Взаимодействие с социумом как эффективный ресурс реализации рабочей программы воспитания ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам укрепления воспитательной составляющей системы образования предполагают разработку и реализацию рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. В зависимости от поставленных задач воспитания каждой дошкольной образовательной организацией самостоятельно разрабатываются модули программы.

Организация взаимодействия детского сада и социума как нельзя более позволяет использовать максимум возможностей для развития и воспитания детей.

Анализ образовательных потребностей и запросов детей и родителей, потенциальных возможностей и интересов детей и их дифференциация позволили спланировать и организовать совместную работу нашего детского сада и социальными партнёрами, имеющими свои интересы в сфере образования.

Цель взаимодействия: Расширение социокультурного пространства деятельности дошкольника в решении образовательных задач.

Задачи:

  • Повышение уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленной на активное освоение мира
  • Расширение творческого взаимодействия детского сада с социальными партнёрами для создания единой социокультурной системы;
  • Формирование способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
  • Создание условий для развития индивидуальных особенностей и самостоятельности у ребенка-дошкольника, готовности к сотрудничеству и самореализации.
  • Развитие социально-нравственных качеств личности, формирование духовной культуры и нравственных ценностей.

Педагогические условия эффективного взаимодействия:

  • выделение (определение) объектов социума, совместно с которыми решаются задачи;
  • подготовка педагогов к образовательной деятельности во взаимодействии с социумом;
  • тесное взаимодействие с семьей;
  • создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы.

Алгоритм организации совместной деятельности с социальными партнерами:

  • заключение договора о совместной работе
  • составление плана совместной работы
  • информирование родителей о проводимых мероприятиях
  • Привлечение всех субъектов образовательного процесса к участию в мероприятиях.
  • Анализ проведенной работы, определение результативности
  • Прогнозирование дальнейшего сотрудничества.

Методическое сопровождение работы по воспитанию дошкольников во взаимодействии с социумом заключается в оказании системной практической помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности в вопросах качественного осуществления образовательной и воспитательной деятельности детского сада.

Направлено на формирование у педагогов следующих компетенций:

  • проектирование образовательного процесса исходя из поставленных целей и учета образовательных и воспитательных ресурсов социальных партнеров;
  • владение методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;
  • умение прогнозировать результаты партнерства для развития ДОО, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности).

Основные направления методического сопровождения педагогов:

Информационное

  • Обеспечение педагогов информацией о новинках литературы; об основных направлениях развития, современных разработках в данном направлении
  • Формирование банка данных о методической работе педагогов, их профессиональных качествах, педагогическом опыте;

Диагностическое прогностическое

  • Изучение профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов в целях создания эффективных условий для повышения их профессиональной компетентности;
  • Прогнозирование, планирование и организация обучения педагогических кадров, оперативное оказание методической помощи педагогам.

Организационное

  • Создание условий для реализации вариативных образовательных программ, современных педагогических технологий;
  • Методическое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса;

Повышение квалификации

  • Организация повышения квалификации педагогов, обеспечение личностно-ориентированной стратегии, индивидуально- дифференцированного подхода к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетенции;
  • Выявление, систематизация, обобщение и распространение позитивного педагогического опыта.

В методической работе с кадрами используем разнообразные формы:

  • коллективные: семинары «Изучаем и работаем по ФГОС ДО», «Социально-коммуникативное развитие дошкольника», деловая игра «Лестница личностного роста», круглый стол «Взаимодействие с социумом как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»;
  • групповые: интерактивные методы обучения: ролевые и имитационные игры, мозговой штурм, анализ проблемных педагогических ситуаций, групповые дискуссии «Вертушка общения», поисково-творческие задания, тренинг «Секреты успешного взаимодействия», творческие группы «Знакомим дошкольников с родным краем», «Приобщение детей к художественной литературе», викторина, подготовленная совместно с сотрудниками музея «Родной край люби и знай!», конкурс профессионального мастерства помощников воспитателей, и др.
  • индивидуально-консультативная помощь.

В нашем детском саду на протяжении многих лет сложилась эффективная система взаимодействия с объектами социального окружения Социальными партнерами детского сада являются:

  • Территориальное отделение Мурманского областного краеведческого музея (далее - краеведческий музей)
  • Детская районная библиотека
  • Детская школа искусств
  • Центр детского творчества
  • Дом культуры

Конечно, в социальное окружение детского сада входит гораздо больше объектов, но эти мы выделяем особо именно в контексте творческой самореализации субъектов образовательного процесса ДОУ.

