Конспект урока русского языка "Однокоренные слова. Корень слова"

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: однокоренные слова, корень слова


Цели:

  • Познакомить с понятием «однокоренные слова».
  • Закреплять умение распознавать однокоренные слова, находить корень в родственных словах.
  • Развивать мышление, внимание, память, речь учащихся.
  • Воспитывать взаимоуважение, дружескую поддержку.

Ход урока

1. Организационный момент

- Зарядим друг друга положительной энергией: повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте удачи себе и своим товарищам!

- Все готовы? Тогда начнём.

- С чего начинается урок? (открываем тетрадь, записываем число, классная работа)

2. Чистописание

- Чтоб красивей и быстрее мы писали, сделаем пальчиковую гимнастику.

Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики,
Давай теперь подружатся
Наши пальчики (соединять пальцы рук от мизинца к большому и наоборот)
Вот теперь все подружились
И в письме мы закружились.

- Нас ждёт…. (минутка чистописания)

- Посмотрите, мудрая сова приготовила для нас предложение.

- Внимательно запишите это предложение и подумайте, что интересного оно несёт в себе?

3. Актуализация опорных знаний

- Какие родственные слова встретились нам в чистописании?

- Что их объединяет? (общий корень)

- Кто сформулирует тему урока, чем мы будем заниматься?

- Наша задача: научиться распознавать родственные слова, находить корень в этих словах.

4. Упражнения в распознавании однокоренных слов

- Давайте посмотрим, что это за слова перед нами? (зима, зимушка, зимовать, декабрь, зимний, мороз)?

- Что их объединяет?

- Есть ли в словах общая часть или корень?

- Какие слова родственные, а какие лишние?

- Давайте запишем только родственные слова.

- Проверим, так ли у нас получилось?

- Молодцы! Следующая группа слов: медведь, медвежонок, медленно, медвежий.

- Третья группа: волокно, волчий, волчонок, волк, волчица.

- И последняя группа: лиса, лисёнок, листик, лисий.

- У вас получились группы родственных слов. Давайте выделим в каждой группе общую часть. Как она называется? (корень)

- Подумайте, как можно назвать слова с одним корнем? (однокоренные)

5. Зрительная физминутка

6. Закрепление полученных знаний

- Образуй однокоренные слова, используя части речи. А какие части речи мы с вами уже знаем? (сущ., прил., гл.)

- На какие вопросы они отвечают?

Работа по слайду № 11.

Двигательная музыкальная физминутка.

- Найдите цифру 1. Какое слово лишнее? Докажите, почему?

- Цифра 4. Какое слово не является однокоренным?

- Цифра 2. Прочитайте только однокоренные слова.

- Цифра 3. Какое слово лишнее?

7. Резерв

С. 62 упр.10.

8. Рефлексия

- Настала пора оценить свою работу на сегодняшнем уроке.

Поднимите жёлтый смайлик с улыбкой, кто считает, что работал на «отлично», смайлик красного цвета, если вы работали «хорошо», синий смайлик, если вам было не все понятно.

9. Итог урока

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока.

- Достигли мы её?

- Что вам показалось самым интересным?

- Что узнали нового на уроке?