Психопрофилактическое занятие по работе с несовершеннолетними, находящимися в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей «Жизнь, как ценность»

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: профилактика девиантного поведения


Цель: установить контакт с подростками, выявить ценностные ориентации несовершеннолетних, показать варианты жизненных ценностей, соотнести их с успехом в жизни.

Время: 2 академических часа.

Материалы: лист с основными правилами работы, ручки, бейджики, планшеты.

1. Упражнение «Приветствие»

Цель: знакомство ведущих с подростками, информирование группы по вопросам организации занятия.

Время: 5 минут.

Материалы: явочный лист.

Техника проведения: Педагоги-психологи представляются и объясняют основные задачи и цели программы, рассказывают о форме проведения занятий.

Инструкция: «Здравствуйте, ребята! Мы педагоги-психологи Центра «Семья». На сегодняшнем занятии нам предстоит очень многое сделать: познакомиться, обсудить основные правила работы в группе, провести диагностику личностных особенностей и эмоционального состояния, принять участие в различных упражнениях».

Анализ:

  • Все ли вам понятно?
  • У кого есть вопросы?

2. Упражнение «Знакомство»

Цель: знакомство участников друг с другом, создание положительной мотивации к занятию.

Время: 10 минут.

Материал: бейджики по количеству участников группы, цветные карандаши, листы бумаги.

Техника проведения: участникам предлагаются бейджики, на которых нужно написать свое имя:

Инструкция: «Предлагаем каждому из вас взять по бейджику и написать на нем, как бы вы хотели, чтобы вас называли в этой группе. А теперь предлагаем каждому назвать себя, представиться и сказать о себе несколько слов: «Кто я? Какой я?».

Анализ:

  • Было ли трудно представляться?
  • В чем именно были затруднения?

3. Упражнение «Правила нашей группы»

Цель: создание комфортной, безопасной обстановки, способствующей самораскрытию, доверию.

Время: 10 минут.

Техника проведения: тренер предлагает обсудить правила работы в группе, внести свои дополнения и изменения.

Материал: лист с основными правилами работы, ручка.

Техника проведения: Ведущие раздают бланки с правилами группы. Участникам предлагается познакомиться с ними и добавить что-то новое. Предложения ребят ведущие записывают на плакате с основными правилами работы группы.

Инструкция: «Перед вами лист бумаги, на котором написаны основные правила работы, которым нужно будет следовать на протяжении всех занятий. Подумайте, что можно еще внести или что-то изменить.

Спасибо. Правила принимаются».

Основные правила работы в группе.

1. Выключение мобильных телефонов (ставить на беззвучный режим).

2. Называть друг друга по имени, обозначенном на «визитке».

3. Говорящего не перебивать.

4. Говорить от своего имени («я считаю...», «я думаю...»).

5. Быть открытым в общении.

6. Не оскорблять, не унижать.

7. Активно участвовать в происходящем.

8. Не обсуждать происходящее здесь за пределами группы.

Анализ:

  • Хотите что-то добавить?
  • Все согласны с правилами нашей группы?
  • Свое согласие подтвердите громкими аплодисментами.

4. Видеодискуссия «Цирк «Бабочка»

Цель: способствовать самоанализу участников, развивать дальнейшее самораскрытие, самопознание, прояснение Я-концепции.

Время: 20 минут.

Техника проведения: участникам предлагается посмотреть короткометражный фильм «Цирк «Бабочка» | The Butterfly Circus | 2009г.

Инструкция: «Сейчас мы посмотрим короткометражный фильм «Цирк "Бабочка»/| The Butterfly Circus/,| 2009г.

Анализ:

  • К какому выводу вы пришли, посмотрев фильм? О чем он?

5. Мини-лекция: «Что же такое жизненные ценности?»

Цель: дать понятия жизненных ценностей.

Время: 10 минут.

