Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Функциональная грамотность» общеинтеллектуальное направление. 4-й класс

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: 4

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Пояснительная записка

Актуальность

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.

___________________

1 Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_info.html

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от

7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2.

___________________

2 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. П. 5 // ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5dzARMpWI

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.

Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

___________________

3 Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждёт учащихся в новом испытании PISA-2018 // Учительская газета, №47, 21 ноября 2017 г. URL: http://www.ug.ru/archive/72357

Целеполагание

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 4 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность)4;

___________________

4 PISA // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL: http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.html

- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Содержание курса

Развитие функциональной грамотности учащихся 4-го класса основано на формировании 5 компетенций:

  • Математической грамотности;
  • Естественнонаучной грамотности;
  • Читательской грамотности;
  • Финансовой грамотности;
  • Развитии креативности мышления.

Программа рассчитана на 1 год обучения, реализуется из части учебного плана. Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета двух часов в неделю. Количество часов на один год обучения 68 часов, по 2 часа в неделю.

  • по 20 часов на модули: «математическая грамотность», «читательская грамотность», «естественнонаучная грамотность»;
  • по 4 часа для модулей «финансовая грамотность» и «развитие креативного мышления».

Модули могут идти в любом порядке или чередоваться друг с другом.

Модуль «Математическая грамотность».

«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.» (Определение PISA).

Структура оценки математической грамотности

  • Математическое содержание, которое используется в тестовых заданиях (предметное ядро функциональной грамотности)
  • Когнитивные процессы (составляющие интеллектуальной деятельности), которые описывают, что делает ученик, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математикой, необходимой для её решения
  • Контекст, в котором представлена проблема
  • Особое внимание к оценке математических рассуждений.
  • Новая точка зрения на связь между математическими рассуждениями и решением поставленной проблемы:
  • Для решения проблемы математически грамотный учащийся сначала должен увидеть математическую природу проблемы, представленной в контексте реального мира, и сформулировать ее на языке математики. Это преобразование требует математических рассуждений и, возможно, является центральным компонентом того, что значит быть математически грамотным. Это один из навыков XXI века.
  • Компьютерное моделирование

Для описания интеллектуальной деятельности при решении проблем используются следующие ее составляющие:

  • формулировать ситуацию математически – 25%
  • применять математические понятия, факты, процедуры – 25%
  • интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты – 25%
  • рассуждать – 25%

Формулировать ситуации математически - способность распознавать и выявлять возможности использовать математику, а затем трансформировать проблему, представленную в контексте реального мира, в математическую структуру.

В процессе формулирования проблемы на математическом языке учащиеся определяют, из какого раздела курса они могут извлечь необходимые математические знания, чтобы проанализировать, спланировать и решить проблему. Переводя проблему из реального мира в область математики и придавая ей математическую структуру, они рассуждают и определяют смысл ограничений и допущений, присущих этой проблеме.

Применять математику - способность применять математические понятия, факты, процедуры, рассуждения и инструменты для решения математически сформулированной проблемы и получения математических выводов.

Эта деятельность включает выполнение математических процедур, необходимых для получения результатов и математического решения (например, проводить арифметические вычисления, геометрические построения, переводить единицы измерения, решать уравнения, делать логические заключения с учетом математических допущений, извлекать математическую информацию из таблиц и графиков, представлять и манипулировать геометрическими формами в пространстве, анализировать данные).

Интерпретировать/оценивать результаты - способность размышлять над математическим решением, результатами или выводами, интерпретировать и оценивать их в контексте реальной проблемы.

Эта деятельность включает перевод математического решения в контекст реальной проблемы и оценку того, являются ли результаты математического решения или рассуждений разумными и имеют смысл в контексте этой проблемы. Процесс интерпретации, применения и оценивания математических результатов охватывает и интерпретацию, и оценку полученного математического решения. При этом может потребоваться дать объяснения или аргументы в контексте проблемы, отражающие как процесс решения, так и его результаты.

Рассуждать

  • Логика: Делать несложный вывод. Выбирать, давать соответствующее обоснование. Размышлять над аргументами, рассуждениями и выводами мат. результата
  • Рассуждать «над формулированием»: Представлять ситуацию различными способами, в том числе в соответствии с различными мат. теориями, делать соответствующие допущения. Объяснять и защищать созданные представления. Анализировать схожее и различия между моделью и мат. задачей, которую она моделирует. Определять, критиковать ограничения модели. Объяснять отношения между контекстно-обусловленным языком проблемы и формально-символическим языком ее представления на языке математики
  • Рассуждать «над решением»: Понимать и использовать определения, правила, алгоритмы и формальные системы. Объяснять, как алгоритм работает, обнаруживать и исправлять ошибки в алгоритмах и процедурах. Обосновывать выбираемые и предложенные процедуры и модели с точки зрения получения результата. Размышлять над мат. решением и создавать объяснения и аргументацию, которые его поддерживают или опровергают
  • Рассуждать «над результатом»: Аргументировать результат математически. Объяснить его разумность в рамках ситуации. Интерпретировать мат. результат в контексте ситуации в целях объяснения полученного результата

