Формирование чувства гражданской ответственности у подрастающего поколения

Разделы: Патриотическое воспитание

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: гражданственность, Гражданское образование, гражданское общество


Современный мир отличается сложностью и противоречивостью процессов, которые в нём происходят. С одной стороны, наблюдается глобализация, размывание границ, ценностей, а с другой – необходимость укрепления своих рубежей, традиций, чтобы воспитать у граждан чувства, способствующие сплочению людей внутри страны. В русской культуре гражданственность всегда была связана с темой защиты Отечества, и это было обусловлено нравственными ценностями, которые воспитывались у молодого поколения с раннего детства.

Сначала необходимо разобраться в понятиях: «гражданин», «гражданственность» и «гражданская ответственность». Для этого обратимся к словарю Ожегова С.И. В словарной статье написано, что «гражданин» - это «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей» [1]. Следовательно, все, кто имеет паспорт, могут считаться гражданами страны. Это юридическое значение слова. Однако в широком смысле это человек, который обладает общественным чувством соучастия, то есть ему не безразлично, что происходит в обществе. Зная свои права и обязанности, он активно участвует в процессах, происходящих в обществе. Понятие «гражданственность» в словаре Ожегова С.И. означает «присущий, свойственный гражданину» [1]. Этим качеством обладает только сознательная и высокоорганизованная личность, поскольку в гражданственности выражается нравственная позиция, которая показывает, насколько усвоены личностью нормы социальной жизни, насколько она готова участвовать в делах общества и государства. Если личность пассивна, то появляется возможность манипуляции гражданами страны. Таким образом, гражданское общество невозможно, если его участники не будут активны. Крепкое гражданское общество – это основа социальной стабильности страны. В том же словаре даётся толкование понятию «ответственность»: «необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках» [1]. Слово «ответственность» происходит от слова «ответ». Это может быть «ответ» за выбор, за потребность, за требование. Это качество также предполагает самостоятельность, инициативность, обязательность, принципиальность. Следовательно, в социальном смысле под «гражданской ответственностью» подразумевается осознанное и добровольное участие в жизни общества. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, ответственность базируется на принятии «гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни» [2].

Задачей общества является формировать в молодёжи гражданскую позицию, основанную на внутренней культуре, нравственности и сознательности. Но как сделать так, чтобы человек добровольно принимал участие в общественной жизни? Это одна из важных проблем современности, которая требует большой целенаправленной работы с молодёжью.

Подростковый возраст – очень важный для человека период, когда происходят не только физиологические, но и нравственные изменения, поскольку формируется самосознание личности. Очень часто можно наблюдать отторжение социальных ценностей, нигилизм, противопоставление общепринятым нормам. Подросток ищет способы самовыражения, но нередко его привлекают негативные тенденции в современном обществе. Эту энергию нужно направить во благо обществу, включая подростка в социально значимую деятельность. В этом возрасте необходимо формировать гражданскую культуру, стремление оценивать своё поведение с точки зрения пользы или вреда для общества и соизмерять свои поступки с требованиями, ценностями и нормами, господствующими в социуме. Здесь большую роль играет окружение: пример родителей, преподавателей, одноклассников, других взрослых людей. Подросток, наблюдая за действиями других людей, учится сам. Таким образом, составляющие гражданской ответственности образуют социально значимую систему:

Правовая компетентность проявляется не только в знаниях, но и в умениях действовать в определённых ситуациях, когда личность должна принять решение, не противоречащее нормам права. Важно проводить разъяснительную работу по правам и обязанностям человека, поскольку, как известно, незнание законов не освобождает от ответственности. Нравственные качества личности формируются в семье, так как именно родители должны заложить основы, которые помогут человеку сделать правильный выбор. Можно сказать, что гражданственность базируется на нравственности, поскольку невозможно одно без другого. Патриотические чувства рождаются из внутренней потребности человека знать историю своей семьи, своей страны, своего края. Этому способствуют различные формы:

  • встречи с интересными людьми;
  • чтение художественной литературы;
  • выполнение общественных поручений;
  • посещение тематических вебинаров;
  • участие в общественной деятельности, в социальных акциях;
  • посещение исторических мест;
  • просмотр исторических художественных фильмов.

