Урок литературного чтения в 1-м классе. "Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: литературное чтение, буква «Ь»


Цель урока: познакомить с буквой Ь, его ролью в речи.

Задачи урока:

Обучающие

  • познакомить с особенностями буквы ь;
  • учить выполнять звуко-буквенный анализ слов;
  • учить читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

Развивающие

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое, наглядно-образное мышление;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

Воспитательные

  • воспитывать интерес к чтению;
  • привитие навыков культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга,
  • воспитывать бережное отношение к природе

Предполагаемые результаты урока:

личностные

  • высказывают своё мнение, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Предметные

  • знают букву Ь;
  • понимают, что Ь не обозначает звука, а являются показателем мягкости предыдущего согласного;
  • читают плавно, безотрывно, по слогам и целыми словами вслух и про себя;
  • понимают содержание прочитанного.

Метапредметные

  • Познавательные:
      общеучебные – осознанность восприятия рассказа;
    • логические – выполнение несложных логических действий – расшифровывание слов.
  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
  • Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Оборудование урока: учебник «Азбука», презентация по теме урока, карточки с изученными буквами, предметные картинки, касса букв, образец печатной буквы ь, схемы звуков и слияний, карточки самооценки.

Методы и приёмы, используемые на уроке:

  • методы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся:
  • Словесной передачи: беседа, рассказ.
  • Наглядной передачи: иллюстрация, наблюдение.
  • Передачи информации: дидактическая игра.
  • Методы стимулирования и мотивации обучающихся:
  • Эмоциональные: поощрение, создание ситуации успеха.
  • Познавательные: создание проблемной ситуации.
  • Волевые: прогнозирование будущей деятельности.

Формы организации деятельности обучающихся на уроке:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная.

Презентация

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Ход урока

I. Организационный момент

Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

Упражнение «Ладошки»

- Повернитесь к соседу по парте
Большой палец – желаю
Указательный – успеха
Средний – большого
Безымянный – творческого
Мизинец – во всем

ІІ. Актуализация опорных знаний

Упражнение «Мозговой штурм»

- Какое время года? Какие изменения в природе происходят зимой?

- Прочитайте слова и разделите их на слоги (зима, снег, каток, ребята, лепят, играют, снеговик)

- С помощью картинки и данных слов составьте предложения к схемам. (слайд 1)

- Чем звуки отличаются от букв?

- На какие две группы делятся все звуки?

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

- Что вы знаете о согласных звуках?

- Почему одни из них произносятся твердо, а другие мягко?

- Как вы думаете, почему об одних людях говорят, что у них мягкий характер, а про других, что у них твердый характер? Какой характер у вас?

ІІІ. Постановка целей и определение темы урока

- Сегодня мы познакомимся с необычной буквой, будем находить ее среди других букв, научимся читать с ней слова. А с какой вы сами догадаетесь, посмотрев сказку, которую подготовили наши дети. (слайд 2)

- Жили-были в стране Азбуковедения буквы. Ходили они друг к другу в гости.

Вот как-то раз С пошла в гости к Я. Получился слог ..(ся), Л к Е..(ле), Д к И..(ди). Какими эти согласные стали? Почему?

- Буквы жили - не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы.

- С этой буквой никто не дружил, потому что она не разговаривала. Она умела только смягчать согласные звуки. И звали ее мягкий знак.

Л: Ты не обозначаешь ни одного звука!

С: Мы не хотим с тобой дружить!

Жилось Ь очень одиноко.

- Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие.

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

(повесить картинку на доску)

О: А давайте составим слово ЛОСЬ.

- Стали буквы составлять слово ЛОСЬ. Но получается только ЛОС.

И: Звук С в слове ЛОСЬ мягкий, а у нас твердый. Давайте я стану последней!

Учитель: Получилось слово ЛОСИ.

Я: Что-то у нас не получается. Давайте я стану последней!

Учитель: И получилось слово ЛОСЯ.

Д: Ничего не получается! Давайте позовем Мягкий знак!

- Иди к нам, Ь!- позвали буквы. Он с радостью согласился и стал быстро в конец слова. Учитель: Что получилось?

- Развеселились буквы, подружились с Ь.

IV. Изучение нового материала

1. Новые знания о букве ь

- Ребята, догадались, с какой буквой сегодня познакомимся?

- На что она похожа? (на половинку от буквы ы, на перевернутую букву р, на капельку).

