Исследовательская работа "Мини-манекен" (Мини-манекен кукла как средство для пошива и демонстрации народной одежды)

Разделы: Дополнительное образование


ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Проблема

Я мечтаю стать дизайнером одежды. Поэтому охотно занимаюсь в студии швейного дела «Арт-дизайн». Мне хочется освоить как можно больше различных стилей и научиться создавать интересные ансамбли. Особый интерес у меня вызывает одежда в стиле этно. Но, чтобы сшить костюм в народном стиле, требуется очень много времени и большие финансовые затраты. Поэтому создание народного костюма не всегда является возможным. Чтобы избежать противоречия между желаниями и возможностями, я решила создать мини-манекен для пошива и демонстрации народного костюма.

2. Проектная гипотеза

Если я создам мини-манекен, то смогу за более короткое время освоить принципы построения, пошива и декоративного оформления народного костюма.

3. Актуальность

Мини-манекен - это предмет, который необходим в работе дизайнеров одежды. Готовые мини-манекены можно купить в отечественных интернет-магазинах, заказать из Америки или Японии. Но стоят такие манекены очень дорого и не всегда отвечают требованиям и задумкам дизайнера. Поэтому я решила сделать масштабный мини-манекен своими руками!

4. Новизна

Новизна данной исследовательской работы заключается в том, что созданные мини-манекены именно в такой форме и в такой линейке, для демонстрации народной женской одежды, в студиях декоративно-прикладного творчества Центра не использовались.

5. Цель и задачи исследования

Цель: разработать и изготовить мини-манекен куклу для пошива и демонстрации народной женской одежды.

Задачи:

  • изучить историю манекена.
  • познакомиться с различными видами манекенов.
  • ознакомиться с технологиями изготовления манекена.
  • познакомиться с особенностями изготовления и применения мини-манекена.
  • разработать собственные дизайнерские решения по созданию мини-манекена куклы для применения на занятиях по теме «Народный костюм».
  • приобрести практические навыки по созданию мини-манекенов.
  • изготовить собственный творческий продукт - мини-манекен куклу для демонстрации народного костюма.

Объект исследования: манекен и его использование в художественно-проектной и конструкторской деятельности модельера-дизайнера.

Предмет исследования: мини-манекен кукла для изготовления и демонстрации народной женской одежды.

6. Методы исследования

1 Поисковый метод

Данный метод предполагает поиск и сбор информации об истории развития и назначении манекена в швейном деле. Необходимо изучить фотоматериалы, иллюстрации, журнальные статьи, интернет сайты по теме проекта.

2 Сравнительный анализ

В ходе исследования и анализа изученных материалов необходимо выявить особенности создания мини-манекена куклы и технологию пошива женского народного костюма.

3 Практический метод (коллективное творческое дело)

По результатам исследования и сравнительного анализа разработать выкройки для мини–манекена куклы; изготовить манекен; в соответствии с готовыми выкройками сшить демонстрационный экземпляр женского народного костюма.

6. Библиография

В целях сбора и анализа информации в первую очередь следует изучить литературу и материалы Интернета:

1.Киселева, Е.А. Народная одежда селян Курской области [Электронный ресурс] / Е.А.Киселева. – Режим доступа: http://old-kursk.ru/book/kraeved/kr90-3.html
2.Пармон Ф.М. Русский народный костюм. М., 1994.
3. http://topchiy.com.ua/wp-content/uploads/2013/06/img368.jpg
4. Выкройки текстильной куклы различных интернет сайтов.
5. Основа для народной куклы на различных интернет сайтах.
6. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево.- М., 1985.
7. Работнова И. П. Русская народная одежда.- М.: Изд-во «Легкая индустрия», 1964.
8. Лебедева А. Русский народный костюм// Юный художник. - 1983.- №10.
9.Интернет ресурсы55. https://urok.1sept.ru/articles/511618/
10. https://urok.1sept.ru/articles/511618/
11.https://urok.1sept.ru/articles/511618/

Научная статья

Презентация

1. История создания манекенов

Впервые манекен был упомянут в древнеегипетских письменных источниках в 1314 году до н. э. Он был выполнен из дерева и раскрашен. (Приложение №1). Прообраз нынешнего манекена существовал и у древних римлян Приложение №1). При этом, если египетский вариант использовался как приспособление для создания одежды, то древнеримский был демонстрационным. Фигурки в форме тела человека размером от 8 до 25 см делались из глины и раскрашивались. Эти «микроманекены» носили название «фигурины» и использовались в качестве «объёмной картинки», в миниатюре демонстрирующей тот или иной фасон и расцветку одежды.

