Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Зимнее путешествие"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: зима, развитие речи, старшая группа


Задачи:

  • активизация словаря по теме "Зима"
  • закрепление изученного ранее материала по теме "Зима"
  • учить образовывать единственное и множественное число имён существительных
  • учить подбирать слова антонимы и синонимы
  • учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  • посредством мотивации улучшить активность детей на занятии.
  • умение ориентироваться в пространстве.

1. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, мы сейчас отправимся в путешествие. Вы готовы? Тогда слушаем меня и повторяем. Я научу вас превращаться снежинку.

Я в снежинку превращаюсь
Медленно кружусь, качаюсь
Покачаюсь, покачаюсь
И на землю опускаюсь.

Воспитатель:

- Какая погода на улице?

- Какое время года сейчас? (ответы детей)

- Когда наступает зима? (после осени)

- Как светит солнце зимой? (солнце стоит невысоко и греет мало; светит но не греет)

- Какое небо зимой? (небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег)

- Какие деревья зимой? (деревья стоят голые, без листьев, только сосны и ели зеленые; деревья зимой отдыхают)

- Что зимой происходит с реками? (покрываются льдом)

- Как зимой одеты люди? (тепло)

- Какие вы знаете зимние забавы детей?

- Назовите зимние месяцы.

На экране появляется снеговик и говорить: Я хочу узнать у вас, что вы знаете о зиме. Я вам отправляю снежинки, на моих снежинках задания. Если вы их выполните правильно вас ждет сюрприз. В это время на экране идет снег (Воспитатель вытаскивает из-за экрана снежинку)

2. Основная часть

Воспитатель: Итак, первое задание словесная игра «Подбери слово» (К существительному нужно подобрать прилагательное, например: зима - холодная, снежная, морозная, теплая, чудесная, волшебная, долгая и т.д.)

Передавайте снежинку и ответьте на вопрос:

- зима (какая?) (холодная, снежная, бесснежная, морозная, долгая, вьюжная, мягкая, суровая, русская)

- снег (какой?) (пушистый, мягкий, липкий, Белый, искристый, сверкающий, чистый, грязный, рыхлый, холодный, тающий,)

- снежинки (какие?) (легкие, резные, холодные, маленькие, Красивые, лёгкие, первые, белые серебряные, редкие, ажурные, пушистые, искрящие, летящие, тающие, волшебные..)

- лёд (какой?) (толстый, скользкий, хрупкий, гладкий, холодный, тонкий)

- погода (какая?) (плохая, хорошая, сырая, холодная, безветренная, безоблачная, благоприятная, великолепная, зимняя, ветреная, вьюжная, морозная,)

Воспитатель: С первым заданием вы справились, молодцы. А чтобы продолжить путь нужно отгадать загадку:

Гигантский музыкальный инструмент,
С большим крылом и тремя ногами (пианино)

Воспитатель: Где нам нужно искать вторую снежинку с заданием?

(Дети находят 2 снежинку с заданием, становятся в круг)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним приметы, пословицы о зиме:

  • Зима без снега - лета без хлеба.
  • Береги нос в большой мороз.
  • Готовь зимой телегу, а сани летом.
  • Много снега много хлеба.
  • Мороз не велик, а стоят не велит.
  • Год кончается, зима начинается.
  • Холодная зима, жаркое лето.

(Игра с мячом).

«Скажи наоборот»

  • летом дни жаркие, а зимой - (холодные)
  • летом день длинный, а зимой - (короткий)
  • летом солнце греет, а зимой - (не греет)
  • весной лёд на реке тонкий, а зимой - (толстый)
  • одни сосульки длинные, а другие – (короткие)
  • снег мягкий, а лёд - (твердый)

Молодцы, ребята. А не пора ли нам отдохнуть? давайте встанем кружок.

Физминутка

1, 2, 3, 4, 5 – мы во двор пошли гулять..
Бабу снежную лепили
Птичек крошками кормили
А потом с горы катались,
И еще в снегу валялись..
Все в снегу домой пришли,
Сели суп
И потом легли!
В путь за следующей снежинкой!
Где взять то где найти то….

Воспитатель: А теперь в путь за 3 снежинкой. На экране звук ветра и снежок вылетает.

Дети находят 3 снежинку с заданием.

«Найди предмет для зимнего развлечения»

Перед детьми НА ЭКРАНЕ выкладываются карточки на которых изображены:

коньки, велосипед, ледянка, лыжи, ролики, скакалка, санки, мяч, снегокат, теннисная ракетка, клюшка с шайбой.

Нужно найти и назвать предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице. (дети отвечают для чего нужны те или иные предметы).

Воспитатель: А теперь в путь за 4 снежинкой. Слушаем загадку: Рама, ручка и стекло - то, из чего состоит оно (окно)

Где нам нужно искать 4 снежинку с заданием?

(Дети находят 4 снежинку с заданием )

Задание: «Расскажи о зиме»

Воспитатель: Нужно составить рассказ о зиме по сюжетным картинам.

3. Заключительный этап

Воспитатель: Вы молодцы, хорошо поработали, помогли Снеговику найти волшебные снежинки. Давайте сейчас вспомним, как мы нашли их? (дети называют).

А что вам понравилось? А теперь пора прощаться с нашими гостями. Когда пойдем гулять, снежинки отдадим ему. Они на следующий год, ему очень пригодятся, они же волшебные. Спасибо всем. До свидания.