Инструкция: «Каждый день мы попадаем в ситуации, в которых надо делать выбор. Это могут быть очень простые вещи – встать пораньше, чтобы успеть вовремя на занятия, или еще полежать, провести время с друзьями или остаться с родителями, пойти гулять или заняться скучной, но необходимой работой. Результат нашего выбора зависит от того, что является для нас важным и ценным. То есть от того, что в психологии называют ценностями и приоритетами.

Наибольшее значение в человеческих отношениях имеют жизненные ценности (это то, чем человек дорожит, к чему стремится, что считает священным, престижным — например, богатство, образование, семья, государство, физическое здоровье, дети). Если они общие у какой-то группы людей, то, как правило, отношения между ними складываются без серьезных конфликтов (исключение составляют случаи, когда жизненной ценностью является богатство, которого не хватает на всех). Когда чувствуется взаимопонимание, то это верный признак того, что у людей общие жизненные ценности. Правда, о своих жизненных ценностях люди не склонны говорить, чаще всего человек даже не знает, как о них сказать, он не может это сформулировать. Предметом обсуждения обычно являются интересы, которые связаны с жизненными ценностями. Ценности обычно проявляются в поведении, в поступках, в серьезных ситуациях. Люди очень часто избегают не только говорить, но и думать о своих подлинных ценностях.

Приведем примеры двух ценностей:

1. Материальные

2. Духовные.

В первом случае человек стремится к богатству, расширяет свои возможности, любит разнообразие, старается приобретать вещи и т.п.

Во втором случае человек старается жить сегодня так, как он жил вчера — его удовлетворяет весьма скромный достаток, и он даже гордится им.

Мы можем говорить об общечеловеческих и индивидуальных ценностях. Общечеловеческие ценности – это то, что всегда ценится в любом обществе. Эти ценности формировались веками. А индивидуальные ценности – это то, что важно для одного отдельно взятого человека.

За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции.

Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, в каких условиях растет человек, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.

Ближайшее окружение - родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя, друзья, телевидение - непосредственно влияет на развитие человека.

Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от родителей. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.

Если в семье преобладают духовные ценности, например, взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным.

В течение жизни мы попадаем в разные жизненные ситуации, в которых проверяется наш список ценностей. Под воздействием жизненного опыта может происходить переоценка ценностей. И тогда изменяется наше поведение и наша жизнь».

Анализ:

  • Какие жизненные ценности существуют?
  • Что они обозначают?

6. Упражнение «Ассоциации»

Цель: обучение осознанию своих проблем и поиску их решения, а также преодоление трудностей, мешающих полноценному самовыражению.

Время: 10 минут.

Техника проведения: каждому подростку раздается, не глядя, лист на котором написаны слова. Им предлагается написать по несколько ассоциаций к доставшемуся слову: здоровье, жизнь, семья, ложь, дружба, преступление, учеба, общение, честность, страх, любовь, свобода, надежда, богатство, Я. Затем листы с ответами складываются в одну коробку и перемешиваются. Участники по очереди достают листы, читают написанные ассоциации и добавляют свои.

Инструкция: «Напишите несколько ассоциации к слову, которое вам досталось: здоровье, жизнь, семья, ложь, дружба, преступление, учеба, общение, честность, страх, любовь, свобода, надежда, богатство, Я. А теперь сложите ваши листы в коробку, и сейчас мы по очереди будем доставать и читать написанные ассоциации. Если хотите, добавьте свои ассоциации к написанным».

Анализ:

  • Трудно ли было придумывать ассоциации?
  • А как вы думаете, для чего живет человек?
  • Что человеку мешает жить так, как он хочет?
  • Что для вас самое важное и ценное в этой жизни?

7. Упражнение «Табу»

Цель: осознание подростком чувств и стремлений, которыми они руководствуются в различных ситуациях, обучение свободе выбора своих действий.

Время: 10 минут.

Техника проведения: психолог ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. Подросткам предлагается какими-либо способами проявить свое любопытство в отношении этого предмета, попытаться больше узнать о нем.