Области содержания математической грамотности

  • Изменения и зависимости (алгебра) - 25%
  • Пространство и форма (геометрия) - 25%
  • Неопределенность и данные (ТВ и статистика) - 25%
  • Количество (арифметика) - 25%

Контексты

  • Личная жизнь – Мир человека (повседневные дела: покупки, приготовление пищи, игры, здоровье и др.)
  • Образование/профессиональная деятельность – Мир профессий (школьная жизнь и трудовая деятельность, включают такие действия, как измерения, подсчеты стоимости, заказ материалов, например, для построения книжных полок в кабинете математики, оплата счетов и др.)
  • Общественная жизнь – Мир социума (обмен валюты, денежные вклады в банке, прогноз итогов выборов, демография)
  • Научная деятельность – Мир науки (рассмотрение теоретических вопросов, например, анализ половозрастных пирамид населения, или решение чисто математических задач, например, применение неравенства треугольника).

Характеристики задания

1. Три основные характеристики:

1) область содержания
2) когнитивный процесс
3) контекст

2. Дополнительные характеристики:

4) уровень сложности задания (от 1 до 3)
5) формат ответа (множественный выбор, краткий ответ, развернутый ответ)
6) описание задания («объект оценки», проверяемое умение)
7) Оценка (1 балл или 2 балла)

3. Формирование Математической грамотности. Что важно?

  • системность формируемых математических знаний, о необходимости теоретической базы
  • формировать готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира - погружать в реальные ситуации (отдельные задания; цепочки заданий, объединенных ситуацией, проектные работы)
  • создавать опыт поиска путей решения жизненных задач, учить математическому моделированию реальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные
  • развивать когнитивную сферу, учить познавать мир, решать задачи разными способами
  • формировать компетенции: коммуникативную, читательскую, информационную, социальную
  • развивать регулятивную сферы и рефлексию: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы (вычисления, построения и пр.), контролировать процесс и результат, выполнять проверку на соответствие исходным данным и правдоподобие, коррекцию и оценку результата деятельности.

Модуль «Естествоннонаучная грамотность»

«Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

  • научно объяснять явления;
  • понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов» (Определение PISA).

Средство оценки естественнонаучной грамотности – специальные задания, “know how” PISA.

Основное требование к заданиям по оцениванию ЕНГ.

Задания направлены на оценку компетенций, характеризующих Естественнонаучную грамотность, и основываются на реальных жизненных ситуациях.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ И ТИПЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

  • Содержательное знание, знание научного содержания, относящегося к физическим системам (физика и химия), живым системам (биология) и наукам о Земле и Вселенной (география, геология, астрономия).
  • Процедурное знание, знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также стандартных исследовательских процедур.

Области содержания естественнонаучной грамотности, которые можно включить дополнительно для изучения в 4-ом классе.

  • свойства металлов (электропроводность, теплопроводность) и связывать эти свойства с использованием металлов.
  • способы увеличения скорости растворения вещества в данном количестве воды (повышение температуры, перемешивание, увеличение площади поверхности) и сравнивать концентрации двух растворов с разным количеством растворителя или растворяемого вещества.
  • наблюдаемые превращения веществ, в результате которых образуются новые вещества с другими свойствами (гниение, горение, ржавление, варка).
  • знакомые физические явления (образование тени, отражение, радуга) со свойствами света.
  • колеблющиеся объекты могут создавать звук.
  • магниты имеют северный и южный полюсы и что одноименные полюсы отталкиваются, а разноименные притягиваются.
  • электрическая энергия в электрической цепи может быть преобразована в другие формы энергии, например, свет и звук.
  • для работы простых электрических систем, например, ручного фонарика, необходима замкнутая электрическая цепь.
  • действие сил (толкает, тащит) может изменять движение объекта, и сравнивать действие сил разной величины, когда они направлены в одном и том же или противоположных направлениях.
  • гравитация – это сила, которая притягивает объекты к Земле.
  • сила трения действует против направления движения.

Три основные компетенции, характеризующие естественнонаучную грамотность.

  • Объяснение или описание естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений.
  • Понимание особенностей естественнонаучного исследования.
  • Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

КОНТЕКСТЫ

Контекст – тематическая область, к которой относится описанная в вопросе (задании) проблемная ситуация. Контексты в PISA:

  • здоровье;
  • природные ресурсы;
  • окружающая среда;
  • опасности и риски;
  • связь науки и технологий.

