом, межпредметная связь представляет собой осознанное соотношение между элементами структуры различных учебных предметов [1]. Установка подобных связей способствует созданию особой системы мышления у всех субъектов образовательного процесса, формированию динамичности мышления, творческого познания, и помогает школьнику освоить необходимые ценностные ориентации. Авторы обоснованно считают, что роль межпредметных связей в образовании должна возрастать, подчёркивая, что: «межпредметные связи должны устанавливаться как в области знаний и умений, так и в отношении формирования опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к усваиваемым объектам и процессам действительности» [5, с.154]. Таким образом, межпредметные связи включены во все сферы образования, используясь как один из основных методов обучения и приобретая всё большее значение. При этом решается задача развития современного научного стиля мышления. «Для формирования и развития такого мышления учащихся, межпредметные связи должны обладать всеобщностью воздействия на педагогический процесс и приобретают статус не просто принципа, а основополагающего дидактического принципа»... [5, с.154] — что ещё раз доказывает важность и необходимость наиболее полного применения межпредметных связей в учебном процессе.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», как никакой другой, связан с естественнонаучными и гуманитарными предметами, с которыми плотно взаимодействует, опирается на их знания, а иногда даже опережает их.
Интегративность содержания курса ОБЖ базируется «на идеях сохранения и повышения качества жизни и здоровья человека, сохранения среды обитания и природных ресурсов, формирования у школьников активной жизненной позиции в вопросах обеспечения личной безопасности, безопасности общества и окружающей среды» [3, с.278]. ОБЖ обладает уникальными возможностями для объединения и систематизации знаний по другим предметам, их обобщения и развития кругозора обучающихся.
Содержание курса ОБЖ переплетается с основами естественнонаучных дисциплин, таких как: биология, физика, химия, география, физическая культура и другими науками. Межпредметное взаимодействие в безопасности жизнедеятельности проявляется дифференциации предметной области, появлении новых научных направлений, новых дисциплин, интегрированных с естествознанием, социологией и другими науками. Это экологическая социальная, информационная, экономическая безопасность и т.д. В рамках общего образования такая дифференциация не присутствует. В школе изучается интегрированный предмет Основы безопасности жизнедеятельности, в частных темах которого затрагиваются специальные вопросы безопасности. В связи с этим трудно недооценить значимость реализации межпредметного взаимодействия в рамках курса ОБЖ, которое осуществляется, прежде всего на уроках. Межпредметные связи работают не только в урочной форме обучения, но наиболее полно могут раскрыться в самостоятельной работе учащихся и во внеурочной деятельности.
Практика показала, что особенно значимыми межпредметные связи становятся при проведении массовых мероприятий комплексной направленности, таких как:
- Познавательно-развивающие;
- Спортивно-оздоровительные;
- Безопасный образ жизни;
- Экологическая безопасность.
Большими возможностями использования междисциплинарных связей обладает организация и проведение массовых мероприятий по военно-патриотическому и спортивно-оздоровительному направлениям безопасности жизнедеятельности [4].
В практике обучения ОБЖ учитель использует разнообразные приемы и методы работы, направленные на реализацию межпредметных связей: вопросы и задания, наглядные пособия, проблемные ситуации, решение ситуационных задач, побуждая учеников вспоминать пройденный материал, увязывая его с изучаемой темой, с практическим назначением в повседневной жизни, а также подготавливать учеников к восприятию информации на других предметах.
В процессе обучения ОБЖ выделяют несколько видов межпредметных связей:
1. Предшествующие. Учитель опирается на знания учащихся, полученные ими при изучении других предметов. Так, при изучении темы «Последствия извержения вулканов. Защита населения» учащиеся уже знают информацию из курса географии, и на эти знания можно опираться.
2. Сопутствующие. Различные аспекты одного явления могут изучаться в разных предметах в одно и то же время. При этом знания из разных областей дополняют друг друга, создавая целостную картину, формирующую научное мировоззрение. Такое случается не часто, поэтому данный вид связей тяжело реализовать на практике.