Первые современные упоминания о манекенах, используемых портными для изготовления одежды, историки находят во Франции в XVIII веке. В те времена манекен изготавливался из дерева или с помощью техники папье-маше, делался строго по индивидуальным меркам заказчика или заказчицы и стоил довольно дорого.

Слово «манекен» возникло в одно время вместе с предметом. В переводе с французского оно означает «истуканчик, человечек» (mannequin).

В 19 веке изобрели технологию изготовления манекена из воска. У всех этих видов был главный недостаток – недолгий срок использования при высокой стоимости (Приложение №1).

В 20 веке в промышленности начал широко применяться пластик. Манекены стали дешевле, долговечнее, легче. Внешнему виду стало уделяться больше внимания.

До начала 60-х годов большинство манекенов привозили из Франции и Дании. Выглядели они как болванчика: бессловесные, глуповатые объекты в застывших позах, ноги оттопырены в разные стороны, руки вытянуты вперёд. В куклах не было ни жизни, ни движения, они представляли собой абстрактные фигуры. Вещи на этих болванчиках смотрелись безлико и неестественно. Адель Рутштейн решила изменить манекены. Её образцы делались по образу и подобию реальных людей. Их позы и макияж выполнялись с расчётом отражения актуальных модных тенденций. Манекены отливали из стекловолокна. Лицо манекена получалось этакой упрощённой версией лица живой модели. Даже макияж был ярким и естественным. Волосы были близки к естественным волосам (Приложение №1).

2.Виды манекенов и применение их на практике

Все манекены подразделяют на группы в зависимости от специфики использования. Они бывают мужские, женские, детские, повторяющие формы людей по возрастным и гендерным признакам. Могут быть разного цвета кожи, с макияжем и без, с имитацией волос на голове и лице и т.д. (Приложение №2).

Стандартные манекены весят до 20 кг и повторяют «модельные» параметры. Для женского: рост до 185 см, объемы грудь 90/талия 60/бедра 90.

Человекообразные манекены

Человекоподобные манекены применяются в шитье. На портновском манекены легко примерить вещи, подогнать, прихватить, ушить, драпировать и т.д. Внутри он твердый, а снаружи одет чехол из мягкой эластичной черной или белой ткани.

Портновские манекены можно изготовить своими руками или купить готовые. Все популярнее среди портних становятся раздвижные конструкции, которые можно варьировать в пределах 5-10 размеров, благодаря изменяющим размер деталям.

Специализированные

Различный бизнес требует индивидуальных решений. Например для спортивных магазинов и молодежной одежды используют манекены, застывшие в динамичной позе (в движении, в прыжке, в стойке на голове).

Манекены животных

В зоомагазинах популярны фигуры животных.

Отдельные формы

Для рекламной демонстрации очков, бижутерии, перчаток, шляп, достаточно отдельных частей манекена, на что аксессуар одевается. Существуют демонстрационные формы в виде головы, шеи, руки и т.д.

Авангардные

В витринах современных магазинов можно встретить фигуры, окрашенные в необычные цвета, вместо головы могут быть геометрические фигуры, вместо лица – морда хищника.

Магазины необычными фигурами подчеркивают индивидуальный стиль.

Испытательные формы

При тестировании физических возможностей человека (при автомобильной аварии, при прыжках с различной высоты) используют краш-манекены. Они могут вовсе не соответствовать стандартам фигуры, но при этом детали выдерживают те же нагрузки, что и человеческое тело.

Вывод: манекены бывают следующих видов: человекообразные, специализированные, манекены животных, отдельные формы, авангардные, испытательные формы. Виды отличаются по половой принадлежности, расовой, материалам изготовления, специфике применения. Все манекены подразделяют на группы в зависимости от специфики использования.

3. Промышленное производство манекенов

Средний срок жизни изделия составляет 5 лет. Недорогие магазины постоянно их реставрируют или меняют запчасти, позволяя манекенам служить до 10 лет. Более дорогие магазины меняют манекены примерно раз в пять лет, заказывая новые, соответствующие модным тенденциям.

Самые дорогие изделия изготавливаются из полимерной смолы с армированным стекломатом и минеральными добавками - название материала фиберглас. Фигуры получаются легкими, прочными, устойчивыми к внешним воздействиям. Более дешевые производятся из гипса, полиэстера, пластика.

