Развитие речи младших школьников на уроках русского языка посредством игровых технологий

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Классы: 1, 2, 3

Ключевые слова: игровые технологии, развитие речи, младшие школьники, Развитие речевой деятельности


Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко - забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово - половина счастья».

Проблема развития и эффективности речи особенно важна и сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего, чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель обучения не только в том, чтобы ученик знал как можно больше, а, прежде всего в том, чтобы он, используя эти знания, умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого - культура речи и культура общения. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речи.

В школе задача развития речи решается в первую очередь на уроках русского языка через использование разных методов, приемов, средств обучения.

Игровая форма преподнесения материала наиболее соответствует психологическим возможностям младших школьников. Упражнения, которые представляют детям во время игры, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Игровая форма помогает длительно удерживать интерес ребёнка, повышает мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности школьников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Игра - это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивается.

Задача педагога – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой, игрой в которую ребенок играет с радостью. А играя, он обучается.

Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Игра - есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень - на уровень мыслящей, творческой личности.

Использование игры в младших классах помогает снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что способствует появлению познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету. Игру необходимо использовать и на внеклассных занятиях.

М.Р.Львов и В.Г.Горецкий в «Методике преподавания русского языка в начальных классах» рассматривают три функции дидактических игр.

Первая, простейшая функция - облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и прочее.

Вторая функция - «театрализация» учебного процесса. Артистические приёмы используются в ролевых диалогах, в инсценировании сказок, в составлении различных упражнений.

Третья функция - соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса. Далее переходит к олимпиадам, к тестированию, к соревнованию в качестве и глубине знаний.

Названные три функции игры представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием.

Выбор игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как урок, игра реализует познавательные, воспитательные, развивающие задачи обучения. В связи с этим она не должна быть развлекающим элементом занятий. Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, её можно модифицировать за счёт замены оборудования или введения новых правил, поэтому в практическом разделе цели и ход игр не прописан. Роль учителя остаётся значительной на всём протяжении дидактической игры. Эффективность её во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в её результатах.

Играя, ребёнок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Игра интересна для детей. А интерес рождается там, где есть место удивлению.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что обладают чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые обоснованы и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В игровой технологии выделяются следующие компоненты:

а) мотивационный компонент – он связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процессе игры;

б) ориентационно-целевой компонент – он связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся;

в) содержательно-операционный компонент предполагает что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности, ориентировочная основа действий может быть дана в виде алгоритма, схемы, которые легко усваиваются и используются в работе;

г) ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания;

д) оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности. Все эти компоненты игры определяют её технологическую структуру.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

3. Учебный материал используется в качестве ее средства.

4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.

5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают любой сложности материал.

На уроке можно применять дидактические материалы, ребусы, загадки, анаграммы, карточки, иллюстрации, сюжетные картинки. При работе с текстом или показе картинок задавать вопросы и требовать полного ответа, так как развивается устная речь, пополняется словарный запас.

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, можно использовать на уроках русского языка.

Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

На уроке русского языка вместо физкультминуток с целью повторения правописания твердого и мягкого знаков, развития речи, логического мышления, активизации мыслительной деятельности можно попробовать играть в такую игру.

Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата». Команда «Камень» встает, если учитель называет слово с твердым знаком, если с мягким знаком, встает команда «Вата».

Дидактическая игра «Все наоборот»

Цель: закрепить написание слов с сочетанием -чн-.

Детям нужно заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание -чн-

  • Игрушка для елки -…(елочная игрушка)
  • Герой сказки - … (сказочный герой)
  • Сок яблока -… (яблочный сок)
  • Суп из молока -…(молочный суп)
  • Варенье из клубники -… (клубничное варенье) и т.п.

Подбери слово

Цель – учить проводить фонетический разбор, расширять словарный запас.

Учитель показывает графическую схему слова, дети к ней подбирают слова. Побеждает тот, кто больше подберёт слов.

Пять слов

Цель — учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.

Вариант 1. Подберите по пять слов:

  • в первом - один слог,
  • во втором - два,
  • в третьем - три,
  • в четвертом - четыре,
  • в пятом - пять.

Вариант 2. Черточки - это буквы в слове.

  • Ц -- -- --
  • -- Ц -- -- --
  • -- -- Ц --
  • -- -- -- Ц --
  • -- -- -- -- Ц

Игра «Наборщик»

На каждую букву записать по одному слову;

Книга: к - кошка; н - нос; и - иголка; г - гусь; а - арбуз;

Игра «Почтальон»

Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 3-4 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

  • Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
  • Составить предложения, используя данные слова.

Роль игры в начальной школе велика, особенно в 1 классе. Работу над любой темой урока я направляю по четырём линиям: работа над словом, словосочетанием, предложением и текстом.

Использование игр в словарной работе

Слова с непроверяемыми написаниями обычно называют «трудными», так как чаще всего их невозможно подвести под известные ученикам правила. Именно поэтому словарную работу нужно организовать таким образом, чтобы в усвоении каждого слова активное участие принимали все каналы восприятия. При знакомстве с новым словом не называть его, а дети сами определяют, отгадав загадки, ребусы, кроссворды... Например, начать со стихотворения:

Если сноп, как пояском
Подпоясать колоском -
Сноп пшеницы на меже
Превратится в букву ... (Ж)
- Какого цвета сноп? (жёлтого)

При работе со словом можно использовать дидактические игры по следующим направлениям: работа над словом, словосочетанием, предложением и текстом.

