Конспект занятия по социокультурным истокам с детьми средней группы на тему «Домашнее тепло»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: средняя группа


Тема осваиваемой социокультурной категории: Семья.

Тема занятия (с указанием ведущей образовательной области): «Домашнее тепло», социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое , художественно-эстетическое развитие.

Цель: дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья»; формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким развитие умения слушать друг друга.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • дальнейшее обучение выполнению правил поведения в ресурсном круге;
  • формирование умения работать с литературно-художественной информацией в книгах для развития и альбомах для рисования.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;
  • развитие самооценки у детей;
  • развитие способности проявлять доброту, заботу по отношению к близким.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание добрых чувств и отношений со сверстниками и взрослыми;
  • воспитание уважительного отношения к близким и родным.

Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная, музыкально-художественная.

Формы организации: работа в паре и индивидуальная 10 челочек (самостоятельная деятельность детей).

Формы реализации детских видов деятельности: Беседа. Самостоятельная художественная речевая деятельность. Ситуативный разговор. Создание игровой ситуации. Игра. Работа в паре.

Оборудование:

  • Иллюстрация с изображение членов семьи.
  • Первая книга для развития детей 4-5 лет под редакцией И.А.Кузьмина «Дружная семья»
  • Иллюстрации на тему семья (картины)

Место проведения: групповое помещение дошкольного учреждения.

Ход занятия

1. Первая часть (вступительная). Организационный момент

Приветствие «Ладошки»

Воспитатель:

Мы ладошку к ладошке сложили,
И друг другу дружить предложили.
Будем мы веселиться, играть,
Чтобы умными, дружными стать.

Ребята, какие вы все веселые, у вас хорошее настроение?

Ответы детей.

Воспитатель: И у меня хорошее настроение.

Когда у человека хорошее настроение он часто улыбается. Вот и мы радуемся, улыбаемся вот так (показать как улыбаться).
Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

(Предложить детям сесть на стулья).

Присоединение к теме.

Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадать загадки, и вы узнаете, о чем мы сегодня будем с вами беседовать.

Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
Всех милее наша...мама.

Кто не в шутку, а всерьез
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно...папа.

Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша...бабушка.

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый...дед,

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...семья.

Правильно! Мы поговорим о семье.

Ребята, как вы думаете, что такое семья?

Дети: Семья – это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.

Воспитатель: Правильно. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят, уважают друг друга, заботятся друг о друге.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Моя семья» (пальчиковая гимнастика)

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — Ванечка
Этот пальчик — Танечка,
Этот пальчик — Манечка,
Этот пальчик — Олечка,
Этот пальчик — Колечка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.

Работа в круге. Беседа с детьми «Домашнее тепло».

Воспитатель: - Как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге? (Ответы детей)

Воспитатель: (подводит итог)

- Когда вам становится грустно, ваши близкие вас приласкают, пожалеют, а когда вам весело — они порадуются вместе с вами.

Ребята, мы с вами разучили много пословиц о семье, давайте некоторые из них вспомним.

Не нужен и клад, когда в семье мир да …лад.

Семья — это самое дорогое, родное для человека. И когда в доме тет ссор, когда вам уютно, вы получаете тепло и поддержку, то никакие сокровища этого не заменят. Счастье в семье дороже любого клада.

Не красна изба углами, а красна ...пирогами.

Дом хорош не внешним видом, богатством и красотой, а гостеприимством хозяев.

Хороводная русская народная игра «У дедушки Трифона»

Все Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит в середину круга и говорит: «Ну, сынки мои, я – дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы делайте. Смотрите внимательно».

У дедушки Трифона семеро детей.
У дедушки Трифона семеро детей.
Они не пили, не ели,
Все на дедушку глядели,
И все делали вот так!
И все делали вот так!

Дедушка Трифон показывает движения. Имитирующие мужской труд (рубит дрова, копает землю, косит траву, пилит дрова и т.д). При каждом новом движении повторяет слова: И все делали вот так! Дети, повторяющие движения за ведущим наиболее точно, становятся при повторении игры дедушкой Трифоном.

2. Вторая часть (основная). Активное занятие. Ресурсный круг «Домашнее тепло»

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним рассказ, который мы с вами читали Л.Нечаева «Семеро по лавкам». (воспитательдемонстрирует картинку). Давайте подумаем и ответим на вопрос «Чем вам понравилась семья, о которой мы с вами узнали?».

Передают друг другу блин, отвечая на вопрос.

Воспитатель: - Спасибо вам, ребята, за интересный разговор и еще раз хочу сказать, что семья — это самое дорогое, ценное и родное для человека, и нам всегда хорошо, когда рядом с нами находятся близкие родные нам люди.

3. Третья часть (заключительная). Рефлексия

Воспитатель: - Ребята, у меня есть волшебные фигуры, которые помогут нам с вами поделиться на пары. (дети из корзины достают геометрические фигуры разных цветов, у кого совпадет парная фигура (по цвету и форме), оказывается друг с другом в паре.

За каждым столом лежат по две пары разрезных иллюстрации, на тему «Домашнее тепло» и другого характера. Детям предлагается собрать картинки воедино, а затем рассказать, что на них изображено. Подвести детей к итогу, что на одной из картинок изображено «Домашнее тепло».

Воспитатель хвалит.

ИТОГ

Воспитатель: Подошло занятие к концу, о чем мы с вами беседовали в начале? (Ответы детей)

Воспитатель: Для чего вы передавали блин? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте ещё раз мы скажем. Что же такое домашнее тепло.

Дети: Когда вам становится грустно, ваши близкие вас приласкают, пожалеют, а когда вам весело — они порадуются вместе с вами.

Воспитатель: Молодцы. Спасибо за работу.