Суффиксы-работяги

Разделы: Русский язык, Руководство учебным проектом

Ключевые слова: суффиксы


Выполнил: Сулейманов Т.Р.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема - обилие суффиксов в русском языке.

Актуальность.

В русском языке много суффиксов и не все из них объясняются правилами орфографии. Написание некоторых вообще не даётся в школьной программе, в этом случае приходится их запоминать.

Объект исследования - лексика письменной речи.

Предмет исследования - суффиксы в словах русского языка.

Цель исследования - изучение суффиксов разных частей речи.

Задачи исследования:

  1. познакомиться с суффиксами разных частей речи;
  2. изучить материал, связанный с правописанием этой морфемы;
  3. выявить секреты русского словообразования, связанные с аффиксацией в русском языке и неоправданным обращением к суффиксам субъективной оценки.

Методы исследования.
В ходе работы над исследованием были применены следующие методы: изучение литературы по теме, анализ, сравнение, обобщение.

Временные рамки исследования: сентябрь 2020г. - январь 2021г.

Место проведения работы: МБОУ СОШ № 64 г. Красноярска.

Гипотеза - правописание суффиксов должно подчиняться определённым правилам.

Теоретическая значимость: систематизация материала по теме «Правописание суффиксов разных частей речи».

Практическая значимость данной работы заключается в её направленности на усвоение знаний о правописании суффиксов.

ГЛАВА I. СУФФИКС КАК МОРФЕМА

1.1.Понятие слова «суффикс»

Суффикс (лат. suffixus - "прикреплённый") - «служебная морфема, занимающая в основе слова позицию после корня и служащая для образования новых слов (словообразующие суффиксы) и форм того же слова (формообразующие суффиксы)». [1]

Главная задача суффиксов - создавать слова с новым значением. Например, лес - это деревья, а лесник - это мужик, который их стережет. Слово «лесник» образовалось с помощью суффикса -ник-.

Береза - это дерево. Березка - маленькое дерево, березонька - тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов -к-, -оньк-.

Чтобы найти суффикс, нужно выделить окончание и корень. Эта морфема располагается между ними.

«Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в голове процесс образования слова». [2]

Например, слово «учительница». На первый взгляд кажется, что здесь суффикс -тельниц- , потому что корень -уч- (от глагола «учит»).

Посмотрим на словообразовательную цепочку: учит - учитель (с помощью суффикса -тель-) - учительница (с помощью суффикса -ниц-).

Получается, тут два суффикса: -тель- и -ниц-.

  1. Николина Н.А. Школьный словарь лингвистических терминов.
  2. Морозов Алексей. Суффикс - что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают. https://yandex.ru/turbo/vsvoemdome.ru/s/obrazovanie/suffiks-chto-eto-takoe

1.2. Словообразовательные суффиксы

Словообразовательный суффикс - словообразовательная морфема, стоящая после корня, которая служит для образования новых слов.

«Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь именно с помощью них образованы однокоренные слова русского языка: читать - чита-тель; опыт - опыт-н-ый.

Эти суффиксы - великие строители слов. Ведь с их помощью образовано большинство слов.

Например, остановимся на словообразовательных суффиксах существительных. Среди них встречается много суффиксов, обозначающих человека какой-то профессии: -арь, -тель, -ник, -ниц- и ер (суффикс - иностранец пришел к нам из французского вместе с заимствованными словами): аптек-арь, ток-арь, библиотек-арь, учи-тель, спаса-тель, преподава-тель, уче-ник, защит-ник, шут-ник, уче-ниц-а, учи-тель-ниц-а, грав-ер, дириж-ер, билет-ер, дизайн-ер.

Суффиксы -арь, - тель. -ник, -ер могут обозначать и предметы, это второе значение этих суффиксов (фон-арь, учеб-ник, выключа-тель, тренаж-ер).

Но есть и такие суффиксы, которые «создали» несколько слов и больше не «работают» - «ушли на пенсию», например, - ух и -юх: пет-ух, кон-юх.

Итак, роль словообразовательных суффиксов очень велика, потому что именно с их помощью образованы все однокоренные слова русского языка. Они принимают участие в формировании лексического значения слова. Например, учить - ученица - учеба - учебник.

