Развитие логического мышления учащихся на уроках

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 6, 7, 8


Одна из важнейших методических задач образования - развитие задатков и способностей человека, его интеллекта, т.е. воспитание всестороннего развитого человека. Поэтому развитие логического мышления учащихся является одним из приоритетных направлений работы школы. Мышление - это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира.

Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимо каждому ребенку не только в учении, но и жизни.

Ведь и в учении, и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить, или обсудить, что-то с чем-то сопоставить, рассудить, прийти к конечному результату.

Развитие логического мышления учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.

При помощи заданий не только закрепляются, но и уточняются знания учеников, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Ученикам непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д. Учить мыслить школьников в процессе обучения – это значит, учитывая их природные особенности, опираясь на методические и психологические основы их развития, обеспечить усвоение содержания учебного предмета и использование его в жизненных ситуациях.

Как здание начинается с фундамента, там и мышление учащихся можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений и навыков. Очень важно воспитать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, который сегодня обрел лавинообразный характер: научно-популярная литература, различные средства массовой информации, Интернет. Все это требует сейчас иных, нетрадиционных подходов к приобретению знаний. Каждый учитель должен лавировать в потоке знаний, внедрять инновации в процесс обучения, развивая логическое мышление своих учеников на уроках.