Производство в промышленном масштабе происходит в несколько этапов: дизайнер определяет будущую форму, прорабатывает внешний вид, детали и особенности; фигура проецируется в 3D-формате; создается пробный прототип; для различных частей создаются формы из гипса или специального пластичного материала; разработка манекенов.

Данные этапы занимают до пяти месяцев производственной работы. По готовой форме начинается массовое их создание. Особенности производства обуславливаются материалом, из которого они изготавливаются. Манекены могут шпаклевать, затирать, красить. Над внешним видом работают художники, визажисты (Приложение №3).

Вывод: промышленные манекены стоят дорого. Удовлетворить спрос покупателей не всегда удается. Соответственно многие любители пошива одежды и специалисты создают манекены по своему созданному образу.

4. Южнорусский поневный народный костюм

Для реализации поставленной цели, нам необходимо ознакомиться с народным костюмом, в частности с южнорусским комплексом. Из огромного разнообразия женской русской народной одежды выделяют два основных типа — южнорусский и северорусский (Приложение №4)

В южнорусский поневный комплекс входили: рубаха, понева, передник, нагрудник, кушак, кичкообразный головной убор, украшения и дополнения, обувь.

Понева состояла из 2 или 3 сшитых или частично сшитых между собой полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Поневы шились из клетчатой шерстяной домоткани черного, темно-синего, реже красного цвета. В зависимости от способа соединения полотнищ ткани выделялось два типа понев - "распашные" и "глухие".

По подолу и швам распашных понев часто шла кайма с меандрическими и звездообразными орнаментальными мотивами, вышитая или вытканная разноцветными нитями. Кроме узорной каймы понева украшалась блестками, бисером, золотным кружевом, лентами, тесьмой и т.п. Праздничные поневы-юбки обычно украшали по подолу полосками ткани и лентами. Ее полотнища могли быть как равной, так и различной длины (90 см и 1 м 30 см).

Поверх рубахи с поневой надевали передник ("запан", "занавеска"). Покрой передников, как и рубах, был прямым.

Поверх рубахи, поневы и запона по праздникам крестьянки надевали туникообразные нагрудники, напоминавшие укороченные рубахи. Они различались формой выреза горловины, наличием или отсутствием рукавов, материалом, декором, а также локальными названиями: "шушпан", "насов", "сукман", коротай".

Наряду с туникообразными навершниками встречались и распашные. В поневные комплексы некоторых уездов входили короткие нагрудники на лямках - "бастроги". Для декора нагрудников характерно сочетание горизонтальных и вертикальных полос отделки, контрастирующих по цвету с фоном.

Основным женским головным убором, входившим в поневный комплекс, была сорока.. На юге такой убор мог быть дополнен воткнутыми цветами, птичьими крашеными перьями. Южнорусские головные уборы отличались яркостью и насыщенностью декора. Для их создания использовались самые различные отделочные материалы: позумент, блестки, тесьма, пуговицы, бисер, птичьи перья, шерстяная бахрома, помпоны и т.п.

Столь же популярным было среди русских девиц ношение платков, сложенных «на уголок» по диагонали с повязанными под подбородком концами.
Кичкообразные сложносоставные головные уборы постепенно упрощались, заменялись повойниками и платками.

К поясным украшениям южнорусского костюма относятся однолопастные (Воронежская губерния) и двулопастные прямоугольные подвески, располагавшиеся сзади, украшенные бусами, бисером, пуговицами, шерстяной бахромой.

До начала XX в. в крестьянской среде сохранялась плетеная лыковая обувь - лапти, которые носили и мужчины, и женщины, и дети.

Вывод: народный костюм - особый объект творческой деятельности художника. Искусство создания костюма, как и всякое другое искусство, требует от создателя мастерства, знаний, фантазии, вкуса, определенных навыков. Для создания костюма (одежды, обуви, аксессуаров) используются самые разнообразные материалы, наделенные различными качествами - цветом, фактурой, структурой, рисунком. Но мне придется выбрать один из 2-х комплексов, который я смогу сшить (соответственно имеются материалы и отделка) - это комплекс южнорусский поневный.