1.3.Формообразующие суффиксы

«Формообразующие суффиксы - это суффиксы, которые служат для образования форм слов и выражают только грамматические значения. Функционально очень близки к окончанию. Не входят в основу. Обладают более абстрактным значением по сравнению со словообразующими суффиксами. Они не принимают участия в формировании лексического значения слова». [4]

Формообразующим суффиксом называют тот суффикс, благодаря которому появляются новые формы слова от данного. В отличие от окончания, такие суффиксы не выражают грамматических значений, то есть падежа, рода или числа и служат для того, чтобы выразить время, степень сравнения или наклонения. Формообразующие суффиксы не участвуют в оформлении синтаксической связи слова, то есть не служат средством согласования или управления.

В основном, данные суффиксы представлены в формах глагола - инфинитива, повелительного наклонения, прошедшего времени, деепричастной и причастной формы.

Так же данные суффиксы встречаются в сравнительной степени наречия, прилагательного и множественного числа существительных.

«Формообразующие (словоизменительные) образуют:

  • ст. сравн. прилагательных и наречий на (-о, -е: -ее, -ей, -е, -ше, -же, -ейш-, -айш-): добр-ее; краш-е; боль-ше; глуб-же; прекрасн-ейш-ий - прекрасн-ейш-е; глубоч-айш-ий - глубоч-айш-е;
  • прош. вр. глаголов (-л- и нулевой): сиде-л; помог-Ø;
  • н. ф. глагола (-ть, -ти): писа-ть; нес-ти;
  • повелит. накл. глаг. (-и, Ø) : дыш-и; нес-и; играй-Ø; залезь-Ø;
  • действ. прич. (-ущ-, -ющ, -ащ- -ящ-, -вш-, -ш-): тряс-ущ-ий, бега-ющ-ий, молч-ащ-ий, лет-ящ-ий, лежа-вш-ий, нёс-ш-ий;
  • страдат. прич. (-ем-, -им-, -ом-, -нн-, -енн-, -т-): обожа-ем-ый, нелюб-им-ый,
  • нес-ом-ый, размеша-нн-ый, предвид-енн-ый, сби-т-ый;
  • деепричаст. (-а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в, -вши-, -ши-): держ-а, сгиба-я-сь, буд-учи, игра-ючи, организова-в, нагну-вши-съ, запер-ши-съ;
  • мн.ч. существительных (-ес-, -ер-, -ен-, -й-): неб-ес-а, чуд-ес-а, тел-ес-а, слов-ес-а; мат-ер-и, доч-ер-и; врем-ен-а, им-ен-а; лист - [л'ис'т'-й'-а]; сын - сын-ов-[-й'-а] Указанные суффиксы образуют отдельные слова и формы, но в основу не входят». [5]

ГЛАВА II. СУФФИКСЫ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

2.1. Суффиксы существительных

В русском языке существует множество суффиксов. И у каждого из них есть своё значение. Суффиксы существительных в основном имеют значение частей тела (пузан), лица (грубиян, силач), профессии (учитель), предметов (резец), самок и детёнышей животных (котёнок), явлений природы ( буран), помещения, места (коровник). Есть суффиксы со значением действия (цветение, спасение, грохот); отвлеченного признака (быстрота, доброта, нищета). [6]

Суффиксов существительных больше, чем суффиксов других частей речи. (Приложение 1)

2.2. Суффиксы прилагательных

Суффиксы прилагательных в основном имеют значение принадлежности к чему-либо (матросский, городской), признака или свойства (клюквенный, утренний, традиционный), состояния, подверженности действию, результата действия или характеризуемости действием (заливной, медленный, усиленный, влюблённый).

