Основные направления работы по использованию регионального компонента при изучении математики в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть педагогом – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова, и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним. Несомненно, обучение и воспитание детей непростое дело. Учитель начальных классов - это педагог-универсал, умеющий творчески работать. Главная цель учителя - развить даже самые крошечные задатки ребёнка, которые с рождения заложены в каждом. В умении разглядеть искру, не дать ей погаснуть, и состоит талант педагога. Очень трудно не поддаться влиянию и остаться самим собой. Педагог – это созидатель, творец, ему открыт главный ларец – ларец с детскими сердцами, которые ждут тепла, доброго слова, новых знаний и готовы всегда отвечать взаимностью.

Найти рецепт профессионального успеха – мечта любого педагога. Но такого рецепта не существует. Но все же, в нем важны: Доброта, Уважение, Искренность, Справедливость, Любовь, Достоинство, Профессионализм.

Мой небольшой опыт позволил мне сделать следующие выводы:

  • необходимые качества современного учителя – толерантность и доброжелательность, ведь ему приходится работать не только с детьми, но и с родителями.
  • учитель всегда должен быть интересен для своих детей.
  • педагог постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не должен забывать доброе старое, например, устное народное творчество.

В соответствии с ФГОС 2-го поколения в области математики формируются следующие предметные универсальные учебные действия:

  • использование начальных математических знаний для объяснения и описания окружающих явлений, процессов, предметов, а также оценки их пространственных и количественных отношений;
  • овладение основами алгоритмического и логического мышления, математической речи и пространственного воображения, пересчета, измерения, оценки и прикидки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
  • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • умение выполнять письменно и устно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, работать с графиками, таблицами, схемами, анализировать, представлять и интерпретировать данные.

Одним из эффективных средств формирования всех вышеперечисленных УУД являются математические задачи и их решение.

Обучение решению задач – специально организованное взаимодействие учащихся и учителя, целью которого является формирование у учащихся умения решать задачи.

ФГОС НОО также предполагает формирование личностных планируемых результатов, составной частью которых является гражданская идентичность, патриотизм, экологическая культура. Однако практика свидетельствует, что реализация принципа региональности осуществляется в основном через введение в учебный план специальных предметов (в области истории, географии, истории, например, курс «История Осетии, География Осетии, ТКО») и совсем не затрагивает другие общеобразовательные области, в том числе математику.

Обучение математике с использованием регионального компонента способствует его гуманитаризации, т.к. реализует в то же время межпредметные связи, формирует элементы экологической и валеологической культуры.

Но традиционные методики преподавания школьных предметов (в том числе математики) не позволяют полностью раскрыться индивидуальности ребенка. Содержание школьных учебников математики носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей.

Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении математике учащихся нашей Республики и его слабой реализацией в современной школе из-за отсутствия соответствующей базы. Поиск и разработка эффективных дидактических средств, содействующих разрешению указанного противоречия, представляется достаточно актуальной проблемой.

Использование регионального компонента в обучении математике является средством мотивации учебно-познавательной деятельности школьников. Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку. Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом.

Региональность характеризуют следующие особенности:

  • исторические и национально-культурологические (традиции, нравы, особенности образа жизни и характерные ценности);
  • природно-географические (климат, проблемы экологии);
  • социально-географические (плотность населения, характер поселений, традиционные занятия, средства сообщения);
  • социально-демографические (национальный состав, миграционные процессы, типы семьи и др.);
  • административно-политические (территориальное расположение и границы региона, тип инфраструктуры).

Основные направления работы по использованию регионального компонента при изучении математики являются:

  • Подбор и использование в учебно-воспитательном процессе региональных сведений из истории;
  • Использование данных Северо-Осетинского государственного заповедника;
  • Подбор и использование статистического материала регионального характера в текстовых задачах, таблицах и другое;
  • Обращение к региональным сведениям, позволяющим наглядно рассматривать математику как средство, помогающее решению хозяйственных задач;
  • Использование данных Красной книги Осетии;
  • Последовательность составления задач с использованием НРК
  • Cбор статистических данных и цифрового материала;
  • Составление задач с региональной основой;

Задания должны соответствовать государственному стандарту основного (начального) образования и учитывать возрастные особенности обучающихся.