Социальная активность проявляется в волонтёрском движении, которое имеет огромное духовно-нравственное значение. Здесь могут быть экологические, социальные, профилактические и другие акции. Участвуя в этих акциях, подросток приобретает твёрдую гражданскую позицию, учится самостоятельности, самовыражению, ответственности, и в этом выражается его сопричастность к жизни общества.

К такой работе также можно отнести встречи с ветеранами («Почта – ветеранам», акцию «Красная гвоздика»), социальные акции («Братья наши меньшие», «Молодёжь за ЗОЖ»), мероприятия, посвящённые значимым датам в истории страны («Бессмертный полк», «Чёрный тюльпан»), спартакиады, спортивно-игровые программы («Большая Георгиевская игра»), молодёжные акции («Россия - это МЫ!») и многие другие. Здесь можно обратиться к опыту Самарской области [3]. В брошюре представлены проекты-победители конкурсов социальных проектов Самарской области.

Поскольку я работаю преподавателем в Петрозаводском президентском кадетском училище, то могу с уверенностью сказать, что гражданское воспитание и гражданская ответственность здесь имеют приоритет. Кадеты не только получают знания, но и учатся отвечать за себя и своих товарищей. В практике училища гражданская ответственность внедряется через систему уроков с военным компонентом, через дополнительное образование, внеурочную деятельность. Например, преподавателями русского языка создаётся копилка текстов, имеющих гражданскую направленность. Это тексты для изложений, сочинений и диктантов. Работая с ними, кадеты не только учатся выстраивать свои мысли логически и аргументировать своё мнение, но и приобретают жизненный опыт. В урочной деятельности широко используется метапредметный подход, который помогает создать целостную картину. Например, на уроках литературы привлекаются исторические материалы, репродукции картин и музыкальные фрагменты. Во время проведения декады русского языка и литературы организуются конкурсы и викторины, которые способствуют формированию национальной гордости, развивают любовь к родному языку и культуре народа. Создаются интерактивные игры, направленные на формирование гражданской позиции: игра «Герои Великой Победы» к 75-летию Победы, «Два сердца - один дух» по повести о Петре и Февронии Муромских, «Дорога чести» по повети Пушкина А.С. «Капитанская дочка» и другие. Учащиеся принимают участие в Международных конкурсах «Проба пера», «Ранние журавли», в конкурсах сочинений «Есть такая профессия – Родину защищать», «Преемственность русских традиций», «На благо Родины», «Знамя Победы», «Без срока давности» и других. Проектная и исследовательская работа также позволяет сформировать прочную гражданскую позицию. Так, метапредметный проект «Война и мир в жизни советских детей» предполагает написание рассказов по картинам о Великой Отечественной войне известных русских художников. Для создания творческой работы учащиеся должны были познакомиться с художниками и их картинами, погрузиться в эпоху, изображённую на полотне, прочувствовать и понять дух времени. В училище организуются встречи с ветеранами, поездки в военный аэродром в п.Бесовец, в Краеведческий музей Республики Карелия. Осенью 2019г. кадеты прошли в Марше Памяти, посвящённом освобождению Петрозаводска, ежегодно в колонне училища участвуют в акции «Бессмертный полк». В журнале «Бирюзовые погоны», созданном в училище, широко освещаются все значимые мероприятия, а материал для публикаций собирают сами учащиеся, также они ведут фото и видеосъёмку.

Таким образом, чтобы воспитать гражданскую ответственность, необходимо задействовать различные формы работы, то есть поставить личность в такие условия, где она смогла бы проявить свои лучшие качества, направленные на благо общества. Другими словами, необходимо привлекать молодёжь в целую систему социально значимых мероприятий. Так будет формироваться гражданская ответственность, которая является высшей степенью развития сознания личности. Она включает в себя ответственность перед семьёй, обществом, государством. Это понятие тесно связано с понятием патриотизма, поскольку, формируя одно, мы способствуем развитию другого. Гражданская ответственность проявляется в активной гражданской позиции. Именно поэтому формирование чувства гражданской ответственности является совместной задачей системы образования, семьи и социальных институтов, поскольку только совместно можно преодолеть негативные тенденции, которые сегодня наблюдаются в обществе.

Литература

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. - М:ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015.-944с.
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования// Минобрнауки.рф.
  3. Проекты-победители конкурсов социальных проектов СО НКО Самарской области 2013 - 2014 гг. В 2-х частях. Часть 1./ под ред. Е.Е.Асташиной. – Самара: Международный институт рынка, 2016. – 160 с.