Знакомство с русским народным костюмом

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: русский народный костюм


Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с бытом и традициями русского народа.
  • продолжить рассказывать о русском костюме, познакомить детей с символикой в украшении костюма.

Развивающие:

  • расширить кругозор, развивать любознательность, внимание, сосредоточенность при рисовании, развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к прошлому русского народа.
  • поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с гостями.
  • обогащать и активизировать словарь детей: сарафан, кокошник, лапти, орнамент. Просмотр слайдов «Русский народный костюм»

Ход занятия

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам кто-то в гости идет. (Вносит куклу в русском костюме, говорит от имени куклы)

Кукла: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Воспитатель: Какая интересная гостья к нам пожаловала! И одета чудно, здоровается по - особенному

- Никто из вас не догадался, откуда она к нам пришла?

- Давайте спросим у куклы, откуда она пришла.

Дети: Откуда вы пришли, дорогая?

Кукла: Я пришла к вам из прошлого, из Древней Руси.

Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора. Женщин на Руси звали «сударынями», а мужчин - «сударями».

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как зовут нашу гостью? Спросите вежливо куклу как её зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.

Дети: Как вас звать, сударыня?

Кукла: Меня зовут Марьюшка-свет Васильевна.

Воспитатель: Что можно сказать про имя куклы, какое оно?

Дети: Красивое, ласковое, нежное, доброе.

Воспитатель: Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки. Какого цвета у нее волосы? Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.

Воспитатель: О русских девушках говорили, что у них волосы как лен, сами как лебедушки, а глаза васильковые.

Дети: Одета она в белую рубаху и сарафан до пят, на ногах - лапти плетенные, волосы у Марьюшки в косу заплетены.

Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор кокошник. (Показ уборов бумажных, а затем на портретах женщин).

Кукла: Вы заметили, какой интересный узор вышит на моей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл. Например, (показ и рассматривание иллюстраций) знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Другой знак-засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный - благополучие, хорошую жизнь; желтый- тепло и ласку; синий богатство, радость.

Воспитатель: Посмотрите и в костюме нашей гостьи есть эти цвета. (Рассматривают костюм)

Воспитатель: Давайте с вами попробуем нарисовать узоры на сарафанах и рубахах для нашей гостьи. (Работа за столами)

Физкультминутка: рисовали, рисовали, (симметричные круговые движения руками). Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка). А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку). И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук).

Воспитатель: Теперь, давайте поиграем в игру «НАЙДИ И ПОКАЖИ». Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной одежде, кто отгадает, тот показывает одежду.

Каждый день поутру надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам?
Она зовется (Сарафан)

Он украшает голову, на цветок похож.
Весь расшит узорами, уж очень он хорош.
А зовут такой убор (Кокошник)

Что же это за одежда:
С четырьмя отверстиями.
В одно входишь,
А в три выходишь. (Рубаха)

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди
И плели из лыка.
А чтоб с ножки не спадали,
Их веревкой привязали. (Лапти)

Дидактическая игра: «Народная мудрость»

  • «Труд человека кормит, а лень портит»
  • «Без труда не вытащить и рыбки из пруда»
  • «Вся семья вместе, так и душа на месте»
  • «Без беды друга не узнаешь»
  • «Друг познается в беде»

Воспитатель: Посмотрите на нашу выставку книг и вспомните какие русские народные сказки вы знаете? «Крошечка-Хаврошечка», «Солнце, месяц и Ворон Воронович», «Лисичка со скалочкой», «Про Иванушку дурачка и др.»
Воспитатель: в характере русского человека всегда отмечали такие черты как жизнерадостность. Да, на самом деле, люди любят повеселиться, поэтому придумывали различные игры. Игра «Веселая карусель» Это тоже русская народная игра. Давайте поиграем в эту игру. Становитесь скорей вокруг карусели, да держитесь крепче за ленточки.

Продолжаем мы веселье,
Все бегом на карусели.

К обручу привязаны ленты. (Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другую. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст):

Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и началась игра.

Воспитатель: А теперь, попрощайтесь с гостьей, ей пора возвращаться, но она непременно к нам еще заглянет и проверит, узнали ли вы что-нибудь о русском человеке и о традициях нашего народа.