Методическая разработка «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы режиссуры кино и телевидения"»

Разделы: Дополнительное образование


Пояснительная записка

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы режиссуры кино и телевидения»  разработана согласно требованиям следующих документов:

  • Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепции развития дополнительного образования учащихся (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования учащихся» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
  • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 19.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию (Распоряжение Комитета по образованию от 01.03.2017 г. № 617-р);
  • Устава ГБУ ДО ЦТТ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга;
  • Образовательной программы ГБУ ДО ЦТТ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
  • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы режиссуры кино и телевидения» относится к технической направленности и имеет смежную художественную направленность.

Уровень освоения — общекультурный.< /p>

Актуальность программы

Программа предназначена для подростков, желающих познакомиться с основами профессии режиссёра кино и телевидения и получить навыки создания короткого видеофильма.

Цифровая видеотехника с каждым годом становится более доступной для обычного пользователя, желание снимать свои собственные истории и выкладывать получившийся результат в социальные сети в настоящее время становится всё более актуальным и увлекает подрастающее поколение. Данная программа призвана помочь подросткам в осуществлении подобных желаний, их видеоистории будут выстроены более грамотно и правильно смонтированы, а учащиеся в процессе увлекательной работы получат первоначальные навыки работы по профессии режиссер, оператор, монтажер и актер.

Данная программа включает в себя: основы теории режиссуры кино, написание сценариев, анализ фотографии (кадра), взаимодействие с актёрами на сценической площадке, перенос полученных навыков работы в съёмочный процесс и знакомство с монтажной программой.

Отличительные особенности программы

При разработке и составлении программы авторы опирались на самостоятельно разработанные диагностические, дидактические материалы по темам программы.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы режиссуры кино и телевидения» предназначена для учащихся 13-17 лет, которые заинтересованы в получении определённых знаний, умений и навыков в области режиссуры.

В данном возрасте у учащихся проявляется интерес к творчеству, который можно сочетать с освоением информационных технологий. Программа ориентирована на эффективное решение актуальных задач подросткового периода, таких как: обеспечение самоопределения личности и развитие творческого потенциала, овладения основами профессии (в области кино и телевидения), в том числе навыками работы со съемочной аппаратурой и компьютерными программами обработки видеоматериала.

Объем и сроки реализации образовательной программы:

Срок реализации программы: один учебный год — 72 часа.

Цель программы: Развитие индивидуальных творческих способностей, самореализация личности учащегося на основе формирования интереса к художественно-техническом творчеству в процессе овладения основами кинорежиссуры.

Задачи программы:

Обучающие:

  • сформировать представления о фильме как о произведении искусства;
  • сформировать навыки восприятия и анализа фильма;
  • способствовать появлению навыков донесения до зрителя основного режиссёрского замысла;
  • способствовать расширению зрительского опыта, формированию художественного вкуса и интересов в области кино;
  • изучить этюд как форму творческого мышления;
  • рассмотреть понятие «жанр», его разновидности в экранных произведениях;
  • сформировать представление о художественном угле зрения на события;
  • научить анализировать приемы воплощения идеи;
  • сформировать умение превратить замысел в сценарий, перейти от сценария непосредственно к съёмкам фильма;
  • получить навыки работы в монтажной программе;
  • научиться за счёт музыки, монтажа и цветокоррекции превращать отснятый материал в законченное художественное произведение.

Развивающие:

  • способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, коммуникативности и коммуникабельности;
  • способствовать развитию интеллектуальных способностей учащегося (концентрации внимания, памяти, мышления, воображения, речи);
  • способствовать развитию личностных качеств (активность, уверенность), способствующих повышению психической устойчивости ребенка в условиях съёмочного процесса и адаптации его к жизни в коллективе.

Воспитательные:

  • создать условия для активного и благополучного участия детей в командной работе, воспитывать чувство общности, чувство уважения к чужому труду, культуру общения в коллективе;
  • воспитывать наблюдательность, самостоятельность, ответственность, аккуратность при выполнении заданий.

В предлагаемой программе дается возможность удовлетворить желания юных режиссеров:

  • познакомиться с основами режиссуры кино и телевидении;
  • познакомиться с такими категориями в кинематографе, как: композиция, ракурс, глубина кадра, пейзаж и портрет человека в кадре.
  • познакомиться с современными способами обработки отснятого материала;
  • снять собственное интересное кино.

Условия реализации программы:

Набор учащихся в группы проводится в начале учебного года. Принимаются все желающие на основании заявлений законных представителей. Допустимо комплектование разновозрастных групп. Возможен дополнительный набор учащихся на основании собеседования.

Группы формируются из школьников возраста 13-17 лет. Количество учащихся в группе — 15.

Особенности организации образовательного процесса

Формы проведения занятий: Лекция-беседа, игра, тренинг, презентация, творческая мастерская, открытое занятие, творческая встреча.

