Слуховой анализ на уроках сольфеджио: методические рекомендации

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Ключевые слова: сольфеджио


Сольфеджио – сложный многосоставный предмет. Среди основных форм работы можно выделить: интонационные упражнения, чтение с листа, слуховой анализ, музыкальный диктант, творческие задания. Слуховой анализ в курсе сольфеджио (наряду с пением) является основной формой работы над развитием музыкального слуха учащегося. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому так важно научить ребят правильно слушать музыку.

Слуховой анализ на уроках Сольфеджио - одна из важнейших и труднейших форм работы. Чтобы успешно справляться с этой формой работы необходимо, кроме внимательности и собранностям, иметь определённый багаж знаний (чтобы выбирать один из имеющихся в памяти вариантов в качестве правильного ответа). На начальном этапе обучения слуховой анализ должен представлять из себя простейшие задания: определить количество звуков, отличить мажорное созвучие от минорного (или грустное от весёлого), различить регистры звучания фортепиано. По мере накопления теоретического материала усложняется и слуховой анализ: постепенно в нем начинают принимать участие узкие и широкие интервалы, а затем трёх- и четырёх- и пятизвучные аккорды.

Слуховой анализ не должен занимать много времени урока в ущерб другим формам работы, но внимания ему следует уделять регулярно, ведь эту форму работы удобнее проводить на занятиях в классе (в качестве домашнего задание она не очень подходит). При этом не стоит недооценивать важность и нужность слухового анализа, ведь элементы его встречаются и в других заданиях по сольфеджио (написание диктанта немыслимо без слухового анализа элементов, равно как пение и чтение с листа), анализ незаменим на занятиях по специальности (с помощью слухового анализа обнаруживаются и исправляются ошибки в исполнении, контролируется соблюдение рекомендаций педагога, отмечаются достоинства и недостатки в игре других), анализ на слух важен в ансамблевой и оркестровой игре (слушать свою и остальные партии и правильно их соотносить – удел слухового анализа), в хоровом пении анализ на слух – одно из важнейших умений, на занятиях по музыкальной литературе слуховой анализ поможет в написании викторины, в рассмотрении изучаемого музыкального произведения.

Прежде чем предлагать обучающимся подобные задания непосредственно на уроке, нужно выполнить ряд подготовительных пунктов: тишина в классе, всеобщее внимание и сосредоточенность. Возможно перед началом выполнения задания обрисовать круг вариантов, которые встретятся в предстоящем слуховом анализе: например, все созвучия будут от сыграны от одной ноты, будут звучать только большие или только чистые интервалы, прозвучат только четыре варианта трезвучий, аккорды для узнавания принадлежат двум параллельным тональностям. Это позволит сконцентрировать внимание на определенных сложностях и заодно позволит повторить пройденный теоретический материал.

При анализе элементов (особенно на первом этапе обучения) музыкального языка следует использовать контрастные сочетания элементов: например, при анализе интервалов после секунды следует сыграть октаву, после терции – септиму; контрасты по высоте и по степени диссонансности помогут лучше запомнить звучание. Слуховой анализ целесообразно сочетать со зрительным анализом, воспитывая у учеников умение ориентироваться в нотном тексте, что очень необходимо в работе над произведением по специальности, музыкальной литературе.

Сольфеджио – групповой предмет, но некоторые его формы работы предполагают кратковременное индивидуальное внимание (при аналитическом задании на слух полезно спросить ответ не у всей группы, а у отдельных обучающихся). В процессе коллективной работы ответы на слуховой анализ у разных учеников могут не совпадать. Эту ситуацию нужно обсудить педагогу с допустившими ошибки детьми и объяснить правильность выбранных вариантов.

По мере улучшения слухового анализа на уроках сольфеджио аналитическое рассмотрение материала на слух будет помогать и в работе по остальным предметам. На начальном этапе обучения на уроках сольфеджио может возникнуть ряд сложностей: в одной группе могут присутствовать дети разного возраста и разного уровня подготовки (учившиеся в подготовительном классе или только приступившие к обучению), разного темперамента и степени серьезности. При дальнейшей работе в классе следует чередовать и сочетать задания по развитию мелодического слуха и гармонического. Музыкальное восприятие создаёт необходимую слуховую базу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий. Восприятия на слух вертикальных и горизонтальных музыкальных конструкций не должно вызывать сильных затруднений: в противном случае следует повторить теоретический материал.

Постоянная систематическая работа по слуховому анализу даёт возможность учащемуся накопить слуховые представления, развивать музыкальную память и мышление.

Библиография

  1. Лукомская В. Слуховой гармонический анализ в курсе сольфеджио, 4-7 класс ДМШ / В.Лукомская. - М.: Музыка, 1983.
  2. Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио / М.Калугина, П.Халабузарь. - М., 1987.
  3. Бергер М. Современная концепция и методика обучения музыке. С-Пб., 2004г.
  4. Л.Шаймухаметова «Инновационные формы преподавания теоретических дисциплин в ДШИ», Уфа, 2013г.