Урок окружающего мира по теме "Экономика и экология". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир


Согласно рабочей программе по окружающему миру, данный урок относится к разделу «Чему учит экономика» по УМК «Школа России». Это первый урок, где рассматривается взаимосвязь экономики и экологии, поэтому был выбран тип урока: освоение новых знаний.

Урок разработан с учётом основных принципов метапредметного урока, при котором учащиеся через противоречия сталкиваются с проблемой; самостоятельно формулируют тему и цели урока. Материал урока способствует формированию познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных УУД учащихся. Осуществляются межпредметные связи, соблюдаются внутрипредметные связи. Содержание урока способствует формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения; достижению сознательности, активности и самостоятельности учащихся, оценке собственной деятельности и работы одноклассников; мотивации природоохранной деятельности. В уроке выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой. Реализовывается принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, а также индивидуализация и дифференциация обучения.

Соответственно целям и задачам урока были использованы частично-поисковые методы обучения, словесно-наглядные, практические, которые способствуют мотивации учения, обеспечивают диалог в обучении. Использование презентации с видеофрагментами и выполнение детьми лабораторного опыта дают более полное представление о влиянии отраслей экономики на окружающую среду.

Выбранная форма организации учебной деятельности была достаточно эффективной для развития УУД.

Цель урока: раскрыть взаимосвязь экономики и экологии.

Задачи урока:

  • образовательная
    • создать условия для ознакомления с задачами экологии и двумя сторонами экономики;
    • ввести понятия «экологическая катастрофа», «экологические прогнозы»;
  • развивающая
    • способствовать пониманию отрицательного влияния отраслей экономики на экологию и возможных путей решения данной;
    • проблемы; содействовать формированию навыков самоконтроля и самооценки;
  • воспитательная воспитывать бережное отношение к природе.

Формируемые УУД:

  • Личностные: личностное самоопределение, смыслообразование; формирование культуры мышления и поведения; осуществление самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные: целеполагание, планирование, волевая саморегуляция, контроль и оценка процесса и результатов деятельности в форме сличения результата с заданным эталоном; работа по инструкции.
  • Познавательные: ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, обоснование гипотез, установление причинно-следственных связей логической цепи рассуждений, поиск и выделение информации, смысловое чтение, умение строить речевое высказывание.
  • Коммуникативные: приём и анализ информации, владение способами взаимодействия с окружающими людьми.

Тема урока

Экономика и экология

Тип урока

Освоение новых знаний

Образовательные ресурсы

Учебник "Окружающий мир", 3 кл., автор А.А.Плешаков
Дневники исследователя
Персональный компьютер
Интерактивная доска
Наборы для проведения опыта
Презентация «Экологическая катастрофа».
Фильм «Влияние отраслей экономики на окружающую среду»
таблички на тему: «Источники информации»
Дневник исследователя

План урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
II. Актуализация.
III. Формулирование темы и цели урока.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
V. Реализация построенного проекта (открытие детьми нового знания)
VI. Первичное закрепление нового и первичная рефлексия
VII. Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание.

Цель урока

раскрыть взаимосвязь экономики и экологии

Задачи:
- образовательные
- развивающие
- воспитательные

создать условия для ознакомления с задачами экологии и двумя сторонами экономики; ввести понятия «экологическая катастрофа», «экологические прогнозы»;
способствовать пониманию отрицательного влияния отраслей экономики на экологию и возможных путей решения данной проблемы; содействовать формированию навыков самоконтроля и самооценки воспитывать бережное отношение к природе.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная; методы: словесные, наглядные, практические.

Основные понятия и термины

экономика, экология, экологическая катастрофа, экологические прогнозы, эколог

Фундаментальный объект

взаимосвязь экономики и экологии

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного
опыта/приобретенная компетентность

Научатся: объяснять взаимосвязи между экономикой и экологией, выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
Получат возможность научиться: прогнозировать последствия поступков людей или определенных способов хозяйственной деятельности и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования

Ценностно-смысловая компетенция
Умеют: видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль в охране природы, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решение.
Социально-трудовая компетенция
Умеют: действовать в соответствии с личной и общественной пользой, владеют этикой взаимоотношений, способами организации свободного времени

Технологическая карта метапредметного урока

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Список литературы

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996.

2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения / Е.Л.Мельникова // Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации. – Вып. 3. – М. : Баласс, 1999.

3. Поурочные разработки по курсу «Окружающеий мир» 3 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 319с. (В помощь школьному учителю).

Критерии оценивания результатов

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Прогнозируют последствия поступков людей или определенных способов хозяйственной деятельности

Формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования

Осознают свою роль в охране природы

Объясняют взаимосвязи между экономикой и экологией

Выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость

Выполняют посильную работу по охране природы

Испытывают сложности в объяснении взаимосвязи между экономикой и экологией

Выполняют правила личного поведения в природе, но испытывают сложности в обосновывании их необходимости

Не осознают свою роль в охране природы

Словарик

Катастрофа - экстремальная ситуация, которая приводит к необратимым изменениям в природе.

Экологическая катастрофа - событие с трагическими последствиями.

Танкер - судно, предназначенное для перевозки жидких грузов.

Экологический прогноз - научное предсказание о последствиях вмешательства человека в природу.