5. Исследование

5.1 Особенности технологии изготовления куклы манекена и мини-манекена

(Приложение №5) Изучать моделирование выкроек в несколько раз интереснее и результативнее, если у нас есть масштабный мини-манекен или кукла манекен для занятий. С ними нужно меньше ткани, меньше места и меньше времени для экспериментов с кроем! Для моделирования выкроек нужна практика! Нужно видеть, что получается после манипуляций с лекалами. Только так можно научиться искусству модельера!

Масштабные манекены или, другими словами, мини-манекены и куклы манекены - это уменьшенные копии обычных полноразмерных манекенов в масштабе 1:2, 1:4. В отличие от большого манекена, мини-манекенчики и куклы манекены занимают очень мало места и могут стоять даже на рабочем столе.

Разумеется, они нужны не только для красоты. Хотя и в роли декоративного предмета интерьера мини-манекены и куклы манекены будут отлично себя чувствовать. Но главное их назначение - быть помощником при изучении моделирования выкроек или при наколке.

(Приложение №5.1) Где же взять это полезное оборудование? Для этого есть две возможности. Манекены можно купить в готовом виде: отечественного производства - в магазинах с портновским оборудованием, американский первоклассный масштабный-манекен – в интернет-магазинах. А можно сделать манекенчик самостоятельно в домашних условиях, почти бесплатно! Существует много способов изготовления манекенов. Мы опишем несколько:

1-й способ: вспомогательные материалы - перчатки резиновые, марля - бинты гипсовые, бумага туалетная, ватин – бифлекс, стойка для манекена. Общая стоимость изготовления манекена – 4500 рублей. Время, отведенное на изготовление манекена – одна неделя.

2-й способ: вспомогательные материалы - бумага, плотный картон, скотч строительный, пена монтажная. Общая стоимость изготовления манекена – 1500 рублей. Время, отведенное на изготовление манекена – 3 дня.

3-й способ: вспомогательные материалы - папье-маше (бумага, клей ПВА), сетка, пена монтажная,ватные диски, колготки. Общая стоимость изготовления манекена – 1000 рублей. Время, отведенное на отведенное на изготовление манекена – 2 дня. Данный способ можно использовать для заказа одежды на кукол с нестандартной фигуркой.

Для изготовления манекена куклы в принципе можно использовать те же материалы. Единственно, что прибавляется работа – это изготовление головы, рук и ног.

Вывод: с масштабным мини-манекеном изучать моделирование выкроек гораздо интереснее и результативнее;с ним меньше затраты на покупку ткани , он занимает мало места и у нас появляется больше возможностей для экспериментов с кроем;сделать манекен самостоятельно гораздо выгоднее, чем его купить.

5.2 Сравнительный анализ изготовления выкроек мини-манекена, текстильной куклы и основы для народной куклы

(Приложение №6.) На просторах интернета мы нашли готовые выкройки для изготовления мини манекенов. Они не имеют больших отличий. В основном - это шаблоны которые взяты со стандартных чертежей, без прибавки на свободное облегание в масштабе в 1:2 или 1:4. Либо – это муляжи выкроек, сделанные по телу человека из ткани, а затем переведенные на бумагу; последний этап – это перевод выкройки в масштабе 1:1, в масштаб 1:2 или 1:4. В магазинах в продаже таких выкроек на мини манекены нет.

Для изготовления текстильной куклы мы можем найти большое количество выкроек в интернете или купить при необходимости в магазине. Однако, почти все текстильные куклы, сделанные по данным выкройкам, неустойчивы и для них необходимо заказывать подставку для поддержки. (Приложение №6.1)

Ознакомившись с интереснейшим рядом основ для изготовления народной куклы, я остановилась на выкройке основы и технологии её изготовления для куклы крупенички.

Вывод: после проведения сравнительного анализа изготовления выкроек мини-манекена, текстильной куклы и основы для народной куклы, было решено провести эксперимент по созданию собственного мини-манекена куклы на основе готовых чертежей по телу человека, а вместо подставки было решено использовать выкройку основы изготовления куклы крупенички.

5.3 Использование современных тканей и методов обработки в старинной технологии изготовления русского народного костюма.

Благодаря проведенному анализу традиционного южнорусского поневного комплекса, мы решили создать нарядный девичий комплект к празднику пасхи. Для чего выбрали для изготовления нашего костюма следующие современные материалы: понева - сатин красный в белый горошек, алый; белая бязь; для рубахи – белая, красная, цветная бязь. В качестве отделки отобрали тесьму с имитацией вышивки, кружево.

Весь костюм будет отшиваться на современной швейной и обметывающей машине «Джаноме», с использованием современных машинных швов и редким использованием ручного труда при пошиве данного изделия.