Игра «Кто больше?»

Предложит назвать как можно больше однокоренных слов к слову желтый, обозначающих предмет: желток, желтизна, желтуха; признак предмета: жёлтый, жёлтенький; действие предмета: желтеть, пожелтел, будет желтеть, желтеет.

Игра «Кто точнее?»

Показываюся предметные картинки, по которым дети составляют словосочетания: жёлтый лист, жёлтая краска, жёлтый мяч, жёлтые шторы; желтеет пшеница, пожелтела страница, будет желтеть груша.

Игра «Назови такой же»

Учитель называет словосочетание, а дети перечисляют другие предметы, имеющие этот же признак. Например: учитель - «жёлтый цыплёнок». Дети продолжают: жёлтое солнце, Жёлтое море, жёлтая игрушка, жёлтые цветы.

Игра «Кого так называют?»

Читается фразеологический оборот «Желторотый птенец». Если дети не могут правильно объяснить, то дается подсказка: маленькая птица; маленький человек; очень молодой, неопытный человек.

Игра «Лесенка»

Учитель называет опорное слово, а дети добавляют по одному слову, подходящему по смыслу, чтобы получилось предложение. «Жёлтый»; жёлтый цыплёнок; гуляет жёлтый цыплёнок; по траве гуляет жёлтый цыплёнок; по зелёной траве гуляет жёлтый цыплёнок; на лугу по зелёной траве гуляет жёлтый цыплёнок; на широком лугу по зелёной траве гуляет жёлтый цыплёнок. Это игру можно проводить по рядам. Дети видят, что, используя одно слово, можно составить множество интересных предложений.

Игра «Эстафета»

Ребёнок называет предложение и передаёт палочку следующему. Тот придумывает предложение, подходящее по смыслу, пока не получится текст.

Ярко светило жёлтое солнце. Солнышко погладило жёлтым лучом ромашку. Она весело моргнула жёлтым глазом. Жёлтая бабочка весело вспорхнула навстречу лучам.

Игра «Замени меня»

Для проведения этой игры используется первый текст. Дети подбирают синонимы к слову «жёлтый» и получается следующий текст:

Ярко светило жёлтое солнце. Солнышко погладило золотым лучом ромашку. Она весело моргнула оранжевым глазом. Лимонная бабочка весело вспорхнула навстречу лучам.

Много ошибок при письме под диктовку по теме «Непроверяемые безударные гласные. И здесь на помощь приходят дидактические игры.

Игра «Зоркий глаз»

Предлагается найти предметы в классе, на улице, в портфеле в названиях которых есть непроверяемое написание.

Можно провести игру по картине «Зима». На ней дети находят предметы, в названиях которых есть слова с непроверяемым написанием: берёзка, дорога, заяц, лисица, сорока, ребята, воробей, снегирь...

Игра «Найди пару»

Предлагается подобрать словарные слова к словам с изученными орфограммами:

  • сладкая... (ягодка),
  • бежит по... (дороге),
  • грустно... (девочке);
  • заяц... (бежит),
  • воробей... (летит),
  • весело.. .(смеётся).

Если на уроке не проводится отдельно словарная работа, то обязательно нужно включить изученные слова в предложения, в тексты. Можно предложить игру «Кто больше?». Дети подчеркивают их в тетрадях или вспоминают и записывают словарные слова, которые называли в течение занятия.

Словарные упражнения только тогда эффективны, когда систематически проверяется умение учеников безошибочно их писать и использовать в речи. При работе со словарными словами нужно включать игры со словами, словосочетаниями, предложениями и текстом.

Использование дидактических игр обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных, интересных форм обучения, дети имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни, повысить уровень мотивации к обучению.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

В настоящее время существует большое количество игр, которые учитель может использовать на уроке русского языка в процессе работы по игровой технологии (игры-путешествия, лингвистические кроссворды, лото, подвижные игры, например, с мячом, и т.д.). Главное, это то, что управляя ходом игры, нужно держать в поле зрения весь класс. Результативность игрового урока всегда зависит от соблюдения всех условий игры и грамотной последовательности её этапов.

Литература

  1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры. - М, 1991.
  2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. - Ярославль, 1998.
  3. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. - М., 1996.
  4. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой. - М., 1991.
  5. Горецкий В.Г., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2000.
  6. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. - М., 1992.
  7. Капинос В.И., Сергеева Н.Н. Развитие речи: теория и практика обучения. - М., 1994.
  8. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. - М., 1975.
  9. Песняева Н.А. Возможности развития речи младших школьников в учебном диалоге. // Начальная школа, 2002 №10.
  10. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. - М., 1987.
  11. Самойлова Е.А. Создание речевых ситуаций на этапе подготовки к написанию сочинения. // Начальная школа, 2002 №10.
  12. Смирнова С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М., 2000.
  13. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления. - М., 2001.
  14. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. - М., 2001.