Суффиксы данной части речи могут обозначать географические названия (кубинский, пензенский), принадлежность предмета лицу или животному (дедов, слесарев) , предназначение для помещения (дровяной, платяной). [6]

Суффиксов прилагательных в два раза меньше, чем суффиксов существительных. (Приложение 2)

2.3. Суффиксы глаголов

Большинство глагольных суффиксов имеет разное значение: становиться кем-нибудь, каким-нибудь, быть таким, каким называет исходное слово (стареть, звереть, темнеть, богатеть, хорошеть), заниматься деятельностью, обнаруживать склонность к какой-либо деятельности (попрошайничать, обезьянничать, садовничать), мгновенности, моментальности (слепнуть, ахнуть, цокнуть), осуществлять что-либо, находиться в каком-нибудь состоянии или предаваться какой-нибудь деятельности (торговать, тосковать, горевать, воровать, блаженствовать, бесчинствовать, безмолвствовать), внутреннего состояния субъекта, настроения, переживания ( радоваться, интересоваться). [6]

6. Значения суффиксов. http://project.karelia.ru/atlant/help/suf_ref.htm

Суффиксов глаголов в два раза меньше, чем суффиксов прилагательных. (Приложение 3)

Суффиксы -и-, -ся- (-сь-) имеют больше значений, чем суффиксы других частей речи.

2.4. Суффиксы наречий

Суффиксов наречий меньше, чем суффиксов других частей речи. (Приложение 4) Данную морфему встречаем в наречиях со значением оценки действия (певуче, сильно, стремительно, снова, умоляюще, растроганно, смягчающе, взволнованно). [6]

ГЛАВА III>. СЕКРЕТЫ РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

3.1. Возможности аффиксации в русском языке

Среди других языков русский язык выделяется богатством словообразовательных суффиксов. Сравним: глаз - глазик - глазишко - глазище; нога - ножища - ножка - ножонка - ноженька. В одних словах отражена положительная оценка предметов (старушка, старичок, девчушка), в других - отрицательная (старушенция, старикан, деваха). Одни звучат ласково, другие - иронически, пренебрежительно).

Существуют суффиксы, указывающие на размеры предметов и отражающие отношение к ним говорящего: детина, ручища, детина, громадина; деточка, малюсенький, крохотный. Слова с уменьшительным суффиксом часто получают ласкательный оттенок: малюсенький домик, крошечная девчушка.

«Выразительность и напевность, неповторимый русский колорит придают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами произведениям устного народного творчества. Нежное и любовное отношение русского народа к героям сказок выражается уже в их названиях: «Снегурочка», «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Аленький цветочек» … [7]

Уменьшительно-ласкательные суффиксы обильно используются и в народных песнях. Недаром их относят к разряду поэтических морфем: «Сизый голубочек сидел на дубочке, очи его ясны, брови его черны, личико его беленько…».

«Многие поэты широко используют этот приём, стилизуя свои произведения под народную поэтику». [7] Например, И.Северянин с помощью форм субъективной оценки передает особенности детской речи: В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка, /У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, - /Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю».

Некоторые суффиксы могут придать слову шутливую окраску (книженция, бумаженция); оттенок пренебрежения (солдатня, матросня, пацаньё). Можно суффиксы субъективной оценки нанизывать, в результате чего получится удвоение, утроение: крохотулечка, духотища, срамотища.

«Суффиксы создают богатейшие возможности для варьирования слов при употреблении не только существительных и прилагательных, но и других частей речи, например: многовато, маленечко, столечко, рядком, давненько, вприсядочку, никогошеньки, ничегошеньки, баюшки, баюнюшки, охохонюшки, нетушки, спасибочко». [8]

«Современные авторы широко используют разговорные и просторечные словообразовательные модели, чтобы отразить речь героев:

Вот это везуха! (Ф.Абрамов)

Массы карусельно несущейся воды. (В.Катаев)
Есть словообразовательные модели, которые тяготеют к жаргонной стихии и придают речи грубую окраску (братва, общак) и подобные.

Некоторые существительные со значением лица, особенно часто встречающиеся в диалогах, утратили оттенок пренебрежительности и получили положительное оценочное значение. Например:

Девчонка одна мне понравилась.
Мой мальчишка скоро из армии возвращается.
Такие слова в разговорном стиле звучат нейтрально.
Встречается неправильная аффиксация, например:
Служение муз не терпит суетни

Если автор решил напомнить слова Пушкина, то надо было его цитировать точно: не суетни, а суеты. Такое словообразование не украшает нашу речь». [8]

3.2. Неоправданное обращение к суффиксам субъективной оценки

«Несмотря на нейтрализацию («опрощение») слов с суффиксами субъективной оценки, мы не можем пренебрегать стилистическим значением уменьшительно - ласкательных слов. Представьте себе юношу атлетического сложения, который говорит:

