Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение знаний о частях речи"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, части речи


Класс: 3.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Тема «Закрепление знаний о частях речи».

Цель: обобщить и систематизировать знания о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Задачи:

  • развивать умение узнавать части речи, классифицировать их по группам;
  • закрепить умения учащихся в правописании основных орфографических правил;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать познавательный интерес, память, мышление;
  • воспитывать любовь к русскому языку, доброжелательное отношение друг к другу.
  • вспомнить любимые сказки А.С.Пушкина

Формируемые УУД

  • Личностные: обучающиеся научатся положительно относиться к изучаемому  русскому языку.
  • Регулятивные: обучающиеся научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
  • Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать.
  • Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе.

Методы работы на уроке: индивидуальный и фронтальный опрос, работа в группах, самостоятельная работа.

Основные понятия: Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, синонимы.

Ресурсы: основные – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык».

Организация пространства. Учебный кабинет, интерактивная доска, ИКТ, парты расставлены  для групповой работы, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Учитель читает стихотворение:

Великий, могучий, свободный,
Надежда и силы родник,
Тебе посвящаем урок мы сегодня,
Родной и правдивый наш…

Дети: … Русский язык.

Учитель: - Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что урок сегодня принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

2. Актуализации знаний (повторение изученного материала, необходимого для систематизации знаний)

- Сказка ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок

- Как вы понимаете эти слова? (Сказка - выдумка, но она нас учит не делать ошибки, намекает на правильные поступки)

- Откуда эти строки? (Из сказки А.С.Пушкина  «Сказка о золотом петушке»)

- Сегодня на нашем уроке мы будем вспоминать любимые произведения Александра Сергеевича.

- Скажите, из чего состоит наша речь?

- А предложения?

- Чем являются слова?

- Какие части речи вы знаете?

(Дети читают стихи о частях речи)

Мне знакомы части речи:

По – предлог, иду – глагол

Прилагательное – вечный

Существительное – гол

Имя существительное
В нашу речь вошло
Как его узнаем?
Спросим кто? и что?

Имя прилагательное
Часть речи есть такая
Вопрос к нему: какое?
И какой? какие? и какая?

Глагол – это часть речи
Его узнаем просто
Что делает? Что сделает?

Ответим на вопросы.

Слайд 1.

У лукоморья дуб зеленый.
Златая цепь на дубе том;
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

- Откуда эти строки? (Из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)

- Разберите отрывок по частям речи.

Слайд 2.

- Проверка  по образцу

3. Словарная работа

Слайд 3.

лебедь, город, ветер, кораблик

- Ччто общего в этих словах? (орфограмма:  безударные гласные, имена существительные)

- Какое слово может быть лишним? (лебедь – существительное женского рода, 3 склонения, одушевленное)

- Придумайте словосочетания с этими существительными  (устно)

Слайд 4.

4. Работа по группам

- Какие существительные из сказок Пушкина подойдут к этим прилагательным?

А)

разбитое (корыто)
сварливая (баба)
дорогой (откуп)
золотая (рыбка)
синее (море)
златоглавый (город)

  • 1-я группа выписывает словосочетания мужского рода.
  • 2-я группа словосочетания женского рода.
  • 3-я группа словосочетания среднего рода.

- Как вы определили род имени прилагательного?

- Как еще согласуются имена существительные и прилагательные?

- Попробуйте вспомнить из сказки словосочетания  во множественном числе (красные сапожки, белые стены, золотые скорлупки ….)

Б) КАРТОЧКА:

сон, дева, дуб, Елисей, нора, невеста, радость, цепь, тень, место, белка,  ядро,  изумруд, скорлупка, волна, царевна

- Когда мы с вами работали над словарными словами, то вспоминали склонение. Как узнать, к какому склонению относится имя существительное? (повторение правила)

- Попробуем определять склонение имени существительного:

  • 1 группа: выписать существительные 1 склонения.
  • 2 группа: существительные 2 склонения.
  • 3 группа: существительные 3 склонения.

- проверка

5. Повторение знаний о глаголе

Слайд 5.

Старик …………. неводом рыбу.

Старуха …………свою пряжу.

- Какие слова подходят к данным предложениям?

- Какие орфограммы в этих глаголах?

- Как проверить безударные гласные в корне слова?

- На какие 3 группы можно разделить глаголы?

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени?

- Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?

- Прошедшего времени?

Слайд 6.

Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил…

Ты, царевич, мой спаситель,
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом.

- Из какой сказки Александра Сергеевича эти строки?

  • 1 группа – выписывает глаголы настоящего времени.
  • 2 группа – глаголы будущего времени.
  • 3 группа – глаголы прошедшего времени.

- Определите число, род, лицо.

Физминутка

Части речи изучаем, (ходьба на месте)
Много знаний получаем, (повороты туловища в стороны)
Морфология наука – занимательная штука! (приседания)
Должен каждый в мире знать (взмахи руками)
Как части речи различать! (наклоны в стороны)
И за это на уроках лишь пятерки получать!

Работа с синонимами. Слайд 6.

- Что такое синонимы? (слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение)

Корысть

  • выгода
  • польза
  • зависть
  • удача

Грустный

  • вежливый
  • печальный
  • унылый
  • веселый

Блестеть

  • темнеть
  • сверкать
  • сиять
  • сверкать

Верный

  • отличный
  • преданный
  • надежный
  • отважный

Сражение

  • разведка
  • битва
  • бой
  • ожидание

Смеяться

  • петь
  • беседовать
  • плакать
  • хохотать
  • 1-я группа выписывает глаголы.
  • 2-я группа выписывает имена прилагательные.
  • 3-я группа выписывает имена существительные.

(взаимопроверка, устранение ошибок)

Слайд 7.