При пошиве головного убора будут использоваться современные отделочные материалы и ткани.

Вывод: без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие современного искусства. Современный специалист не должен оставаться равнодушным к тому, что веками создавал народ, а сегодня является достоянием культуры. Поэтому замена старинных тканей и старых методов обработки на современные возможно, с условием, что внешний вид данного костюма останется таким же традиционно ярким, красивым и добротным.

6. Творческая работа

6.1 Разработка собственных дизайнерских решений изготовления куклы-манекена

Нами были разработаны несколько видов изготовления мини-манекенов кукол. Мы взяли чертеж основы на фигуру без прибавок. Используя размеро-рост с данного чертежа, выкройки текстильной куклы, выкройку основы по технологии изготовления народной куклы крупенички, мы создали ряд эскизных разработок и выкроек для изготовления куклы-манекена Приложение №7).

В процессе практических экспериментов мы пытались добиться устойчивости манекена, применив вниз от бедер конусообразную нижнюю часть манекена, также мы попытались создать выраженный плечевой пояс, изящную линию талии, подвижные руки и соответствующие пропорции головы. Нам удалось добиться положительных результатов. Последний мини-манекен кукла, пошитый по нашим авторским выкройкам отвечал всем задуманным параметрам (Приложение №7.1).

Вывод: мы смогли разработать свою авторскую выкройку для изготовления мини-манекена куклы.

6.2 Алгоритм изготовления куклы-манекена

Для изготовления мини-манекена куклы понадобятся следующие материалы и оборудование: бязь, плотная костюмная ткань, синтепон, опилки, нитки, картон, клей «момент», иглы, выкройки для изготовления мини-манекена куклы, ножницы, швейная машина.

Алгоритм изготовления мини-манекена куклы следующий: выбор материалов для изготовления изделия; раскладка изделия; раскрой изделия; стачивание нагрудных и талиевых вытачек; стачивание плечевых и боковых швов; обтачивание рук манекена; стачивание боковых швов нижней части; притачивание стана к верхней части лифа; обработка донышка манекена; приклеивание к ткани картона клеем «момент»; наполнение верхней части манекена синтепоном; наполнение нижней части манекена опилками для устойчивости; пришивание донышка потайными стежками к стану манекена; окончательная отделка и чистка манекена; наполнение рук манекена синтепоном; обработка отверстия потайными стежками; закрепление рук к манекену пуговицами.

Вывод: мини-манекен кукла, пошитый по нашим авторским выкройкам отвечает всем задуманным параметрам: он устойчив, у него выраженный плечевой пояс, подчеркнутая линия талии, подвижные руки и соответствующие пропорции головы Приложение №8).

6.3 Технология изготовления южнорусского поневного комплекса

Для изготовления народного костюма для демонстрации на мини-манекене понадобятся следующие материалы и оборудование: сатин красный в белый горошек, алый; белая бязь; цветная бязь. В качестве отделки отобрали тесьму с имитацией вышивки, кружево, нитки, ножницы, швейная машина, выкройки.

Технология изготовления: раскладка лекал, раскрой изделий, стачивание основы для поневы из квадратных кусочков, сметывание и проведение примерки, втачивание кружева в низ поневы, обтачивание низа, края поневы белой подкладкой, обметывание верха, обработка потайными стежками верха, настрачивание места под кулиску, соединение двух частей поневы кулиской; наметывание кружева на разрез рубахи, обтачивание разреза бейкой, настрачивание отделочных деталей на рукава; стачивание рукавов с о станом рубахи,обработка волана рубахи кружевом, тесьмой и тканью в горох, соединение оборки и рубахи по низу изделия, обработка низа рукавов кружевом, втачивание ластовицы в проймы рукавов, частичное стачивание боковых швов рубашки, стачивание нижнего шва рукавов одновременно с боковым швом рубашки, обработка горловины рубашки кружевом; оконательная отделка и чистка изделия; головной убор – платок (обметать и подшить края).

Вывод: (Приложение №8) замена старинных тканей и старых методов обработки на современные были выбраны удачно, соответственно внешний вид данного костюма остался ярким и красивым.

7. Выводы

В результате проделанной работы над проектом я пришла к выводу, что для того чтобы стать дизайнером, необходимо научиться создавать эскизы, разбираться в чертежах, выкройках и технологии изготовления народных костюмов, комплектов одежды в этно-стиле. А для этого нужно правильно распределять своё время и материальные затраты на обучение. Поэтому решение, разработать и изготовить мини-манекен куклу для пошива и демонстрации народной женской одежды, было нужным и своевременным.

