Современные образовательные технологии работы с учащимися, имеющими нарушения речи

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: дети с нарушением речи, круги Луллия, Раймонд Луллий


Раймонд Луллий, философ, богослов и алхимик 14 века, создал приспособление, логическую машину для открытия новых истин и умозаключений, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение. В настоящее время этот принцип, основанный на морфологическом анализе, используют педагоги для создания развивающих игр и головоломок для детей. Пособие «Круги Луллия» бывает нескольких видов: горизонтальные и вертикальные.

Круги Луллия представляют детям дошкольного возраста как чудесные кольца или загадочные круги.

С детьми в возрасте 4-го года жизни целесообразнее брать только 2 круга разных диаметров с четырьмя секторами. Для детей 5-го года жизни можно добавить третий круг. К 7 годам дети вполне справляются с заданиями, в основе которых лежат 4 круга с 8 секторами на каждом. Обогащение и активизация словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах через признаки и их проявления – вот далеко не полный перечень возможностей игр с кругами Луллия.

Предлагаем вариант дидактической игры "Весенний Крым" на основе кругов Луллия

1) Два или три круга разделенные на 4 сектора каждый, с отверстием посередине. Диаметры кругов могут быть соответственно 20, 30, 40 см;

2) стрелку как выделение сектора;

3) стержень для нанизывания кругов по типу пирамид.

Соедините круги и стрелку. Расположите картинки на кругах. Раскручивайте круги и рассматривайте сочетание картинок, на которые указывает стрелка.

Игра «Какого цвета?»

Цель: формировать обобщенное понятие, что у каждого объекта есть цвет.

Оборудование:

  • 1 круг - объекты одноцветные.
  • 2 круг - сектора разного цвета (оранжевая, желтая, черная, белая, красная, голубая, зеленая, фиолетовая). «Найди правильное сочетание»

Выбери объект и подбери к нему цвет. (Нарцисс - сектор желтого цвета. Нарцисс желтого цвета. По цвету нарцисс желтый) и т.д.

Обратите внимание, во фразе, которую произносит ребенок, должно всегда присутствовать слово «цвет» (название признака). Это ведет к тому, что у ребенка формируется способность к обобщению.

Игра «Чья тень?»

Цели:

учить находить заданные силуэты.

  • Развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления.
  • Развитие конструктивного праксиса.
  • Развитие приемов зрительного наложения.
  • Развитие памяти, наблюдательности и усидчивости.