Язык и культура

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Идея о необходимости соизучения языка и культуры не является новой. Она возникла много десятилетий тому назад, и послужила основой для развития культуроведческих подходов в языковой педагогике.

В настоящее время в мировой языковой педагогике существует несколько культуроведческих подходов, среди которых следует выделить такие, как:

  • лингвострановедческий
  • коммуникативно-этнографический
  • лингвокультурологический
  • социокультурный

Социокультурный подход пришел в дополнение лингвострановедческому подходу в обучении иностранным языкам в начале 90-х годов.

Социокультурный компонент знакомит учащихся с различными аспектами жизни их зарубежных сверстников, современностью и историей страны изучаемого языка, углубляя и дифференцируя представления школьников о действительности. Этот компонент содержания обучения иностранным языкам составляют страноведческие и лингвострановедческие знания. В состав лингвострановедческих и страноведческих знаний и формируемых с их помощью навыков и умений входит:

1. Овладение, понимание и умение употреблять в соответствующих ситуациях лексические средства общения как источники национально-культурной информации:

  • безэквивалентную лексику;
  • фоновую лексику, включающую афоризмы, фразеологизмы, пословицы, поговорки;
  • слова-реалии, обозначающие предметы национально-материальной культуры.

2. Знание страны изучаемого, складывающееся из сведений, включающих самые различные стороны жизни страны изучаемого языка:

  • ее местонахождение, географические и природные особенности, основные города и их достопримечательности, политический строй, национальные праздники и традиции, достижения в области науки, экономики, техники, литературы, искусства, образования, формы сотрудничества с нашей страной и другими странами;
  • история страны, важные события прошлого и настоящего, выдающиеся представители в области литературы, искусства, науки.
  • особенности быта и повседневной жизни, семейного уклада, проведения досуга, учебной и трудовой деятельности, сфер интересов, форм участия в общественной жизни;

3. Навыки и умения речевого и неречевого поведения

Чем больше понятий использует учащийся и чем разнообразнее страноведческая и лингвострановедческая информация, которой он владеет и манипулирует, тем обширнее ассоциативно представленная в его опыте картина мира, тем больше у него семантических и смысловых опор для обозначения и оперирования средствами иностранного языка. Технология усвоения этих знаний должна научить учащихся понимать феномены иной культуры в их сопоставлении с собственной, исходной культурой. Именно этот аспект обучения призван развить их любознательность, интерес и способность к наблюдению за иным способом мировидения и мироощущения, способность к рефлексии имеющегося и приобретаемого культурного опыта.

В содержание обучения иностранному языку, наряду с языковым материалом, страноведческим и лингвострановедческими компонентами, необходимо включить социокультурный компонент, т.к. формирование вышеперечисленных знаний, навыков и умений невозможно без опоры на научно-обоснованные данные, отобранные и представленные специалистами по общественной жизни. Не владея такими данными нельзя представить полной и реальной картины иной национальной общности, понять современные проблемы другого народа.

Социокультуроведческие данные призваны помочь старшеклассникам самостоятельно разобраться в причинах того или иного поведения представителя другой культуры, понять почему так, а не иначе устроен их быт, ем вызваны особенности взаимоотношений членов общества. Одновременно с этим, через усвоение сведений о «не своем» учащиеся должны глубоко постигать «свое».

Исторический аспект является наиболее эффективным в развитии социокультурной компетенции учащихся. Создание детского научного общества, где учителя и учащиеся совместно изучают кросс-культурные реалии и демонстрируют результаты исследований в форме интерактивных презентаций, лекций и рефератов максимально способствует развитию и поддержанию интереса к истории и культуре стран изучаемого языка и России.

Примерные темы научных исследований

1. Страноведенение:

  • Языки, на которых говорили и говорят в Великобритании.
  • История государственной символики.
  • Города и районы Великобритании (описание особенностей английских топонимов).
  • Система образования в Великобритании (специфика английских слов школьно-педагогического обихода).
  • О названии улиц Лондона (топонимические типы).

2. Лингвистика:

  • Происхождение и развитие английского языка.
  • Классификация языков мира.
  • Понятие системы и структуры в языке, основные единицы языка.
  • Особенности грамматического строя английского языка сравнительно с немецким и русским.
  • Язык и культура, реалии в культуре и языке.
  • Речевая деятельность и ее механизмы.

3. Социолингвистика, язык и общество, речевой этикет:

Основные цели и задачи исследований:

  • Развивать критическое мышление;
  • Расширять лингвистический и страноведческий кругозор;
  • Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы;
  • Развивать умения защищать результаты исследования;
  • Выполнять индивидуальные и коллективные познавательно-поисковые задания на английском языке и излагать результаты деятельности;
  • Развивать умения собирать, обобщать и систематизировать культуроведческую информацию и представлять результаты изученного материала в виде презентации с помощью программы «Power Point»,в виде рефератов, таблиц, схем, в форме вопросов и ответов, в викторинах;
  • Развивать умения дискутировать;
  • Интерпретировать образную (иллюстрации) культуроведческую информацию на английском языке;
  • Опознавать социокультурные стереотипы в изучении материала;
  • Выделять основные историко-культурные вехи в развитии страны - Великобритании на основании увиденного, прослушанного, прочитанного;
  • Работать с основными типами справочной и учебно-справочной страноведческой литературы и использовать их при выполнении культуроведческих проектов и для лично-познавательных целей.

Уделяя внимание культуроведческим аспектам:

  • развитию у школьников умения выделять то, чем отличаются различные культуры и общества друг от друга; ценить вклад различных культур и обществ в развитие цивилизации;
  • обучению понимания общего и специфического в культурах, взаимодействия европейской цивилизации с другими культурами;
  • развитию у школьников позитивного отношения к представителям других культур, которое найдет отражение в системе их личностных ценностей и индивидуальных поступках.

Решаются и традиционные учебные задачи (обучение аудированию, говорению, чтению и письму на иностранном языке).