Головка болит, ножку подвернул, гоняя мячик на футбольном поле; немножечко хромаю». [8]

Смешно сказано. Речь идёт не о размерах предметов, не выражается к ним и нежное отношение. Выходит, что обращение к экспрессивно - окрашенным словам не оправдано.
Иногда употребление слов с суффиксами субъективной оценки обусловлено ложным представлением о «вежливом стиле». Такое явление наблюдается в речи героев М.А.Булгакова: «А я с вами по дельцу пришёл потолковать. Вы … э … дайте нам вообще закусочку …». [8]

Предпочтение словам с «ласковыми» суффиксами бывает продиктовано приниженным положением говорящего, боящегося получить отказ от того, к кому он обращается. В советские времена приходилось слышать:

«Будьте добры, колбаски полкило!
Два билетика, прошу вас!
Будьте любезны, подайте два салатика и две сосисочки». [8]

Если в советские времена, чтобы расположить к себе чиновников, даже продавцов, люди старались обращаться к ним с притворно - вежливыми словами, то сейчас эти «ласковые» слова оцениваются как «мещанизмы», мелкие (ср. шутку: Вот горчичка, вот перчик, кушай, мой пенсионерчик!)

Мы видим, что стилистика даёт подобной аффиксации отрицательную оценку. Только вот журналист может в фельетоне употребить оценочные суффиксы, чтобы придать тексту насмешливо-иронический оттенок:

«Ну до чего же все хорошие! До чего красивые и опрятные! И вон тот, который старушку локотком отодвинул, а сам вместо неё в автобус влез». [8]

ГЛАВА ΙV. ВЫВОДЫ

Познакомившись с суффиксами разных частей речи, изучив материал, связанный с правописанием этой морфемы, проанализировав его, выявив секреты русского словообразования, связанные с аффиксацией в русском языке и неоправданным обращением к суффиксам субъективной оценки я пришёл к следующим выводам.

Выдвигая гипотезу, что правописание суффиксов должно подчиняться определённым правилам, понял, что на на­пи­са­ние того или иного суф­фик­са вли­я­ют раз­лич­ные факторы:

- часть речи, в которой он употреблён;

- способ образования слова;

- ударная или безударная позиция;

- пишется после шипящих или нет;

- какого рода слово с пропущенной буквой и так далее.

Поэтому единых правил нет, все суффиксы пишутся по особым правилам.

При помощи сравнения данной морфемы разных частей речи выявлено, что имена существительные по богатству и разнообразию суффиксов превосходят остальные части речи. На втором месте по обилию данной морфемы занимают прилагательные.

Обобщив изученный материал, считаю, что суффиксы играют важную роль в русском языке. Они не только помогают более точно выразить свои мысли, но и придать речи нужную эмоциональную окраску. Суффиксы показывают отношение говорящего к тому, о чем он сообщает. Это отношение может быть положительным, отрицательным, грубым, ласкательным или насмешливым.

Систематизация изученного мною материала по теме «Правописание суффиксов разных частей речи» помогла мне повысить уровень грамотности.

Библиография и интернет-ресурсы

1.Николина Н.А. Школьный словарь лингвистических терминов.

2.Морозов Алексей. Суффикс - что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают. https://yandex.ru/turbo/vsvoemdome.ru/s/obrazovanie/suffiks-chto-eto-takoe

3. Топаз Наташа. Доклад на тему: Роль суффиксов и приставок в русском языке. https://pandia.ru/text/80/367/34249.php

4. Лана. Суффикс как служебная морфема. http://book-science.ru/humanities/linglang/morphology/suffiks-kak-sluzhebnaja-morfema.html

5. Бингоскул. Суффикс в русском языке. Справочник. https://bingoschool.ru/manual/suffiks-v-russkom-yazyike/

6. Значения суффиксов. http://project.karelia.ru/atlant/help/suf_ref.htm

7. С.И. Львова. Секреты русского словообразования. - М: Изд. «Мнемозина», 2011. - стр.15-16, стр. 227.

8. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Занимательная стилистика. Как мы говорим. А как мы пишем!.. Издательство «АСТ. Мир и Образование», Москва, 2018, стр. 187-190.