Занятия рекомендуется проводить в смешанной форме: лекционно-практической и практической (выполненное задание разбирается с точки зрения теории и практики). Выполненное задание (этюд на площадке, снятое видеозадание анализируются сразу же на основе теоретической базы «здесь и сейчас», так как в подростковом возрасте теория редко связывается с практикой, а режиссура — это, прежде всего, практика).

После выполнения обязательных заданий в аудитории (этюды, постановки рассказов), учащиеся выполняют индивидуальные задания (съёмка), темы которых определяются программой.

Практические задания в аудитории проводятся под контролем преподавателя; индивидуальные занятия, выполненные самостоятельно, затем анализируются с преподавателем и учащимися, после чего проводится обсуждение, исправление ошибок и переработка отснятого материала.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

Фронтальная работа (со всеми учащимися одновременно: беседа, показ, объяснение), коллективная (организация творческого взаимодействия между всеми учащимися одновременно: репетиция, постановочная работа), групповая форма работы (работа в малых группах),  индивидуальная работа (работа над индивидуальными проектами).

Материально-техническое обеспечение программы:

1. Просмотровый экран, проектор.

2. Театральное пространство (зал), для репетиций и показов, что включает в себя: кулисы, 2 стола, стулья, а также музыкальное оборудование: проигрывающая аппаратура с колонками.

Требования к персональным компьютерам, аппаратуре и программному обеспечению:

  • Персональный компьютер — 15 шт.
  • Оперативная память не менее 8 Гб.
  • Устройство ввода изображения — сканер
  • Звуковая карта с оперативной памятью минимум 2 ГБ
  • Монтажная программа (Pinnacle Studio, Adobe Premier CC 2019) *
  • Фотоаппараты (1-2)
  • Штативы и штативные головки.
  • Компьютеры должны быть подключены к Интернету.

* Педагог, реализующий программу, может использовать другое аналогичное программное обеспечение.

Планируемые результаты освоения программы:

Предметные результаты:

По результатам освоения программы учащиеся:

  • познакомятся с общими основами теории кино и телевидения, особенностями работы режиссера, оператора, звукорежиссера, актера театра и кино;
  • смогут анализировать и оценивать произведения киноискусства, определять жанр произведения;
  • научатся использовать полученные теоретические знания и практические навыки для самостоятельной работы при съёмке видеосюжетов;
  • научатся писать сценарии к видеофильмам, обрабатывать видео и звук;
  • научатся создавать «от замысла до показа» короткие видеофильмы как законченное художественное произведение.

Метапредметные результаты:

Учащиеся:

  •  познакомятся с основными элементами творческой деятельности: познание, преобразование, создание;
  •  научатся наблюдать окружающий мир, анализировать его закономерности и использовать результаты этого анализа в создании художественного образа;
  • приобретут способность находить с большой степенью самостоятельности новые знания, творческий опыт, используя современные образовательные и информационные технологии;
  •  разовьют способности применять для воплощения творческих замыслов знания общих основ теории кино и телевидения.

Личностные результаты:

  • развитие личностных качеств (активность, уверенность), способствующих повышению психической устойчивости ребенка в условиях съёмочного процесса и адаптации его к жизни в коллективе;
  • умение объективно оценивать свою и чужую творческую работу;
  • умение выполнять организаторские функции;
  • навыки успешной работы в команде (репетиции, съемочный процесс, совместный просмотр).

Календарно-тематическое планирование

Методические рекомендации

Методической особенностью обучения в программе является личностно-ориентированная технология обучения, т.е. используются педагогические приемы, принципы, методы и формы для реализации творческого потенциала каждого учащегося.

При работе с детским коллективом режиссёру-педагогу необходимо найти здравый баланс между профессиональными требованиями к работе учащихся и воспитательной составляющей педагогического процесса. Нельзя забывать о том, что цели и задачи, стоящие перед педагогом, прежде всего, воспитательного характера, а не художественного.

Несомненно, работа с режиссёрами-детьми требует большего вложения сил и терпения от педагога, нежели работа со взрослыми учащимися. Основная проблема заключается в том, что учащиеся не могут работать самостоятельно над роликом, короткометражным фильмом. Но надо помнить, что юные режиссёры не умеют работать самостоятельно не по злой воле: не учили, не требовали. Нужно постепенно, планомерно приучать учащихся к ответственности по отношению к собственному и общему коллективному делу. Шаг за шагом, задание за заданием необходимо привести учащихся к осознанию того, что без их собственного вклада в процесс создания кинопроизведения, работа над ним не продвинется далеко.

Педагогу, работающему с режиссёрами-детьми, безусловно, необходима очень высокая степень самоорганизации, потому что бесполезно пытаться добиться её от учащихся, не обладая ею самому. Начинать следует с малого — быть строго последовательным в своих действиях и требованиях. Давая задание учащимся, добиваться результата, не упускать мелочей, ведь они, накапливаясь понемногу, выливаются впоследствии в большие проблемы на уровне коллективного творчества и воплощения задуманного.

