Социально-бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в учебном процессе

Разделы: Технология, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


С каждым годом количество незащищенных слоев населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и граждан с особыми нуждами постепенно увеличивается. К данной категории можно отнести и детей с ограниченными возможностями.

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушенным психическим и физическим развитием.

В ГБОУ СОШ им.В.С.Чекмасова с Б-Микушкино обучаются дети, имеющие ограниченные возможности здоровья. К сожалению, количество детей с этим диагнозом увеличивается с каждым годом. Одна из задач, которая стоит перед нами: социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и их подготовка к самостоятельной жизни.

Основными направлениями работы, способствующими решению задач социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, являются социально-трудовая адаптация и социально-бытовая адаптация.

Социально-трудовая адаптация школьников осуществляется на уроках трудового обучения. Трудовому обучению в школе уделяется достаточно большое внимание. Чем старше становятся дети, тем больше уроков отводится на этот предмет.

В начале трудового обучения детям трудно даются даже простые технологические операции. Это связано с особенностями их интеллектуального развития, недостаточным развитием моторики, зрительного восприятия. Но систематическая работа педагогов, индивидуальный подход приводят к тому, что по окончании обучения дети выполняют достаточно хорошие работы.

Социальную адаптацию обучающихся обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план специальной (коррекционной) программы VIII вида, но направленное формирование социально-бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий СБО.

Социально-бытовая ориентировка - специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение их общего развития.

Изучение СБО в классах для детей с легкой степенью умственной отсталости начинается с 5 класса.

Участие семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни, как правило, весьма ограничено. В разных семьях этому разные причины: это достаточно часто и семейное неблагополучие, и чрезмерная занятость родителей, низкий воспитательный потенциал, но достаточно часто выступает и другая причина: гиперопека, желание оградить ребенка от любых семейных обязанностей, желание все сделать за ребенка. В семье дети должны иметь определенные хозяйственно-бытовые обязанности, выполнение которых расширяет их знания о домашнем хозяйстве и окружающей жизни. Касаясь же, многих семей наших учеников, далеко не все они имеют правильный образец создания семейного уклада, многие дети не имеют постоянных поручений в семье, что заведомо мешает полноценно решить эту проблему в будущем. Поэтому роль уроков социально-бытовой ориентировки в процессе обучения и воспитания неоценима. Занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня их общего развития, на формирование знаний и умений обслужить себя и других.

На уроках СБО мы изучаем следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения, организации и предприятия», «Трудоустройство». Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. Но с каждым годом объем знаний, умений и навыков по всем изучаемым разделам увеличивается. Например, если в 5 классе по теме «Одежда и обувь» к концу года дети должны знать только виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними, то в 7 классе знания и умения расширяются. Школьники узнают об особенностях стирки одежды и белья, правилах пользования стиральной машиной и моющими средствами, узнают о назначении прачечной и о правилах пользования ею. В 9 классе эта тема предусматривает овладение навыками определить размер одежды и обуви, стиль, гарантийные сроки носки, способы обновления одежды и т.п.

На уроках СБО используются разнообразные приемы подачи новой информации (рассказ, беседа, работа с учебником, игровые методы и приёмы).На каждом уроке СБО дети выполняют практические работы, направленные на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни, учатся ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою деятельность. В начале изучения курса СБО учитель руководит деятельностью школьников. Постепенно помощь учителя сокращается, и старшеклассники самостоятельно выполняют контрольно-оценочные действия.

На уроках по теме «Личная гигиена» основное внимание уделяется соблюдению чистоты, тому, как важно быть чистым, а, следовательно, здоровым. В ходе урока дети узнают о правилах и приемах ухода за кожей, волосами в соответствии с их типом. В старших классах даются рекомендации по применению различных косметических и природных средств. Часть занятий посвящена пагубному влиянию курения, алкоголя, наркотиков не только на здоровье употребляющих, но и окружающих людей.

При изучении раздела «Одежда и обувь» дети учатся подбирать одежду и обувь по индивидуальным особенностям, по сезону, ухаживать за обувью.Также при изучении раздела «Одежда и обувь» дети знакомятся с разными способами ухода за одеждой. Это стирка одежды, мелкий ремонт одежды (пришивание пуговицы, петель, наложение заплаты), глажка белья. Когда дети начинают заниматься шитьем, первое время им трудно удерживать ткань в руках, трудно ориентироваться, на каком расстоянии втыкать иголку и с какой стороны ткани это делать. Но в ходе практических работ, используя специальные пособия, дети овладевают умением пришить пуговицу к одежде, выполнить шов вперед иголкой, шов назад иголкой, шов через край. При изучении данного раздела много времени отводится на выполнение индивидуальных практических работ, это позволяет выработать определенные умения и навыки на основе полученных знаний. При изучении раздела «Одежда и обувь» большое внимание уделяется правилам техники безопасности при работе с утюгом, иголкой, ножницами.