Инструкция: «Перед вами волшебная шкатулка. Там лежит то, что нельзя. Я предлагаю каждому из вас как-то проявить себя в отношении этого предмета. При выполнении упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснения, поэтому, постарайтесь не просто рассказать словами о своей позиции, а «показать» свое отношение к ситуации и содержимому.

Анализ:

  • Как вы себя чувствуете сейчас?
  • Опишите чувства, которые вы испытывали во время выполнения упражнения?
  • Что руководило вашими действиями: любопытство, желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость?

8. Упражнение «В чем мне повезло в этой жизни»

Цель: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Время: 10 минут.

Техника проведения: «Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: «В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями». После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

Инструкция: «Сейчас вам надо разбиться по парам. В течение трех минут расскажите своему соседу о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями».

Анализ:

  • Обмен впечатлениями.

9. Упражнение «Групповой коллаж «Жизнь как ценность»

Цель: осознание и формирование понятий «жизненные ценности», мотивация на социально значимый и правильный образ жизни.

Время: 20 минут.

Материалы: ватман, музыкальный фон, цветные карандаши, фломастеры, клей, журналы и газеты для коллажа.

Техника проведения: на листе ватмана под музыку при участии каждого создается групповой рисунок-коллаж на тему «Жизнь как ценность».

Инструкция: «Предлагаем вам, используя материалы для творчества, создайть совместный рисунок-коллаж на тему «Жизнь как ценность».

Анализ:

  • Подростки презентуют свою работу.

10. Анкетирование. Обратная связь «Впечатления от сегодняшнего дня»

Цель: получить обратную связь от участников, укрепить доверие и взаимопонимание между участниками группы.

Время: 10 минут.

Материал: мягкая игрушка «солнышко».

Техника проведения: каждый участник группы заполняет анкету и по кругу высказывает впечатления от занятия.

Инструкция: «Ребята, заполните, пожалуйста, предложенные анкеты. Отразите ваше мнение о прошедшем занятии. Это очень важно для нас. Ваши отзывы помогут сделать нашу совместную работу еще более эффективной. Пожалуйста, поставьте свои оценки, отметив их на шкале от 0 до 10». А теперь скажите несколько слов о нашем занятии, с чем уходите, какое у вас настроение».

1. Мое настроение до тренинга

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Мое настроение после тренинга

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Насколько мне все было ясно и понятно

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Насколько мне было интересно

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Насколько нужен и полезен для меня предложенный материал

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Насколько комфортным для меня был темп занятий

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. Сколько личных усилий, эмоций, опыта я вложил в группу

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Как много я получил от группы

0

1

  2

3

4

5

6

7

8

9

10

11. Упражнение-метафора «Бабочка»

Цель: подвести подростков к осознанию ответственности за собственные дела и поступки.

Время: 5 минут.

Техника проведения: подросткам зачитывается метафора, затем идет её обсуждение.

Инструкция: «В заключении нашего занятия мы хотим вам подарить одну поучительную историю для того, чтобы каждый из вас применил эти слова к себе и, возможно, своей будущей жизни: «В одном селении жил мудрец. Люди приходили к нему за советом. И вот однажды появился в селении злой завистник. Он решил доказать, что мудрец на самом деле не так уж умен. Завистник решил: «Поймаю бабочку и зажму ее между ладонями. Попрошу мудреца угадать, живая она или мертвая. Если мудрец скажет, что бабочка живая, я легко придавлю ее, и он окажется неправ. Если скажет, что мертвая, отпущу бабочку, и он будет опозорен».

Завистник собрал толпу людей, и они вместе отправились к дому мудреца. Мудрец вышел к ним на крыльцо.

«Скажи, - крикнул завистник, - что в моих руках: живая бабочка или мертвая?».

Мудрец помолчал и ответил: «Всё в твоих руках».