Урок литературы по рассказу К.Г.Паустовского "Теплый хлеб" "Дорогою добра". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6

Ключевые слова: К.Г.Паустовский, К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»


Познавательные УУД:

  • актуализация и расширение знаний учащихся об эпических произведениях, в частности о сказках, закрепление знаний об эпитетах, олицетворениях;
  • формирование квалифицированного читателя, способного увидеть характерные черты героев;
  • формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;
  • обучение обобщению прочитанного, услышанного.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;
  • формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.

Развивающие УУД:

  • развитие умений анализа, синтеза и сравнения;
  • развитие интереса у учащихся к чтению лучших образцов художественной литературы.

Тип урока: комбинированный.

Приёмы РКМЧП: мозговая атака, верные – неверные утверждения, логические цепочки, кластер, фишбоун.

Ход урока

1. Оргмомент. Приветствие. Психологический настрой

Слайд 1. Здравствуйте, ребята. Начать наш урок я хочу такими словами:

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский

2. Вызов

- Эти стихи М.Лисянского станут эпиграфом нашего урока. Найдите ключевые слова в этом стихотворении. (ДОБРО)

- Ребята, так о чем же сегодня мы будем говорить? (О ДОБРЕ)

- Сейчас прозвучало слово «добро», а как вы его понимаете?

СЛАЙД 2. Давайте составим кластер к слову ДОБРО (КАКИЕ АССОЦИАЦИИ ВЫЗЫВАЕТ У ВАС ЭТО СЛОВО)

СЛАЙД 3

- Как наш разговор о добре связан с вашим домашним заданием? Сформулируйте тему урока.

СЛАЙД 4. Ученики высказывают свое мнение. (Дорогою добра… Трудный путь к добру)

- Давайте подумаем, какие цели урока мы можем поставить и как их добиться?

(изучить рассказ К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», поговорить о теме добра в рассказе, охарактеризовать героев рассказа. Всё это можно сделать с помощью работы с художественным текстом.)

- Ребята, вы дома прочитали сказку, давайте проверим, внимательно ли вы это делали, поняли ли содержание сказки.

3. Играем в верные и неверные утверждения

РАБОТА В ПАРАХ.

СЛАЙД 5 (Отметьте номера верных утверждений) 1 2 3 5 6 9

1) Действие сказки происходит в Бережках? +

2) Мельник взял раненого коня? +

3) Филька имел прозвище ФУ ТЕБЯ? - 

4) 200 лет назад был такой же мороз в деревне? –

5) Бабка Фильку послала к Панкрату в поисках совета? +

6) Филька придумал продолбить лёд на реке? +

7) Сорока позвала северный ветер? -

8) Чёрный хлеб понес Филька раненому коню? -

9) Сорока сердилась, потому что её никто не слушал? +

Слайд 6 (123569). Сверьте свои ответы с эталоном. Поднимите руки, кто не сделал ни одной ошибки). Молодцы!

Приём «Логические цепочки»

Предлагаю вам вспомнить очень быстро содержание прочитанного произведения (собрать цепь событий), чтобы мы могли продолжить нашу беседу. РАБОТА В группе. Быстро, слаженно. Для каждой группы ЛИСТЫ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ. РАССТАВЬТЕ ИХ ПО ПОРЯДКУ СОБЫТИЙ В ТЕКСТЕ.

  1. Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам «побираться».
  2. «Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька.
  3. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни.
  4. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.
  5. Знать и нынче завёлся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело.
  6. Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице.
  7. Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат?
  8. Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли….
  9. На реке был слышен частый стук ломов.
  10. Вороны вылезли из-под застрех и снова обсыхали на трубах, толкались, каркали.
  11. Старое колесо скрипнуло- с него посыпались сосульки- и медленно повернулось.
  12. Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня.
  13. Сорока от этого сердилась всё больше и трещала как пулемёт.

СЛАЙД 7. Сверяем с эталоном. Группа, которая справилась с заданием быстрее всех, отвечает, остальные проверяют. Молодцы!!!