Но учащимся необходимо усвоить, что истинный успех решает взаимосвязь самостоятельной работы с общей. Репетиция — как этап, толчок вперёд, определение направления, проверка усвоенного, соединение частей, выработка генерального плана — должна быть подготовлена самостоятельной работой учащихся.

Конечно, педагог не может применять к учащемуся объединения такие же требования, как к профессионалу. Учащиеся, не привыкшие к серьёзной творческой работе, быстро устают от множества повторений в процессе репетиций, их внимание, ещё очень неустойчивое, постоянно переключается с объекта на объект. В подобных ситуациях педагогу необходимо проявить гибкость: с одной стороны, учащимся нужно сменить вид деятельности, с другой — не отклониться от поставленных задач на конкретный момент процесса обучения. В данном случае необходим симбиоз педагогически-режиссёрских решений: например, вместо очередного повтора репетируемого эпизода спектакля, дать учащимся этюд на сходную ситуацию.

После просмотра и разбора этюда уже можно будет вернуться к чистке эпизода безо всякого урона репетиционному процессу, и даже, наоборот, зачастую именно в таких этюдных заданиях рождаются неожиданные творческие находки, режиссёрские приспособления.

Никогда не следует пренебрегать процессом объяснения, какого-либо понятия, момента, действия. Пусть это займёт немного больше времени, чем рассчитывал педагог, пусть это объясняется даже не впервые, но, поверьте, освоение осмысленного, понятого материала в любом случае будет проходить быстрее и легче, нежели механическое заучивание того, что не до конца понято воспитанниками. Нужно стремиться наладить диалог с учащимися, постоянно подключая их к решению тех или иных вопросов, проблем, стимулируя их к выработке собственного мнения по множеству жизненных позиций и к умению выражать и отстаивать своё мнение.

Педагогу важно осознать ценность этюдной работы в учебном процессе по мастерству режиссёра. Режиссёрские этюды, впрочем, как и актёрские позволяют развить у учащихся внимание, фантазию, память, логику действий, ассоциативное мышление, культуру поведения на сцене с той лишь разницей, что в режиссёрском этюде нужно охватывать историю целиком, в то время как актёры зачастую концентрируют внимание исключительно на своей роли. Всё это происходит в почти игровой атмосфере легко и естественно для учащихся. При выборе тем для этюдов нужно следить за тем, чтобы они были разнообразными и охватывали самые различные жизненные ситуации и проявления человеческих чувств и эмоций.

Существует множество направлений в этюдной работе:

  • этюды на проявление человеческих эмоций;
  • этюды на выразительность жеста;
  • этюды на органическое молчание;
  • пластические этюды;
  • этюды по нескольким заданным словам или предметам;
  • этюды, основанные на стоп-кадрах;
  • этюды на основе произведений живописи или литературы, пословиц, поговорок и фразеологизмов;
  • этюды с воображаемыми предметами (партнёрами);
  • этюды на память физических действий;
  • импровизационные блиц-этюды и т.д.

Что касается последнего типа этюдов, обычно они вызывают особое затруднение у учащихся, так как импровизация является очень сложной сферой для начинающих юных дарований. Тем не менее, нельзя опускать это вид работы, так как воспитание импровизационного самочувствия является неотъемлемым условием развития, как актёрского, так и режиссёрского дарования учащихся. К заданиям такого рода, педагогу необходимо возвращаться снова и снова.

Независимо от этапа работы над спектаклем, фильмом или иным основным творческим заданием (съёмка видеоролика или короткого фильма), три составляющие занятия должны оставаться неизменными:

  • речевой тренинг;
  • актёрско-режиссёрский тренинг;
  • психофизический тренинг.

Информационные источники

Для педагога

  1. Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. — М., 2014.
  2. Вайсфельд И.В. Кино как вид искусства. — М., 2016.
  3. Герасимов С. Воспитание кинорежиссера. — М., 2000.
  4. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 4-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2002. — 88 с.
  5. Гудридж М. Профессия: кинорежиссер. М.: Рипол Классик. 2014.
  6. Кино: от студии до зрительного зала. Сб., сост. Е.Нагирняк, В.Петрова, М. 2015.
  7. Кренке Ю: Практический курс воспитания актера. Учебное пособие. М. 2019.
  8. Кулешов Л.В. Уроки кинорежиссуры. М., 1990.
  9. Сахновский В.Г. Режиссура и методика ее преподавания. Учебное пособие. СПб.: Лань 2018.
  10. Чехов М.А. О технике актера. М., 2016.
  11. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. — М., 2015.
  12. Юткевич С. Основы режиссуры (краткий конспект курса лекций//www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/222/

Для учащихся

  1. Беленький Игорь. История кино. Киносъемки, кинопромышленность, киноискусство. - М.: «Альпина Паблишер», 2019. (16+)
  2. Кино. Для тех, кто хочет все успеть. – М.: «Бомбора». 2018 (12+)
  3. 100 фильмов для школьников https://www.culture.ru/cinema/movies/child-100