Проект тематического дня «Дружат люди всей Земли!»

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с


Цель: формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам; воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России.

Задачи:

  • познакомить детей с разными народами, населяющими планету, с их культурой и национальными традициями  нашей страны и других стран.
  • показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
  • вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
  • воспитывать у дошкольников миролюбие, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать.
  • расширять кругозор детей, представления о мире; 
  • развивать познавательный интерес;
  • активизировать и обогащать словарь.

Актуальность проекта

Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка, в первую очередь, под влиянием родителей и педагогов, которые находятся постоянно с ним рядом. Эта тема особенно актуальна в наши дни, когда среди взрослого населения возникают противостояния по данной проблеме. Особенно важно в детском саду поддерживать и направлять ребенка к людям других национальностей.

Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордость за свою страну должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятие его таким, каким он есть.

В связи с вступлением в силу федеральных государственных требований, воспитание толерантности является обязательным для любого дошкольного образовательного учреждения. Наиболее эффективный способ реализации этой задачи - это организация проектной деятельности. Поэтому, возникла необходимость организовать работу по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к другим людям, независимо от физических возможностей, национальности, в форме педагогического проекта «Дружат люди всей Земли!».  

Проблема:

  • Проявление нетерпимости у детей по отношению к сверстникам различных национальностей;
  • Недостаточная компетентность воспитателей и родителей в области культур различных стран.

Практическая значимость проекта (ожидаемый результат):

  • Воспитанники относятся терпимее к сверстникам разных национальностей, проявляют толерантность.
  • Сотрудники проявляют толерантность по отношению друг к другу.
  • Повысилась компетентность воспитателей и родителей в области культуры разных стран.
  • Проявление чувства гордости за свое отечество и желание выразить приобретенные знания в своем детском творчестве.

Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: один день - 18.12.2021г.

Участники проекта: дети, педагоги ДОУ, родители.

Продукт проектной деятельности:

  • выставка совместного творчества родителей и детей - рисунков «Дружат люди всей Земли!»
  • художественно-продуктивная деятельность детей.

Сотрудничество с семьями:

  • Памятка «Толерантность нужно воспитывать».
  • Выставка совместного творчества детей и родителей «Дружат люди всей Земли!».
  • Консультация «Воспитание добрых чувств у дошкольника».

Этапы реализации проекта

  • Подготовительный этап: Информационно-методическое обеспечение проекта (изучение методической литературы, подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы).
  • Основной этап: Реализация проекта с детьми (проведение бесед, дидактические игры, наблюдения на прогулке, подвижные игры, рассматривание иллюстративного материала, чтение художественной литературы, художественно-продуктивная деятельность с детьми, совместное творчество детей и родителей).
  • Заключительный этап: Выставка совместных творческих работ детей и родителей.

Механизм реализации проекта

Возраст

Мероприятия

Младший дошкольный возраст

Утреннее приветствие «Солнышко»
Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.
Проводится утром с использованием игрушки «Доброе солнышко» (или с мячиком). Дети встают в круг, взявшись за руки.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.
Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.

Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружба – солнечный привет.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)

Беседа «Люди бывают разные» с рассматриванием серии картинок с изображением людей разных национальностей.
Цель: расширять представления детей о том, что в нашей стране живут много людей разных национальностей.

Чтение русской народной сказки «Теремок».
Цель: воспитывать на основе сказки доброжелательность, нравственно-положительные качества.

Прогулка.
Наблюдение за играми старших детей. Вызвать интерес к совместным играм других детей.
П/и «Мы дружные ребята», «Раз, два, три – беги!».
Цель: упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

2 половина дня.

Прослушивание песни «От улыбки хмурый день светлей».
Цель: доставить радость детям.

Художественное творчество. Лепка «Дружный хоровод».
Цель: развивать интерес к лепке, мелкую моторику, вызвать радость от совместного творчества.

С/р игра «Устроим чаепитие».
Цель: развивать умение вести ролевое взаимодействие, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Средний дошкольный возраст

Просмотр презентации «Что мы знаем о народах».
Цель: познакомить с особенностями национального состава России.

Д/и «Кто в какой стране живет?».
Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его. Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом.