Анализ литературы и интернет - сайтов позволил мне – ознакомиться с историей манекена, изучить различные виды манекенов, особенности их изготовления и применения. Мы выяснили, что промышленные манекены стоят дорого. Удовлетворить спрос покупателей не всегда удается. Соответственно многие любители пошива одежды и специалисты создают манекены и мини-манекеном по своему созданному образу. С масштабным манекеном изучать моделирование выкроек гораздо интереснее и результативнее; с ним меньше затраты на покупку ткани , он занимает мало места и у нас появляется больше возможностей для экспериментов с кроем. Сделать манекен самостоятельно гораздо выгоднее, чем его купить.
Результаты исследования и проведения сравнительного анализа изготовления выкроек мини-манекена, текстильной куклы и основы для народной куклы, позволили разработать свою авторскую выкройку для изготовления мини-манекена куклы. Мини-манекен кукла, пошитый по нашим авторским выкройкам отвечает всем задуманным параметрам: он устойчив, у него выраженный плечевой пояс, подчеркнутая линия талии, подвижные руки и соответствующие пропорции головы. Он экономичен и прост в обработке. Над внешним видом манекена можно работать до бесконечности, создавая различные образы.

Для реализации поставленной цели, мы ознакомились с разными вариантами южнорусского комплекса народного костюма. На основе полученных данных мы создали костюм в этно-стиле для демонстрации на кукле мини-манекене. Замена старинных тканей и старых методов обработки на современные были выбраны удачно, соответственно внешний вид данного костюма остался ярким и красивым.

Созданные мини-манекены мы считаем удачным изобретением. Мини-манекены куклы можно использовать не только в профессиональной деятельности, но и для демонстрации различных коллекций одежды на выставках и конкурсах, а также показывать и продавать как сувенирную продукцию на праздничных ярмарках.

Список литературы

1.Беловинский, Л.В. История русской материальной культуры [Электронный ресурс] / Л.В. Беловинский. Режим доступа: эти слова можно заменить на сочетание URL: занимает меньше места http://www.booksite.ru/fulltext/bel/ovi/nsky/index.htm (дата обращения: 11.12.2014). Дата по ГОСТу требуется
2.Головные уборы [Электронный ресурс]. – URL: http://yablor.ru/blogs/deti-pushkin-i-kokoshnik/418592.
3.История Русского костюма [Текст] : курс лекций. – Екатеринбург: Рос. проф.-пед. ун-т, 2008. – 105 с.
4.Киселева, Е.А. Народная одежда селян Курской области [Электронный ресурс] / Е.А. Киселева. – Режим доступа: http://old-kursk.ru/book/kraeved/kr90-3.html
5.Крестьянские костюмы в области соприкосновения Орловской, Курской и Черниговской губерний (Севский уезд Орловской губернии) /сост. Д. О. Святский. – Санкт-Петербург, 1910. – Режим доступа: http://diderix.petergen.com/lub-kost.htm
6.Народный костюм Курской губернии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vedelevka.ru/narodnye-kostyumy/666-narodnyj-kostyum-kurskoj-gubernii.html.
7.Алферова Е.Л. Костюм Курской губернии. – 2-е изд. – Курск, 2008.
8.Алферова Е.Л. Народный костюм Курской губернии. Курск, 2006.
9.Газазян А. Гардероб курянок XIX века // Друг для друга. 2010. № 43 (837) от 26 октября
10.Мозаика белгородского костюма. Буклет к 50-летию образования Белгородской области. Белгород. 2004.
11.Пармон Ф.М. Русский народный костюм. М., 1994.
12. http://topchiy.com.ua/wp-content/uploads/2013/06/img368.jpg
13. Выкройки текстильной куклы различных интернет сайтов.
14. Основа для народной куклы на различных интернет сайтах.
15. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево.- М., 1985.
16. Работнова И. П. Русская народная одежда.- М.: Изд-во «Легкая индустрия», 1964.
17. Лебедева А. Русский народный костюм// Юный художник.- 1983.- №10.
18.Интернет ресурсы55. https://urok.1sept.ru/articles/511618/
19. https://urok.1sept.ru/articles/511618/
20.https://urok.1sept.ru/articles/511618