Должен использоваться материал, в котором дается информация о РСО-Алании. Задания должны соответствовать возрастным и психологическим особенностям ребенка, что позволит учащемуся верить в свои силы, а значит, способствует самореализации и саморазвитию.

На уроках математики использую задачи с краеведческим содержанием. Задачи, составленные на местном материале, находят широкое применение. Они вызывают у учащихся большой интерес к предмету, что способствует активизации их деятельности. Ребенку дается возможность толерантного мышления, воспитывается интерес и любовь к малой родине Осетии

Задачи с краеведческим содержанием я использую на уроках открытия нового знания, закрепления, комплексного применения знаний и умений, контроля и оценки, а также на уроках обобщения и систематизации. Детям очень нравится решать и самостоятельно составлять различные задачи, задания на основе регионального компонента.

Накопленный опыт по данной проблеме позволил мне составить сборник «Задачи национально-регионально компонента». Материал в сборнике представлен по разделам. Разнообразный числовой и другой материал познавательной направленности собирала и накапливала постепенно. Числовые данные брала из тех или иных источников, в том числе из региональных и местных газет и различных интернет ресурсов.

В задачах сборника находят отражение практические ситуации, имеющие место в жизни. Это помогает осознавать реальные количественные отношения между различными объектами и величинами и тем самым углубить и расширить свои представления о реальном мире. Решение задач позволяет осмыслить и понять практическую направленность математики.

Одной из ведущих задач на всех этапах обучения предмету является активизация познавательной деятельности и развитие творческого мышления. Математика представляет собой особые возможности для развития познавательных способностей обучающихся. Считаю целесообразным использовать в этих целях текстовые задачи с национально-региональным компонентом. Учащиеся проявляют больший интерес к решению задач с таким содержанием. Программа позволяет включать в процесс обучения задачи такого типа на различных этапах обучения и урока: при устном счете, при объяснении и закреплении изучаемого материала, на этапе отработки и контроля знаний. Решение заданий и задач, включающих данные краеведческого характера, способствуют развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции, умение классифицировать, обобщать, расширяет кругозор.

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Решение задач - упражнения, развивающие мышление. Мало того, решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует пробуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением. Содержание уроков по математике с использованием регионального компонента способствует развитию познавательной активности учащихся, повышению интереса к предмету.

Нельзя забывать, что решение задач воспитывает у детей многие положительные качества характера и развивает их эстетически.

Литература

  1. Бабунова Е.С. Профессионально-педагогические аспекты этнокультурного образования [Текст] / Е.С.Бабунова - Магнитогорск: МаПУ, 2006 - 263 с.
  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. [Текст]/ Г.Н.Волков - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 176 с.
  3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа - руководство [Текст]/ Р.Х.Гасанова - Уфа: БИРО, 2004. - 50 с.
  4. Гильманов С.А. Этносоциальные аспекты региональных систем образования. [Текст]/ С.А.Гильманова// Сибирский педагогический журнал. НГПУ - 2004 - №1 - 198-207 с.
  5. Гладкий Ю.Н. Регионоведение [Текст]/ Ю.Н.Гладкий, А.И.Чистобаев - М.: Гардарики, 2003 - 348 с.
  6. Мукаева О.Д. От этнического к поликультурному (мультикультурному) образованию и воспитанию. [Текст]/ О.Д.Мукаева// Сибирский педагогический журнал. - 2004 - №2 - 126-132 с.
  7. Райцев А. «Национально-региональный» или республиканский? [Текст]/ А.Райцев// Высшее образование в России - 2002 - №5 - 93-96 с.
  8. Штец А.А. Национально-региональный компонент в культурно-ориентированном образовании школа 2100. [Текст]: приоритетные направления развития образованной программы// под ред. А.А.Леонтьева Вып. 4 - М.: Баласс, 2000 - 35-41 с.