И/у «Вежливые слова».
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)

Прогулка.
Наблюдение за людьми, которые гуляют всей семьей.
Обратить внимание детей на теплые, дружные взаимоотношения людей, проявление заботы и внимания друг к другу.
П/и «Выручи друга», «Море волнуется».
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, воспитывать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, умение устанавливать доброжелательные взаимоотношения.

2 половина дня.

Д/и «Подбери наряд кукле».
Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю.
Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов.

Словесная игра «Скажи, какой?».
Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных , формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое мышление.
Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей.
(татарин-татарский, украинец-украинский и т.д.)

Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок», Р.Киплинга «Слоненок».
Цель: объяснить детям на основе сказки, что если человек другой, это не означает, что он заслуживает пренебрежительного отношения, воспитывать толерантное отношение к другим людям, доброжелательность. 

Сюжетно-ролевая игра «Почта».
Цель: развивать межличностное взаимодействие, воспитывать умение доброжелательно общаться в игре, закрепить знания детей о городах России.
Материал: почтовые конверты, открытки.

Просмотр мультфильма или чтение произведения чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
Цель: воспитывать чувство сострадания к другому человеку, сочувствие, желание ему помочь, толерантность.

Старший дошкольный
возраст

Просмотр презентации «Страны и народы».
Цель: расширять представление детей о странах Земли и их народах; прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициям; воспитывать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

И/у «Узнай о ком я говорю».
Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Этюд «Поссорились и помирились».
Цель: развивать умение быть внимательным к чувствам и желаниям других людей, передавать свои эмоции другим людям разными средствами.

«Кто мы? Какие мы?».
Цель: Закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру Материал : картины и изображения человека (мужчины и женщины).

Беседа «Люди каких национальностей живут в нашей стране».
Цель: расширять и закреплять представления детей о национальностях народа, формировать положительное отношение к людям других национальностей, активизировать и обогащать словарь.
Материал: картинки с изображением людей разных национальностей.

Рассматривание карты мира для детей, глобуса.
Цель: развивать познавательный интерес, закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус), и что на этой планете живут много разных народов.

Прогулка.
Подвижная татарская игра «Хлопушка», бурятская народная игра «Волк и ягнята», игра  народов Севера «Ловля Оленей».
Цель: формировать интерес к подвижным играм разных народов, развивать быстроту реакции, ловкость.
Наблюдение за играми детей младших групп. Обратить внимание на взаимоотношения между детьми, вызвать желание поиграть с малышами.

Д/и «Назови ласково».
Цель: закрепить умение называть друг друга ласковыми именами, формировать доброжелательное отношение друг к другу, расширять словарь.

2 половина дня.

Разучивание наизусть стихов о дружбе.
Цель: развивать выразительность речи, память, формировать доброжелательное отношение к людям.

Д/и «Кто, где живет?» (с мячом).
Цель: активизировать и обогащать словарь детей, развивать речь, мышление.
- Я называю страну, а вы называете народ, который там живет. Россия – россияне; Америка — американцы, Япония — японцы; Китай — китайцы; Англия — англичане; Франция — французы; Италия — итальянцы; Индия — индейцы и т.д.

Ситуативная игра «Что значит нарушать права другого человека?», «Твои и мои права».
Цель: формировать у детей чувство собственного достоинства, эмоционально-положительное отношение к достоинствам и личным правам другого человека.

Художественно-творческая деятельность. Рисование «Городецкие узоры», «Хантыйский орнамент».
Цель: вызвать интерес к народно-прикладному творчеству.

Игра «Хорошо - плохо» ТРИЗ.
Цели: учить детей отличать хорошее поведение от плохого; обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям; воспитывать толерантное отношение к другим людям.

Чтение произведения Р. Киплинга «Маугли».
Цель: воспитывать толерантное отношение к другим людям, учить детей анализировать художественное произведение, развивать речь.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по странам».
Цель: закрепить представления о разных народах и странах, формировать социально-коммуникативные навыки взаимодействия.

Литература

  1. Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова. Азбука общения «Детство – Пресс, Санкт-Петербург, 2004г.
  2. В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» - Волгоград, 2012г.
  3. Е.Черенкова «Уроки этикета и вежливости для детей» М.: ООО Издательство «Дом XXI век», 2006г.
  4. В.И.Петрова «Нравственное воспитание в детском саду».
  5. Е.И.Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду», Москва, 2005г.
  6. И.Ф.Мулько. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – ТЦ Сфера, 2006г.