3. Опережающие. Некоторые темы безопасности в ЧС изучаются в курсе ОБЖ раньше, чем даны естественнонаучные основы таких явлений в курсах других предметов. В таких случаях необходимо на уроках ОБЖ уделять больше внимания объяснению основ и вводной части. Можно использовать опережающие задания и доклады учащихся. Так, например, в восьмом классе при изучении темы «Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия» учащиеся не знакомы с соответствующими физико-химическими явлениями, об этом им только предстоит узнать на уроках физики и химии.
В этом особенность, интегративность предмета ОБЖ, способствующего обобщению предметных знаний, сразу по нескольким естественнонаучным направлениям, а также, уточнению, систематизации, корректировке и дополнению полученной информации на уроках биологии, географии, физики и химии.
Не стоит забывать, что курс «ОБЖ», способен дать представление о практическом применении полученных знаний, их необходимости, таким образом формируя сознательную личность безопасного типа поведения. Таким образом, предметная область «Основ безопасности жизнедеятельности» способствует созданию целостной научной картины мира, что является важной задачей достижения планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС ООО.
Рассмотрим конкретные примеры установки межпредметных связей в курсе ОБЖ 5 и 6 классов.
Класс | Содержание курса |
Естественно-научные предметы |
Межпредметные связи |
5 класс |
Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека. |
Биология География Физика География |
География, 6-й класс, темы — «горные породы и минералы», «вулканы, горячие источники, гейзеры», «вода на земле». Разделы — «атмосфера», «литосфера», «мировой океан», «биосфера». Биология, 5 класс — «среды обитания организмов» и «экологические факторы и их влияние на живые организмы». Физика, 7 класс, глава «движение и взаимодействие тел»; 8 класс, главы «тепловые явления» и «электрические явления». |
6 класс |
Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность Глава 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях Глава 6. Первая помощь при неотложных состояниях Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие |
Биология География |
География, 5 класс, темы — «ориентирование на местности», «чтение плана местности», «ориентирование на местности без карты и компаса», «составление плана маршрута»; 6 класс, темы — «план местности» и «географическая карта». Биология, 5 класс, темы — «среды обитания организмов» и «экологические факторы и их влияние на живые организмы», «разнообразие, распространение, значение растений», «роль бактерий в природе и жизни человека». 8 класс, темы — «координация и регуляция», «опора и движение», «дыхание», «пищеварение», «человек и его здоровье». |
Таким образом значимость интеграции учебного курса Основы безопасности жизнедеятельности с предметами естественнонаучного цикла и использование межпредметных связей, обусловлено общностью предметного содержания при изучении вопросов безопасности в тех или иных чрезвычайных ситуациях.
Предмет Основы безопасности жизнедеятельности носит черты междисциплинарности и является интегрированной практико-ориентированной дисциплиной. Использование межпредметных связей на уроках и во внеурочной работе по безопасности жизнедеятельности способствует развитию научного мышления, формированию представлений о взаимосвязи явлений и событий и, в целом, создает единую картину мира.
Изучение методов и приемов использования межпредметных связей при обучении безопасности жизнедеятельности представляет большой интерес и явится предметом наших дальнейших исследований.
Литература
1.Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе/ И.Д.Зверев, В.Н.Максимова. — М.: Педагогика, 1981. — 160 с. Карпачёва Т.В. Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 7. С. 207–212.
2.Киселева Э.М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ. Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С. 277–280.
3.Безопасность жизнедеятельности Соломин В.П., Беспамятных Т.А., Грунин О.А., Старостенко А.В., Шатровой О.В., Закревский Н.В., Киселева Э.М., Ребко Э.М., Сопко Г.И. Учебник для вузов / Санкт-Петербург, 2014. Сер. Учебник для вузов (2-е издание)
4.Киселева Э.М. Подготовка бакалавров к проведению массовой работы по безопасности жизнедеятельности в основной школе Педагогика высшей школы. 2015. № 3–1 (3). С. 87–89.
5.Дугашев В.В. Межпредметные связи как ключевая компетенция.
6.В сборнике: Психодидактика высшего и среднего образования. Материалы десятой юбилейной международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул, Россия; 2014. С. 154–162.