- Для чего нужна такая буква? (чтобы смягчать согласный)

Ь:

Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

Ь - буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, звука не образует не читается никак, но помогает всем согласным звукам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

2. Работа со схемами: лоси - лось (слайд 3)

- Вернемся к нашему слову лось и понаблюдаем за изменениями в звуковой схеме

- Каким цветом обозначаем твердый согласный, мягкий согласный, гласный?

- Как обозначают слог-слияние с твердым согласным, с мягким согласным?

- Сколько букв в словах?

- Почему звуков меньше?

3. Работа с загадками о животных (слайд 4 - лес)

- Мы переместимся в лес и встретим там животных, догадайтесь каких?

Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу.
Не робей, но берегись,
В том лесу, где бродит … (Рысь)

Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день,
Называется …(Олень)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять. (Снегирь)

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

4. Работа в парах (слайды)

V. Физкультминутка «Мороз»

Я мороза не боюсь.
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет щёки, тронет нос.
Значит, надо не зевать:
Прыгать, бегать и играть.
Мы топаем ногами, топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками, хлоп-хлоп-хлоп.
Качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Покружились, покружились
И на место опустились.

5. Чистоговорка (хором)

- Я произношу чистоговорку, после вы хором повторяете за мной:

ЕРЬ – ЕРЬ – ЕРЬ, плотно закрывайте дверь.
ИРЬ – ИРЬ – ИРЬ, на сосне сидит снегирь.
УСЬ – УСЬ – УСЬ, на лугу гуляет гусь.
АСЬ – АСЬ – АСЬ, уплыл карась
ЫСЬ – ЫСЬ – ЫСЬ, в капкане рысь.

6. Чтение букв с ь

сь, мь, ль, рь, зь, бь, пь, нь, вь, дь

VI. Закрепление

1. Работа с учебником «Азбука», стр. 11.

1) Словарная работа (на доске)

- Объясните значение слов

    Преграда
  • Проносится
  • Сквозь

2) Чтение учителя

- Послушайте внимательно рассказ и придумайте к нему название

3) Чтение «цепочкой» учащимися

- Сколько предложений в этом тексте?

- Как вы понимаете выражения? «Для лося нет преград» и «Проносится как ветер»

4) Выборочное чтение

- Найдите в тексте и прочитайте слова с мягким знаком.

- С чем сравнивают лося? (ветром). Найдите предложение и прочитайте.

- Чем питается лось? (зеленью, солью) Найдите предложение и прочитайте.

5) Рассказ учителя о лосях (слайд 8-11)

Лось – это дикое животное, которое обитает в лесу. Длина тела достигает 3м. Самцы имеют рога, у самок их нет. Животные хорошо приспособлены к суровым морозным и снежным зимам, тело их покрыто грубой шерстью. Лоси держатся поодиночке или небольшими группами. Кормятся травами, древесно-кустарниковыми растениями, лишайниками и грибами. Для лосей, особенно молодых, опасны волки, медведи, росомахи. Однако взрослые сильные лоси могут за себя постоять. Их копыта – грозное оружие.

6) Чтение столбцов слов с.12.

- Где находится буква ь в первом столбце? Во втором? В третьем? В четвертом?

- Может ли слово начинаться с ь?

2. Игра «Волшебник» (слайды 12-25)

- Представьте, что вы все стали волшебниками. И взмахом руки умеете менять вид слова и его значение. Поможет вам наша буква мягкий знак. Его можно добавить в конце или в середине слова.

мел – мель
шест – шесть
кон – конь
ел – ель
уголки – угольки
пенки – пеньки
банка – банька
полка – полька

VII. Подведение итогов

1. Упражнение «Кластер»

- С какой новой буквой познакомились? Какой звук она обозначает?

- На что похожа буква ь? В каком месте в слове может находится ь?

- Для чего нужен мягкий знак? Какие слова с мягким знаком вы запомнили?

2. Рефлексия

На парте у каждого ученика лежит изображение солнышка, солнышка с облачком и тучки.

  • Если вам было интересно, вы научились читать слова с буквой «ь», вы узнали что-то новое, были активными на уроке - покажите «солнышко».
  • Если вам было интересно, чтение слов с буквой «ь» дается вам с трудом, у вас остались вопросы - покажите «облачко и солнышко».
  • Если вам было не интересно, вы ничего не поняли, не было желания работать на уроке - покажите «тучку».