При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней: личностном (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями), местном/национальном или глобальном (в котором рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).

Модель заданий по оцениванию естественнонаучной грамотности

Задания, как правило, основаны на проблемном материале, включающем текст, графики, таблицы и связанные с ними вопросы. В свою очередь, каждый из вопросов в составе этих заданий классифицируется по следующим категориям:

  • умение, на оценивание которого направлен вопрос;
  • тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в вопросе (содержательное, процедурное);
  • контекст;
  • познавательный уровень (или степень трудности) вопроса.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УРОВНИ

Трудность любого вопроса – это сочетание его собственной интеллектуальной сложности (т.е. сложности требуемых мыслительных процедур) и объема знаний и умений, необходимых для выполнения задания. Выделяются следующие познавательные уровни:

Низкий

Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.

Средний

Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.

Высокий

Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.

См. продолжение программы

Список источников информации

  1. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 2/ Г.С.Ковалёва и др.; под ред. Г.С.Ковалёвой, Л.О.Рословой. – М.; Спб.: Просвещение, 2020. – 79 с.: ил. – (Функциональная грамотность. Учимся для жизни.
  2. PISA 2021 Mathematics Framework (First Draft ). For Official Use
  3. Результаты международного исследования PISA 2015 (краткий отчет на русском языке). Публикации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_pub.html (дата обращения: 20.02.2018).
  4. Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования. Публикации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centeroko.ru/timss15/timss15_pub.htm (дата обращения: 20.02.2018).
  5. Примеры заданий по математической грамотности, которые использовались в исследовании PISA в 2003-2012 годах. Публикации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_pub.html (дата обращения: 20.02.2018).
  6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.] ; под ред. А.Г.Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. 
  7. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) М.: Академия, 2003. – 128 с.
  8. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003. — 280 с. — (Учебник XXI века).
  9. Каменская О.Л. Текст и коммуникация. М., 1990.
  10. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA–2000. М.: Логос, 2004. Часть I. Грамотность чтения. Часть 2. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе [Электронный ресурс]. URL: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200501401 (дата обращения: 01.07. 2019).
  11. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М., 2001.
  12. Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / ред. И.Д.Фрумин. М.: Изд. дом ГУ–ВШЭ, 2010.
  13. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA 2000 / ред. Г.С.Ковалева. М.: Логос, 2004.
  14. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс: Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением) / Г.С.Ковалёва, И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, М.Ю.Демидова, Л.Ф.Иванова, Л.О.Рослова, Е.Л.Рутковская, Л.А.Рябинина, Т.Ю. Чабан.; под ред. Г.С.Ковалёвой , Е.Л.Рутковской. – М.: Спб., Просвещение, 2014. – 151 с. + 1 электрон.опт. диск (CD –ROM). – (ФГОС: оценка образовательных достижений)
  15. Текст. Интертекст. Культура: Сб. докладов международной научной конференции (Москва, 4–7 апреля 2001 года). М., 2001.
  16. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению // Центр оценки качества образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.centeroko.ru/public.html#pisa_pub 11.Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М. И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. 2007. № 4. С. 240–266.
  17. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 284–300.
  18. Язык – система. Язык – текст. Язык – способность. М., 1995.
  19. Common European framework of reference for languages: learning, teaching, assessment // Council of Europe. Language Policy Unit, Strasbourg [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/16802fc1bf
  20. PISA 2018. Draft Analytical Frameworks // OECD [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf
  21. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: учебная программа. 2 –4 классы.
  22. Федин С. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы.
  23. Гловели Г. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс.
  24. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы.
  25. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2–4 классы.
  26. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы.
  27. Авдеенко Н.А., Денищева Л.О., Краснянская К.А., Михайлова А.М., Пинская М.А. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ // Вопросы образования. 2018. No 4. С. 282-304.
  28. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. (2009) Психология креативности. М.: Когито-Центр.
  29. Фрумин, И.Д., Добрякова, М.С., Баранников, К.А., Реморенко, И.М. (2018). Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ. URL: https://publications.hse.ru/books/2289885384.
  30. ЧиксентмихайиМ. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений [Пер. с англ. И.Ющенко]. – М.: Карьера Пресс, 2018.
  31. Amabile, T. (1983), “The social psychology of creativity: A componential conceptualization”, Journal of Personality and Social Psychology, Vol.45/2, pp. 357-376.
  32. World Economic Forum (2016) New Vision for Education: Fostering Social and Emotional Learning through Technology. https://www.weforum.org/ reports/new-vision-for-education-fostering-social-and-emotional-learning-through-technology
  33. Chen, C., Himsel, A., Kasof, J., Greenberger, E., Dmitrieva, J. (2006), “Boundless creativity: evidence for the domain generality of individual.