Особое внимание в образовательном процессе уделяем региональному компоненту - знакомству детей с родным краем, с традициями поморской культуры, промыслами. Для организации эффективной работы организовали сотрудничество с краеведческим музеем, музеем «Петроглифы Канозера». Педагогами детского сада совместно с сотрудниками музея была разработана программа «Юные краеведы», которая реализуется в течение уже нескольких лет. Задачи программы:

  • Формировать чувства причастности к культурному наследию своего народа.
  • Знакомить детей с исчезнувшими предметами быта, погрузить в атмосферу жизни ушедших поколений.
  • Знакомить детей с устным народным творчеством поморов, их обычаями и традициями, праздниками и играми, песнями.
  • Формировать чувства любви к малой родине на основе изучения культурных национальных традиций.

Программа включает в себя следующие направления:

  • Познавательно-речевое
  • творческое
  • социально-коммуникативное

Наряду с познавательными экскурсиями детей привлекает практическая деятельность - под руководством поморских мастериц дети лепят козули, мастерят куклу-кувадку, куклу-постригушку, отгадывают загадки, разучивают поморские заклички, пословицы. С желанием участвуют в организованных праздниках - Красная горка, Святки, Масленица.

В те поморские игры, с которыми познакомились в музее, дети с удовольствием играют в детском саду, включают их в досуги, праздники.

В процессе работы был создан свой музей в ДОУ, где собрали предметы утвари поморов, оформили тематические экспозиции.

В ходе сотрудничества с музеем у детей сформировались представления о культуре Терского края, расширились знания об обычаях, традициях поморов, поморском ремесле, народных праздниках. Дети знают много поморских игр, поговорок, пословиц, загадок.

Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры мы установили тесные связи с детской районной библиотекой.

Разработана Программа совместной работы «Росточек» Реализуется с детьми старшего дошкольного возраста. По этой программе мы работаем в течение нескольких лет, ежегодно план мероприятий программы изменяется в соответствии с литературными датами и событиями социальной жизни. Используются различные формы работы: театрализованные представления, конкурсы, литературные часы, эко-часы, игровые программы, викторины и др. Дети являются не только слушателями, но и сами принимают активное участие: рассказывают стихи, рисуют, инсценируют отрывки из произведений, участвуют в конкурсах, в том числе проводимых в дистанционном формате.

Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются в процессе приобщения детей к музыкальной культуре, развития представлений о различных жанрах искусства в сотрудничестве с Детской школой искусств и Домом культуры.

Задачи: способствовать созданию образовательной системы с учреждениями культуры для приобщения к культурным ценностям, развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса.

Педагоги и учащиеся музыкальной школы проводят:

  • образовательные мероприятия («музыкальные часы», музыкальные гостиные)
  • организуют выставки работ учащихся школы в детском саду, д/с - в школе
  • организуют концертные выступления.

Районный Дом культуры:

  • участие воспитанников в районных мероприятиях, проводимых в ДК - это выступления в концертных программах, фестивалях детского творчества. театрализованном фестивале «Терский ларец», он-лайн конкурсах.
  • посещение детьми кружков и студий.

Центр детского творчества

Направления работы:

  • участие в конкурсах («Осенние фантазии», «Радость детства», «Моя малая родина», конкурс чтецов и др.)
  • проведение совместных мероприятий (спортивные соревнования, выставки)
  • участие детей в кружках (шахматы, гимнастика, природа и творчество)

Результаты работы

  • Создание системы взаимодействия детского сада с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов.
    Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.
    Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
    Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.

Литература

  1. Богуславская Т.Н. Формирование подходов к оценке качества образования. Журнал Проблемы современного образования, № 4 / 2012.
  2. Захарова Т.Н. Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника / Ярославский педагогический вестник. - 2009.- № 2.
  3. Коломийченко Л.Концепция социального развития детей дошкольного возраста / Л.Коломийченко // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5. - С. 8-28.
  4. Рыбак Е.В. Реальность и перспективы развития социального партнерства в современном детском саду / Детский сад: теория и практика. 2013, №10.