Урок окружающего мира по теме "Екатерина II". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир, Екатерина Великая, Екатерина II


Предмет: УМК «Школа России», «Окружающий мир» А.А.Плешаков, 4 класс. Урок 13 раздела «Страницы истории Отечества».

Класс: 4.

Тип урока: ОНЗ.

Цель: осознание учащимися важности роли Екатерины Великой в истории нашей страны.

Задачи:

  • Образовательные: сформировать представление обучающихся о деятельности Екатерины
  • Развивающие: развивать навыки оценивания собственной работы на уроке, развивать умение преобразовывать текстовую информацию в табличную.
  • Воспитательные: воспитание уважения к историческому прошлому страны на примере личности Екатерины II

Оборудование: Компьютер, проектор, экран для проектора, презентация к уроку, тесты, листы с таблицей на каждую группу, видеоролик. Учебник окружающего мира А.А.Плешаков 4 класс.

Планируемые предметные результаты урока.

  • иметь представление о жизни и деятельности Екатерины II.
  • иметь представление о положении разных слоёв российского общества.
  • иметь представление о восстании под предводительством Емельяна Пугачёва.
  • иметь представление о деятельности А.В.Суворова и Ф.Ф.Ушакова.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • умение преобразовывать текстовую информацию в табличную ;
  • умение сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом;

Личностные УУД:

  • выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, аудиовизуальный, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа;
  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая.

Ход урока

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Стадия вызова

Орг.момент.
- Здравствуйте, ребята!
Я очень рада вас видеть.
Посмотрите друг на друга и поприветствуйте сначала напарника, а затем соседа.
- Сегодняна уроке вы получите оценки за тест и баллы в накопительную часть за активную работу на уроке.
Приветствуют учителя и одноклассников.

-Как называется раздел, который мы изучаем?

Отвечают на вопросы.

-С деятельностью, каких значимых для России людей, вы познакомились, изучая этот раздел?
- Каким прилагательным можно заменить слово значимый?
Великие, выдающиеся,важные.
Структура (Stir the Class) - Обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку. Участвуют в структуре.
- У кого 5 человек, 6, 7….
- Назовите их имена. (Озвучивает ответ тот ученик, у которого больше имен)
Проверяют свои работы и корректируют их.

- А как вы думаете, есть ли еще выдающиеся люди в России?
- А кого в истории России называли Великим?
- За какие заслуги так его называли?

- О ком эти строки? Узнав о ком идет речь, мы узнаем тему урока.
(Прием «Незавершенное предложение»)
(Слайд 1)
- Проверим по учебнику правильно ли мы определили тему урока с.105.
(Слайд 2)

Петра I.
Его преобразования помогли дальнейшему развитию России.
- Екатерина 2, Екатерина Великая – какой вопрос напрашивается? Почему Екатерину называют Великой? Какой вклад она внесла в развитие нашего государства?
- В течение урока нам надо найти ответ на этот вопрос, это цель нашего урока.
(Слайд 3)
- Что нам надо сделать для достижения цели?
Найти информацию о Екатерине 2, проанализировать ее.

- А где мы можем найти информацию?
- А какие у вас предположения, за что Екатерину называют Великой?
- А может быть, что ее нельзя так назвать, потому что есть какие-то негативные моменты в ее правлении?

В учебнике, из дополнительных источников, узнав у учителя или одноклассников.

Выдвигают гипотезы.

Стадия содержания

(Слайд 4)
- Посмотрите на портрет императрицы. Что вы можете о ней сказать?
- Как вы думаете, какой характер у нее был? В течении урока мы проверим ваши предположения.
- Чтобы ответить на вопрос: «Почему Екатерину называют Великой?» Вы объедитесь в группы и заполните таблицу «Плюс. Минус. Интересно»
- Сейчас каждая группа будет работать самостоятельно.
1 гр. - стр.105-106,
2 гр. - стр.106-107,
3 гр. - cтр.107-108,
4 гр - стр.108-110.
Отвечают на вопросы.
Каждый участник группы заполнит самостоятельно таблицу, затем обсудите в группах свои работы, потом выполните общую работу.
- Проверим,как вы выполнили задание. Одна группа читает, другие группы слушают, записывают данные в свою таблицу, задают возникающие вопросы.
(Слайд 5)

Читают материал, заполняют таблицу. Затем идет обсуждение в группах и заполнение общей таблицы.

Обсуждают информацию и заполняют таблицу.