4. Осмысление. Беседа по вопросам. (МОЗГОВАЯ АТАКА)

1. Обозначим круг персонажей сказки СЛАЙД 8. (Это конь Мальчик, мельник Панкрат, мальчик Филька, бабка Фильки, ребята из деревни, старики, сорока и ветер летний).

2. Как вы думаете, кто из них главный герой и почему? Кто из них вовлечен во все действия, без кого не состоялось бы действие сказки (Конь? Панкрат? Филька?)

- Возможно, это Филька, именно он виновник конфликта, всей интриги.

СЛАЙД 9. Кто же такой Филька, дадим ему характеристику.

(Сирота, мало видел добра, не доверял людям, «Да ну тебя!»), е л дома хлеб с солью, а конь ему помешал, да еще губами потянулся к хлебу, наверное, испачкал его)

Как Филька назвал коня в злобе?

Словарная работа.

Христарадник

– Как вы понимаете значение слова “Христарадник”? (Человек, который просит подаяние «Христа ради»)

К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне?

(К самому близкому человеку – бабке)

СЛАЙД 10. Чем помогла Фильке бабка?

(Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату)

Как вы думаете, какая фраза является ключевой в разговоре бабки и Фильки?

(ДАВАЙТЕ ЗАЧИТАЕМ ЭТУ ПРИТЧУ)

(мороз стрясся от злобы людской; мужик, обидевший солдата, помер от охлаждения сердца.)

- Как вы понимаете выражение от охлаждения сердца?

- Когда Филька понял, что совершил дурной поступок?

- Филька один такой жестокий? Есть ли ещё в сказке упоминание о злом человеке?

СЛАЙД 11

Я ВАМ ПРЕДЛАГАЮ НОВЫЙ ПРИЁМ ФИШБОУН (РЫБИЙ СКЕЛЕТ) ЗАГОТОВКИ НА СТОЛАХ, РАБОТАЕМ В ГРУППАХ.

МУЖИК

ФИЛЬКА

Злой

молчаливый

Заспанный

сердитый

Крикливый

неласковый

Равнодушный

недоверчивый

ленивый

ленивый


Истории чем-то похожи? (Филька похож на человека с охлажденным сердцем).

Посмотрите, качества одинаковые? Что же общего между Филькой и мужиком? У мужика замерзло сердце, а ведь Филька был таким же. А почему у него не замерзло сердце? Мы видим Фильку в начале сказки каким? А в конце? Что же произошло с Филькой, что он так изменился? Понял, что виноват, ему страшно.

- Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя?

СЛАЙД 12

- Почему конь простил Фильку?

- А всё же почему Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб»?

СЛАЙД 13. Работа над лексическим значением слова «теплый». На доске записано несколько лексических значений данного слова (всего их 7).

  1. Нагретый, дающий или содержащий тепло.
  2. Не знающий морозов, южный.
  3. Хорошо защищающий тело от холода.
  4. Имеющий отопление.
  5. Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый.

- В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб?

(Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика.)

СЛАЙД 14. В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»?

  1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.
  2. Человек становится добрым только среди добрых людей.
  3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.
  4. Злой человек вредит прежде всего самому себе.

- Какова же, по вашему мнению, основная мысль сказки? Чему она нас учит?

5. Рефлексия

СЛАЙД 15

- А в жизни вы совершали ошибки? Трудно было исправить их? (Совершали, исправлять ошибки трудно)

- Можно ли у Фильки чему-либо научиться? Чему? (Осознанию своих ошибок, умению их исправлять, умению раскаиваться в злом поступке).

- Неужели делать добро трудно?

(Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором  человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте.)

Подумайте и продолжите фразу: дорога добра – это……

6. Домашнее задание

СЛАЙД 17

1 вариант

  • Составить таблицу «Реальное и фантастическое в сказке».

2 вариант

  • Выписать выражения, которые могут быть поговорками, пословицами, выражать народную мудрость.