Наибольший интерес у детей вызывает изучение раздела «Питание». Еще в начале учебного года они живо интересуются, какие блюда будут учиться готовить в новом учебном году. Школьники с удовольствием записывают рецепты приготовления блюд.Свои первые шаги в кулинарии дети начинают с приготовления простого бутерброда. И этот, казалось бы, несложный процесс: нарезка хлеба, сыра, вызывает определенные трудности. Некоторые ребята впервые берут нож, они действуют очень неуверенно, но у всех есть желание научиться новому в ходе этих уроков. Следующее блюдо, которое учатся готовить дети, это винегрет. Но так как на СБО в 5 классе отводится всего 1 урок, то в целях экономии времени все овощи для винегрета уже сварены и нам остается только их нарезать и смешать. С каждым годом рецепты приготовления блюд усложняются. В 6 классе мы учимся варить каши, делать блюда из яиц, в 7 классе готовим суп, делаем мясные котлеты. В 8 классе мы практикуемся в приготовлении изделий из теста (печенье, пирожки), ребята учатся делать простые заготовки на зиму (варенье, сушка зелени), в 9 классе мы обращаемся к национальной кухне, не только к русской, но и, например, к чувашской,татарской . В приготовлении любого блюда нам помогают инструкционные карты, схемы. На первых уроках в 5 классе работа с инструкционными картами и схемами вызывает определенные трудности.

В ходе изучения всего курса СБО учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. При изучении раздела «Питание» дети записывают в тетрадь рецепты, полезные советы, изложенные доступным им языком.

Начиная с 5 класса, при изучении темы «Питание» у школьников постепенно начинают формироваться экономические знания и умения. Например, после приготовления блюда дети проводят не только его дегустацию, но и подсчитывают стоимость его приготовления. Но кроме практических работ по приготовлению разнообразных блюд, учащиеся выполняют практические работы по сервировке стола с учетом различных меню, мытью посуды, уборке помещения, знакомятся с инструкциями устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами, учатся составлять меню, подбирать продукты для приготовления определенного блюда. На уроках по теме «Питание» широко используется наглядность.

Раздел программы «Семья» имеет не меньшее значение для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. При изучении данного раздела школьники узнают о правах и обязанностях каждого члена семьи, учатся соблюдать правила поведения в семье, ухаживать за младшими детьми, знакомятся с правилами ухода за грудным ребенком. Детям очень нравится практическая работа «Пеленание грудного ребенка», им интересно поставить себя на место старшего в семье и, например, рассказать сказку малышу, спеть колыбельную или просто почитать книгу.

При изучении разделов «Торговля», «Средства связи», «Культура поведения» используются сюжетно-ролевые игры («В магазине», «На почте», «В гостях», «В Театре», «В музее» и т.д.) Воспроизведя в игре конкретные жизненные ситуации, обучающиеся применяют усвоенные ими знания и приемы. На этих уроках дети учатся правильно вести себя в той или иной ситуации (при расставании и встрече, в театре и музее, в транспорте, в магазине, в гостях), учатся выбирать и вручать подарки, создавать подарки своими руками, делать покупки, принимать гостей, культурно разговаривать по телефону. При объяснении темы «Средства связи» обязательно на уроке используются почтовые бланки, карточки, конверты которые нужно заполнять.

На занятиях по СБО много внимания уделяется обогащению словарного запаса школьников, используются пословицы, поговорки, загадки для развития устной и письменной речи.

При изучении раздела «Жилище» дети узнают о гигиенических требованиях к жилищу, учатся производить уборку квартиры. Бывая дома, они, как правило, не выполняют каких-либо постоянных поручений, домашних обязанностей, даже таких простых, как вытереть пыль, полить цветы, подмести и вымыть пол. Уроки по данной теме расширяют их кругозор, позволяют приобрести новые для них знания и умения.

На уроках по теме «Медицинская помощь» дети учатся обрабатывать раны, накладывать повязки.

При знакомстве с разделом «Транспорт» школьники повторяют правила дорожного движения, правила поведения в транспорте и на улице.

Изучая раздел «Учреждения, организации и предприятия», ребята узнают о местонахождении детских садов, дома культуры, больницы, а также знакомятся с их назначением, видами работ и услуг.

Таким образом, специальные коррекционные занятия по СБО направлены на формирование социально-бытовых навыков, на практическую подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся.