Использование герменевтических приёмов анализа и интерпретации художественного произведения в технологии проблемного обучения

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Очень важно научить ребёнка погружаться в мир художественного произведения, открывать заложенные в нём смыслы, размышлять над ними.

 «Можно тысячу раз требовать: «Читай! Читай внимательно!» - и не получить ни того, ни другого. Нужно создать условия, при которых не читать или тем более читать невнимательно невозможно, то есть так поставить вопрос, чтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли, вдумчивого отношения к прочтению текста», - говорил Е.Н.Ильин. [2]

Выявление проблемы развивает умение использовать знание при деятельностном чтении, развивает мыслительные процессы. Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей. [1] Реализуя проблемное обучение на уроках литературы, можно использовать герменевтические приёмы анализа художественного текста. Существует несколько определений герменевтики, но мы будем опираться на определение новейшего философского словаря.

Герменевтика - искусство истолкования, перевода литературных текстов, основанное на грамматическом исследовании языка, изучении конкретных типов литературных произведений и связанных с ними исторических данных, помогающее раскрыть внутренний, глубин­ный смысл исторического текста. Герменевтика возникла в древнегреческой философии и филологии как искусство понимания изречений жрецов, оракулов и т.п. Название восходит к имени бога Гермеса, который считался вестником богов и истолкователем их предначертаний. [4]

Выделяют несколько герменевтических приёмов для анализа и интерпретации художественных текстов.

Приём бинарных оппозиций – это приём, помогающий вступить в диалог с авторским сознанием, инструмент для построения системы беспредельно сложных отношений. Одна позиция рождает другую, вторая – третью и т.д.

Приём герменевтического круга – приём, помогающий читателю увидеть истину автора: открытие себя и через себя мира.

Приём интертекстуальности – приём, позволяющий расширить смысловое поле произведения за счёт привлечения смыслов других текстов, постичь философское авторское сознание, увидеть нетождественность смысла изображаемому и условность картины мира.

Приём метафоризации – это приём, помогающий понять провокативное авторское сознание, попытку писателя разрушить прежнюю систему ценностей во имя создания нового мира, утверждения собственного «Я».

Приём остранения – приём, заключающийся в видении мира, предметов, явлений и слов – свежим взглядом, не навязанным из вне, не «замыленным» многими поколениями до тебя, а другим, как бы первозданным оком (от «странный», необычный)

Реактивация прошлого опыта значащих переживаний – приём, позволяющий понять мифологическое авторское сознание, когда автор объективно представляет бытийные, онтологические, неиссякаемые ценности, считая, что истина безусловна, традиционна и приходит извне. [6]

Я считаю, что современному школьнику и учителю-словеснику сможет помочь герменевтический подход к изучению художественного текста, тем более лирического.

Остановимся более подробно на одном герменевтическом приёме – приёме бинарных оппозиций.

Бинарность, как доказывают современные философы, - универсальное свойство человеческого сознания и культуры в целом. Использование приёма «бинарных оппозиций» диктует необходимость понять и описать, из каких элементарных составляющих построен художественный мир текста. Существуют наиболее частые и специфические для художественного текста «элементарные частицы», из которых строятся антиномии: жизнь-смерть, душа-тело, я – мир, верх-низ и т.д. Из элементарных складываются более сложные антиномические системы. [6]

Выполним фрагмент анализа поэтического текста на примере стихотворения «Перед ветхою избёнкой…» А.Плещеева с использованием приёма бинарных оппозиций.

Перед ветхою избенкой
Старичок сидит седой,
И кудрявого ребенка
Он морщинистой рукой
Охватил. В свой полушубок
Завернул его теплей;
С пухлых щек и алых губок
Не спускает он очей.
«Ох! недолго, внучек милый,
Мне понянчиться с тобой, –
Говорит старик. – В могилу
Мне пора уж на покой.
Долго маялся я; много
Вынес горя на плечах;
Не легка была дорога,
Да господь помог. Он благ.
Хоть во многом был я грешен
И хоть часто я роптал,
Но под старость им утешен:
Мне он радость ниспослал;
Знаю я, мой светик Саша,
Веселей твой будет век:
Доля ждет тебя не наша –
Будешь вольный человек!»
1861 г.

Поэт принимал активное участие в издательском деле именно в русле развития литературы для детей. Если говорить о периоде появления детской тематики в творческой деятельности А.Н.Плещеева, то следует указать, что впервые и непосредственно «дети» вошли в его поэзию ещё в 1861 году. Здесь стоит обратиться к истории. 19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. Именно в этом году и написано стихотворение «Перед ветхою избёнкой…».

Здесь автор словно делит жизнь старичка на две части: до отмены крепостного права и после отмены крепостного права. Большую часть своей жизни он был крепостным, приходилось очень тяжело:

Долго маялся я; много
Вынес горя на плечах;
Не легка была дорога..

И вот на закате своей жизни он стал свободным, но этого времени недостаточно, чтобы всё успеть, и старичок надеется, что это удастся осуществить его внуку.

Из исследователей, занимавшихся изучением творчества поэта, лишь немногие обращались к его детской поэзии (Ю.И.Айхенвальд, А.Р.Мазуркевич, Л.В.Миронова, И.А.Щуров). Анализируя творчество А.Н.Плещеева, Ю.И.Айхенвальд писал о том, что в произведениях поэта «любовь к детям и к молодости вообще — это не чувство среди других чувств; это — миросозерцание, центральный момент души». Автор работы считал А.Н.Плещеева «нравственным завещателем; который смотрел на свои ошибки и горечи как на испытания, посланные для того, чтобы страдавшие писатели спасли от них последующую человеческую очередь — детей, юношей, юниц».

Обратим внимание на оппозиции:

  • Ребёнок – старичок
  • Седой – кудрявый
  • Морщинистой рукой – с пухлых щёк и алых губок
  • Роптал – утешен
  • Старость – радость

Из этих пар видно, что автор сравнивает старого и молодого человека.

Также здесь присутствуют временные антиномии «прошлое-настоящее-будущее». Проследите: Не легка была дорога (прошлое) - Не спускает он очей (настоящее) - Будешь вольный человек! (будущее).

Старик очень сожалеет о том, что роптал на Бога:

И хоть часто я роптал,
Но под старость им утешен:
Мне он радость ниспослал.

На мой взгляд, здесь не случайно и имя ребёнка – Саша, ведь именно Александр Второй отменил крепостное право. Это имя как знак, как надежда на хорошее будущее ребёнка, страны в целом.

Приём бинарных оппозиций поможет учащимся увидеть в тексте и понять антиномичное авторское сознание, то есть авторское мироощущение через оппозиции, противоречия. [6]

Таким образом, использование герменевтических приёмов в технологии проблемного обучения позволяет погружать в глубинный смысл художественного произведения. Это ориентирует учащихся на творческую и самостоятельную деятельность, на проблемно-поисковый характер обучения, создает высокую мотивацию учения, формируя личность с высокими интеллектуальными и духовными запросами. Показывает практическую направленность знаний, получаемых на уроках русского языка и литературы, учит анализировать прочитанное, видеть проблему текста, мыслить широко, перспективно, видеть роль, место и значимость языка и литературы в общечеловеческой культуре.

Список литературы

  1. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. — Ростов-на-Дону, 2012.
  2. Ильин, Е. Н. Путь к ученику [Текст]/Е.Н. Ильин. - Москва: Просвещение, 1988.
  3. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006
  4. Новейший философский словарь, М: 2005
  5. Островская В.В. Организация герменевтического пространства урока литературы как условие эффективного постижения учащимися авторского сознания в художественном произведении/Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, Челябинск, 2009
  6. Сосновская И.В., Островская В.В. Использование герменевтических приёмов в процессе анализа интерпретации художественного произведения / Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура, 2016
  7. Электронная библиотека RoyalLib.Com [Электронный документ]. - Режим доступа: https: //royallib.com/ book/ pleshcheev_aleksey/ polnoe _sobranie_stihotvoreniy. Html. - Плещеев А.Н. Полное собрание стихотворений.