Структура современного урока в соответствии ФГОС

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: ФГОС


Самое важное в деле новых ФГОС - это внутренняя убежденность в том, что требования стандарта - эта всего лишь… нормальная педагогика. Чтобы выполнить требования стандарта для учителя не нужно выдумывать критерии, инструкции, показатели. Нужно просто уметь учить, воспитывать, развивать детей и быть собой.

В структуру современного урока входят условия, факторы, средства обучения, необходимые для проведения урока. Определяется тип урока, цели, обучения, необходимые для проведения урока. Выбираются деятельность учителя и деятельность учащихся, методы, формы, планируемые результаты по ФГОС. Учитель при проектировании урока использует те элементы, которые ему нужны на конкретном уроке.

В свете современных требований структура урока должна быть представлена следующими пунктами:

  • Цель урока.
  • Мотив деятельности.
  • Организация учебно-познавательной деятельности.
  • Совместная деятельность учащихся.
  • Индивидуальная работа учащихся.
  • Регулятивные действия учащихся.

В первой пункте перечисляются все конкретные цели. Их сочетание конструируется учителем в зависимости от этапа обучения, специфики предметного содержания, уровня сформированности у учащихся необходимых учебных действий и операций. К целям современного урока можно отнести: 1) формирование умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; 2) формирование алгоритмических действий: последовательности шагов при решении учебной задачи; 3) развитие оценки и самооценки действий; 4) стимулирование коммуникативных умений-действия рассуждения на основе сравнения.

Мотив деятельности - следующий структурный элемент современного урока. Мотив, как утверждают психологи, это то, что побуждает субъекта к действию. Это может быть идея, эмоциональное состояние. Деятельность не протекает без мотива, но он может скрыт от субъекта или наблюдателя, может быть единственным или выступать в совокупности с другими; осознаваться или навязывается со стороны. Учитель может использовать самые разные приемы становления мотивации: 1) рассмотреть интересный факт, описать событие, что повысит интерес к предстоящей деятельности; 2) предложить гипотезу, исследовательскую задачу, поиск ответа на которые, потребует инициативной самостоятельной деятельности учеников; 3) предлагать задачи с недостающими данными или наоборот с множеством данных, которые не имеют важного значения для решения той или иной учебной задачи; 4) представить школьникам неполный или альтернативный способ решения учебной деятельности; 5) создать ситуацию незнания, когда учебная задача из-за отсутствия у учащихся знаний не может быть решена.

В соответствии с целью обучения, выдвинутой в стандарте, специальным структурным элементом урока должна быть организационная деятельность. Это может быть поисково-исследовательская, игровая, творческая деятельность. Приоритетной целью поисково-исследовательской деятельности является формирование универсальных учебных действий. В ФГОС определены познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностный УУД. Их универсальность означает независимость действия от предметного содержания, возможность применения освоенных операций в разных учебных и практических ситуациях. Планируя урок, учитель определяет те УУД, которые целесообразно формировать данным предметным содержанием. Поисково-исследовательская деятельность целесообразно использовать при коллективном создании алгоритма решения учебной задачи. Такая работа обеспечивает развитие учебной деятельности, позволяет отойти от репродуктивных приемов предъявления образца и формирует способность к построению обобщенного способа действий. Основа успешности школьника зависит от знания обучающимся алгоритма действия при решении любой учебной задачи. Суть учебной деятельности заключается в том, чтобы ученик сам конструировал пошаговые алгоритмические действия. При составлении алгоритмов учебных действий, необходимо учитывать следующие требования:

  • каждый алгоритм должен иметь входные, промежуточные и выходные данные;
  • определена последовательность шагов так, что каждый последующий шаг определяется предыдущим;
  • алгоритм предполагает механизм реализации.

Игровая деятельность остается весьма актуальной деятельностью. В процессе игры, учащиеся познают мир, учатся взаимодействовать со сверстниками, утверждают себя. На уроках можно применить дидактические, ролевые игры, игры-соревнования, творческие игры типа «Что? Где? Когда?» В старшей школе сюжетно-ролевая игра приобретает черты деловой. Деловые игры могут быть литературными, историческими, экономическими, физическими и т.д.

Следующим пунктом в структуре урока является совместная деятельность учащихся. Основными формами коллективного труда являются парная и групповая. Учащиеся при работе в парах и в группах, должны знать правила совместного учебного труда. Все функции совместной деятельности выполняют сами учащиеся, учитель руководит только косвенно. Использование таких форм ведет к возрастанию познавательной деятельности и творческой самостоятельности, способствует развитию объективной самооценки.

В результативном уроке должна отражаться и индивидуальная работа учащихся. Основные требования к организации индивидуальной работы таковы:

  • определение индивидуальных целей задания;
  • побуждение задания учащегося к постановке мини-целей и задач деятельности, построению ее алгоритма, контролю и результатов;
  • соответствие задания реальному темпу деятельности ученика, особенностям его мыслительной деятельности;
  • демонстрация результатов успешной работы по индивидуальным заданиям.

Индивидуальная работа с неуспешными учащимися строится на «зоне ближайшего» развития», а с успешными школьниками - на опережение.

«Посмотри со стороны» - так можно условно назвать компонент урока, нацеленный на формирования самоконтроля, самооценки, предпосылок рефлексивных качеств. В структуре урока по ФГОС определяется обязанность учителя использовать методы формирования этих регулятивных универсальных действий. Контролирующая деятельность состоит в ответе ученика на вопрос: знаю, зачем выполняю это задание; знаю, какой должен быть результат; знаю, как действовать; могу найти ошибки и установить трудности, преодолеть их. Для формирования оценочной деятельности используют следующие приемы:

  • проведение минутки повторения;
  • изучение задания на анализ и классификацию трудных вопросов в заданной работе;
  • использование «остановки» в деятельности с целью анализа выполненной части работы;
  • проведение перекрестной проверки учащимися проведенных работ;
  • предоставление право учащемуся самому найти ошибки в своей работе.

Для планирования и ведения успешного урока, важно каждому учителю иметь соответствующее представление о наличии всех выше описанных структурных элементов урока.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 №1897-ФЗ
  2. Как корректно провести учебное исследование от замысла к открытию/ М.М.Новожилов, С.Г.Воровщиков, И.В.Таврель-М.: 5 за знания, 2011.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. / Под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.
  4. Современный урок. / Махмутова М.И.- М.: Педагогика, 1985.