Фитнес как средство развития базовых двигательных качеств дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблемы гиподинамии у современных детей требуют от педагога поиска новых форм и методов работы с детьми дошкольного возраста. Одной из таких форм является детский фитнес, который в настоящее время приобретает значительную известность. Поэтому целями мы определили:

1. Изучение и внедрение в работу новых методов и направлений в воспитании и обучении детей для развития базовых двигательных качеств дошкольников.

2. Укрепление здоровья и повышение двигательной активности дошкольников через занятия детским фитнесом.

Выдвинули следующие задачи:

1. Улучшить общее физическое состояние детей (развитие основных психофизических качеств).

2. Формировать правильную осанку.

3. Формировать чувства ритма и музыкально-двигательную память через танцевально-ритмическую гимнастику.

4. Познакомить детей с различными видами спорта через занятия фитнесом. Актуальность занятий фитнесом заключается в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетно-двигательными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников.

Фитнес – это система мероприятий (услуг), направленных на поддержание и укрепление здоровья (оздоровление), нормальное физическое и психическое здоровье ребенка (соответствующее возрасту), его социальную адаптацию и интеграцию.

Использование элементов детского фитнеса в ДОУ позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит ребенка с возможностями своего тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет здоровье.

В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми в детском саду, значительно расширился и сейчас он включает в себя:

  • фитбол-гимнастика
  • степ-аэробика
  • игровой стретчинг
  • классическая аэробика

Позволю себе раскрыть суть данных видов фитнес-технологий.

Фитбол-гимнастика

Фитбол – мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Степ-аэробика

Степ-аэробика – аэробика с применением специальных невысоких платформ – степов (высотой – 10см, длиной – 40, шириной – 20; высотой ножики- 7 и шириной – 4см). Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение. Вообще стэп-платформа – это нестандартное пособие, которое можно использовать для работы с детьми 5–7 лет. Оно способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность координацию движений, развивает уверенность и ориентировку в пространстве, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка.

Игровой стретчинг

Стретчинг – комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря игровому стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение, повышает их эластичность, что, в свою очередь, снижает травматичность и болевые ощущения. Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Растяжки полезны во время освоения приемов релаксации, они снижают болевые ощущения. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.

Классическая (базовая) аэробика

Аэробика – это система упражнений, включающая в себя танцевальные движения, шаги и гимнастику в танцевальном сопровождении. Аэробика – одна из эффективных форм повышения двигательной активности детей, занятия ею повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений. При составлении комплексов и занятий аэробикой для дошкольников учитывается не только уровень подготовленности детей, но и особенности психики, слабую координацию движений. Поэтому комплексы доступны детям дошкольного возраста, с подобранной музыкой, а их содержание, в случае необходимости, можно передавать образно, в игровой форме. Детская аэробика помогает детям развить двигательные навыки, улучшает их самочувствие и благоприятно сказывается на общем морально-психологическом состоянии.

Таким образом, целью внедрения элементов фитнеса: воспитание у детей стремления к систематическим занятиям физической культурой, не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей его природным склонностям к ритму, движению и красоте, формирование потребности, а в последующем привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни, что возможно осуществлять на разных этапах дошкольного возраста.

Использование элементов фитнес-технологий в работе с дошкольниками способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха.

Чем же отличается обычная физкультура в дошкольных учреждениях от современного детского фитнеса? В программе детского фитнеса допускается использование элементов некоторых видов спорта, занятия проводятся высокопрофессиональными детскими тренерами, хорошо понимающими детскую психологию. Помещение должно быть оборудовано современными детскими тренажерами для фитнеса, высококачественным красочным ярким спортивно-игровым инвентарем для детей от ведущих мировых производителей. Одна из самых больших тревог детских педиатров — это ежегодно возрастающее число ослабленных детям не только из-за врожденных заболеваний, но также вследствие недостатка физических нагрузок. Детский фитнес — один из видов физического развития, который нравится всем детям без исключения, объединяющий в себе элементы аэробики, детской гимнастики, йоги, танцевальных движений разных стилей. Инструктор старается превратить занятия в увлекательную игру и дети, занимающиеся фитнесом, приобретают отличную физическую форму, у них улучшается координация движений, осанка, пластичность. Чем раньше малыш начинает привыкать к физическим нагрузкам, тем лучше. Ребенок начинает воспринимать регулярные физические упражнения, как само собой разумеющееся и в дальнейшем сам будет испытывать потребность в ежедневных занятиях физкультурой. Гиперактивным деткам фитнес помогает выплеснуть накопившуюся неуемную энергию.

В сравнении с занятиями во многих спортивных секциях, детский фитнес травматичен гораздо меньше. Нагрузки во время занятий распределяются равномерно на организм ребенка. Атмосфера в детских группах очень доброжелательная, инструкторы по фитнесу проводят занятия в игровой форме, вовлекая в игровой процесс каждого ребенка. Ребята с удовольствием посещают занятия фитнесом, ведь зал с детскими тренажерами для фитнеса так похож на детскую игровую площадку и так интересно учиться красиво двигаться вместе со своими сверстниками под веселую, зажигательную музыку, здорово поднимающую настроение.

Список литературы, используемой в работе

  1. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. / Н.В.Елжова. – Ростов н /Д: Феникс, 2011.
  2. Зеленый огонек здоровья. / М.Ю.Картушина. – М., ТЦ Сфера, 2010.
  3. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / Л.В.Гаврючина. М., ТЦ Сфера, 2008.
  4. Здоровячок / Т.С.Никанорова, Е.М.Сергиенко. – Воронеж, 2010.
  5. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста / Г.В.Каштанова. – М., АРКТИ, 2010.
  6. Оздоровительная работа в ДОУ / Г.А.Широкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  7. Оздоровление детей в условиях детского сада / Л.В.Кочеткова. — М., ТЦ Сфера, 2010.
  8. Растем здоровыми / В.А.Доскин, Л.Г.Голубева. – М. Просвещение, 2010.
  9. Режим дня в детском саду /Т.Л.Богина, Н.Т.Терехова.
  10. Фитнес в детском саду. О.Н.Рыбкина, Л.Д.Морозова /Москва, 2014.
  11. Формирование представлений о здоровом образе жизни дошкольников / И.М.Новикова. – М., Мозаика-Синтез, 2010.
  12. Человек. Серия «Энциклопедия с секретами». / И.В.Травина. – ЗАО «РОССМЕН-ПРЕСС». 2010.