- Оцените работу группы. Идет оценка работы группы.
Структура (Mix Pair Share) – обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ОБРАЗОВЫВАЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) Участвуют в структуре.
1.Какие личные качества помогали Екатерине Второй управлять империей? Умная,образованная, трудолюбивая, имела сильный характер и волю, дар выбирать себе помощников и советников.
2. Кто командовал русскойармией при взятии турецкой крепости Измаил? А.В.Суворов.
3. Назовите имя создателя Российского Черноморского флота. Ф.Ф.Ушаков.
- А сейчас просмотрим видеофильм, в котором будет новая для вас информация. Запомните ее.
- Что еще можно записать в таблицу?
(Слайд 6)
- Вывод.Так справедливо ли Екатерину называть Великой, ведь в ее правлении были и плюсы и минусы? Мы это увидели из ваших таблиц.
Обсуждение.
- Сейчас вспомним все, что изучили на уроке, выполним тест и оценим свои знания. (Самопроверка по эталону) Индивидуальная работа. Проверка по ключу. Самооценка.

Тест.

1. Какой город был столицей России при Екатерине Великой?
1) Москва
2) Киев
3) Новгород
4) Санкт-Петербург

4

2. Что по распоряжению Екатерины было воздвигнуто на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в честь Петра I?
1) Петропавловский собор
2) Зимний дворец
3) Медный всадник
4) Адмиралтейство

3

3.Сколько лет продолжалось правление Екатерины II?
1) 15 лет
2) 30 лет
3)24 года
4) 34 года

4

4. Какой полководец прославился победой над крепостью Измаил?
1)А.В.Суворов
2)Ф.Ф.Ушаков
3) М.И.Кутузов
4) Д.М.Пожарский

1
5. Почему Екатерина считалась продолжательницей дел Петра Великого?
1) она часто ездила за границу
2) она много сделала для образования в России
3) она продолжила войну со Швецией
4) она была жестоким правителем
2
6. Кто возглавил восстание крестьян, произошедшее при Екатерине II?
1) А.В.Суворов
2) Степан Разин
3)Емельян Пугачёв
4) Кузьма Минин
3
7. Какие личные качества позволили Екатерине II получить прозвище Великая?
1) ум
2) сильный характер
3) трудолюбие

4) любовь к развлечениям
1, 2, 3
8.Что сделала Екатерина II на благо Отечества?
1) открыла в городах народные училища
2) сделала крестьян крепостными

3) открыла в Москве Воспитательный дом для сирот
4) при ней Россия утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей
1, 2, 4
   
- Структура «Take off – touch Down».
У кого «5»? - Молодцы!
У кого «4»? - Над чем еще надо поработать?
Укого «3»? - Какие проблемы возникли? Как будете их решать?
Сдайте работы. Оценки я поставлю вам в журнал.

Ключ.
14–12 баллов - «5»,
11-8 баллов – «4»,
7-6 баллов – «3».
9-8 баллов - «5»,
7-6 баллов – «4»,
5 баллов – «3».

Участвуют в структуре и объясняют свои проблемы.

- Какая была тема урока?
- На какой вопрос мы отвечали на уроке?
Какой вывод вы сделаете по уроку?
(Слайд 7)
- Какие вопросы возникли в ходе урока?
- На вопросы, которые остались без ответа, можно ответить дома с помощью дополнительной литературы и Интернета.

Читают вывод.

Задают вопросы, на которые пытаются ответить одноклассники.

 

Стадия рефлексии

Прием«Закончи предложение»
(Слайд 9)
Ученики составляют предложения, высказывая свое мнение об уроке, своей деятельности на нем.
- Структура Corners.
- Кто сегодня поработал достойно и может себя похвалить в правый угол.
- Кто считает, что мало трудился на уроке идут в левый угол.
- У кого хорошее настроение, в левый угол. А у кого настроение похуже идут в правый угол. Почему у вас такое настроение? А как можно исправить ситуацию? С кем, когда можно позаниматься?
Ребята расходятся в разные углы и объясняют, почему у них то или иное настроение икак исправить свое положение.

- Выберите и запишите домашнее задание.
(Слайд 10)

1. Читать с.105-111.
2. Подготовить сообщение об А.В.Суворове, Ф.Ф.Ушакове.
3.Собратьинформацию о дворцах императорской семьи и провести виртуальную экскурсию.
(Если на уроке возникает вопрос, на который сразу не ответить, то ответить на него тоже предлагается дома)
- Урок окончен. Спасибо за работу.

Выбирают и записывают домашнее задание.